Путевые заметки. Белград. Часть 2

Описывать, что запечатлено на фото, пожалуй, будет лишним, тем более что у нас блог, а не ознакомительная заметка. На мой взгляд, интереснее будет рассказать о впечатлениях и людях Сербии и сделать это на фоне фотографий.

Путевые заметки. Белград. Часть 2

Автор Буторин Игорь Дата публикации 18 июня 2015 08:18

Сербы — очень приветливый народ, хотя внешне это не сильно заметно. Но стоит только обратиться к ним с вопросом, как на лицах появляются улыбки и готовность помочь или подсказать. В самом начале я пытался говорить по-английски, но сербы быстро догадывались, что я еще тот иностранец, а выяснив, что я из России, предлагали говорить по-русски. Они понимали меня, а я их. Языки наши похожи, разве что сербский пожестче, что ли: гласных букв у них в словах меньше.

Улица Милоша — это белградский Арбат: магазины, сувениры, народные умельцы и музыканты, подворотни-тупики, кафе, жареная кукуруза и каштаны.

Здесь я и купил ручной работы кожаные черевички с загнутыми носами. В них, наверное, удобно ходить по горам. Ну, а так как в Омске гор нет, то они пока просто лежат дома как сербский сувенир.

Здесь же, на улице Милоша, повсеместно продают пилотки югославских партизан и папахи с неизменным двуглавым сербским орлом — гербом. Он по сравнению с нашим, российским, не такой разлапистый и широкий. Если же ты соберешься что-то покупать, продавец к тебе проникнется братской любовью и уважением. Лишний раз говорить о любви сербов к русским, пожалуй, не будет лишним. Любят они нас и всегда смотрят в сторону России с какой-то потаенной надеждой.

Когда продавцы на сувенирных развалах узнавали, что мы из России, то расплывались в улыбке, называли братушкой, говорили, что «Русия и Србия — дружба на век», и давали скидку. Кстати в пилотках там многие ходят, правда, по большей части это уже пожилые люди. В финале любой купли-продажи сербы обязательно поблагодарят за покупку: «хва́ла» — это значит «спасибо».

Еще надо заметить, что сербы очень красивые люди. Турецкая кровь оккупантов здесь не сильно примешана к славянской, как, например, в Болгарии. И быть может, поэтому у сербов на смуглой от османов коже часто блистают голубые глаза, угадываются славянские черты лица и традиционная очаровательная улыбка.

Еще сербы очень спортивные люди. Молодые люди сплошь высокие, подтянутые и энергичные в движениях. В Сербии вообще любят и уважают спорт. Здесь не модно быть ботаном. Все школьники обязательно занимаются в спортивных секциях. Причем не просто ОФП, а имеют спортивные разряды. Та же картина в университетах и институтах.

Сербы все без исключения делятся на два лагеря: на тех, кто более за футбольную команду «Црвена Звезда», и на болельщиков команды «Партизан». Фанаты непримиримые и буйные. Да и вообще, любят сербы все игровые виды спорта. Быть может, именно поэтому у них традиционно довольно сильные команды по баскетболу, волейболу, ручному мячу.

Как нам рассказал местный гид, вечера сербы любят проводить вне дома. После работы многие охотнее пойдут в кафе или ресторан, чем домой. Привычная картина — когда притулившись к стене здания, пара мужичков может несколько часов к ряду о чем-то беседовать, изредка попивая вино или сливовицу из маленьких пятидесятиграммовых бутылочек.

От этой любви к общению и общепиту все автозаправочные станции обязательно оборудованы кафе и детскими площадками — здесь не просто покупают бензин, а проводят длительное время, общаясь и ужиная.

Ну а уж вечером в городских кафе и кабачках свободный столик найти практически невозможно. Это было особенно заметно в городе Нови Сад. Приехали мы туда днем, и во всех уличных кафе стулья стояли сиротливо прислонившись к пустующим столикам на старинной пешеходной улочке типа Арбата. Зато когда мы уезжали оттуда вечером, то во всех заведениях уже было не протолкнуться.

Белградский базар. Он находится неподалеку от городского автовокзала. Торгуют там в основном овощами и фруктами. Сюда приезжают из деревень, и цены значительно ниже, чем в магазинах. Бойкая торговля идет ранним утром, а к полудню покупателей минимум и продавцы скучают.

Сербы, судя по ассортименту магазинчиков, — мясоеды и сластены. Мясные лавки сплошь увешаны шпалерами колбас, окороков и прочей аппетитной снеди. А у кондитерских лавок всегда очередь. Пирожные и сдобу берут впрок или съедают тут же в сторонке.

Как мне сказали, фирменным белградским фастфудом является плескавица. Это лепешка из мясного фарша с луком, капустой, салатом и кетчупом внутри круглой булки. Готовят ее прямо при тебе, и лавчонки с плескавицей густо разбросаны по всему городу. Однако самую вкусную, как меня заверили знающие Белград люди, готовят рядом с гостиницей «Москва», как раз напротив нашего отеля. Скажу честно, хотя эта самая плескавица была очень волшебной, но за один присест мне ее съесть так и не удалось.

Сербия страна бедная и изрядно разрушенная бомбами НАТО. Экономика хромает, особенно с отделением промышленного Косово, курортного побережья Адриатики. Процент эмигрантов высок и растет с каждым днем. Но есть в стране и ее людях какое-то очарование, спокойствие и умиротворение размеренной жизни. Здесь нашли вечное успокоение многие русские офицеры белой гвардии, покоится здесь прах и барона Петра Врангеля, память о нем сербы чтут и по сей день.

Сербы набожны, горды и терпеливы. Мне там было комфортно. И если представится новая возможность посетить эту маленькую европейскую страну, то я обязательно туда поеду, ведь я еще не видел горную Сербию, где построил свой маленький город Эмир Кустурица. Ведь давно известно, что замечательные люди для жизни выбирают на этой планете только замечательные места.