Юморной «замес» из жести и абсурда

Пермский театр показал омичам, казалось бы, несовместимые вещи. В постмодернистских «мрачных комедиях» по пьесам ирландского драматурга Макдонаха переплетаются реализм и абсурд, комедия и трагедия, гротеск и лирика, жестокость и гуманизм.

Юморной «замес» из жести и абсурда

Автор Пантелеев Алексей Дата публикации 11 декабря 2017 12:37

Когда «золотомасочный» театр «У моста» из Перми объявил о своих омских гастролях, в душу закралось сомнение. Один из привезенных спектаклей из их репертуара — пьесу «Безрукий из Спокэна» по пьесе современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха — ставили и на сцене Омской драмы. И желание «пойти на пермяков» могло означать и некую зрительскую измену своему, родному театру. Однако, без сомнения, омская Мельпомена все же простит столь мелкое прегрешение, а зрительского внимания хватит на всех.

Итак, пермский театр «У Моста» — трижды номинант и лауреат национальной премии «Золотая маска», а также обладатель множества других Гран-при. Себя он позиционирует как единственный в мире мистический театр и по рейтингу журнала Forbes входит в десятку лучших театров России. В Омске на сцене «ТОП-театра» театр «У моста» представил четыре постановки: «Панночку», «На дне», а также спектакли «Безрукий из Спокэна» и «Палачи» по произведениям Мартина Макдонаха.

На подмостки «ТОП-театра» перед началом предпоследнего спектакля пообщаться с омским зрителем вышел основатель и художественный руководитель «У моста» Сергей Федотов. Предусмотрительно представился и предложил пари — угадать, кто из актеров днем ранее в спектакле «На дне» выступал на сцене впервые и без репетиций. Видимо, задача эта оказалась неразрешимой.

Что же касается постановки Макдонаха «Безрукий из Спокэна», Сергей Федотов предупредил, что это комедия. Но черный, «тарантиновский» юмор драматурга-ирландца уже с первых минут пьесы шокирует и веселит одновременно. Сюжет, казалось бы, вышел из-под пера психиатра: главный герой, мистер Кармайкл, уже второй десяток лет колесит по Америке в поисках руки, которую потерял в юности при странных и трагических обстоятельствах. Какие-то «быдловатые парни» положили руку под поезд, а затем унесли отрезанную кисть с собой. Теперь, обозлившись на весь мир и даже собственную полубезумную престарелую мать, Кармайкл ищет в американских городках то, что должно принадлежать ему по праву.

С самого первого момента, как в действие вступает странноватый портье отеля и парочка взбалмошных наркодилеров, которые хотели продать Кармайклу совсем другую, украденную из музея руку, зрителя держат в постоянном напряжении. Смесь треша и страха в сочетании с диким смехом дает странный эффект. По залу прокатываются волны эмоций: то хохот, то оторопь. И в конце пьесы с наступлением катарсиса действие заставляет проникнуться к героям пьесы жалостью.

Кармайкл, живущий все эти годы лишь жаждой мести, повсюду таскает за собой чемодан с раздобытыми отрезанными руками, которые ему «не подошли». Однако в этой жуткой куче напоминаний из прошлого обнаруживается и кисть с татуировованной надписью HATE («ненависть»), которая была у самого Кармайкла. На его правой руке осталась другая татуировка — LOVE.

Но любви в его жизни нет, как ее не было у долговязого скучающего портье Марвина, который вынужден работать в ненавистном отеле. Когда-то у него был один друг — гиббон в местном зоопарке, с которым он, вдрызг напиваясь, общался через прутья клетки. Но гиббон умер, и друзей не осталось совсем. Теперь Марвин подсел на амфетамин и упивается моментом своей власти над парочкой прикованных к батарее наркодилеров. Однако одна из заключительных фраз скрывает в себе большую трагедию современного человека:

— Марвин, почему ты так сильно хочешь умереть?

— Да не хочу я сильно умирать. Да и жить не очень… Оба варианта — не очень.

Ненавязчивая мораль в итоге подается зрителю без падения в «чернуху» и нравоучительство, а тонко и с острым сарказмом, насколько позволяют это делать грани абсурдного черного юмора Макдонаха.

Последняя постановка гастролирующего театра «У моста» для омских зрителей — это еще одна «мрачная комедия» по пьесе Мартина Макдонаха «Палачи». Художественный руководитель театра Сергей Федотов признался омичам, что постановка новая, а театр «У моста» — первый театр в России, который ставит «Палачей», и второй в мире.

Спектакль «Палачи» — это «черная комедия» с закрученным сюжетом и свойственными ей интригами, преступниками, скелетами в шкафу и, конечно же, иронией и шутками.

В постановке «Палачи» раскрывается очень любопытная и незаезженная тема для российского зрителя — чем занимается палач после отмены смертной казни? Экс-палач и владелец паба Гарри и его жена каждый вечер обслуживают посетителей в своем заведении. И однажды к ним заглянул корреспондент местной газеты, чтобы взять интервью у «знаменитого» палача, удушившего 233 человека. У Гарри есть конкурент — владелец другого паба Пирпойнт, который в прошлом тоже палач… И спорят они за количество повешенных. Однажды к ним заходит новичок — «зловещий тип» Муни, который умудряется соблазнить 15-летнюю дочь палача, после чего девушка исчезает. Палач и не подозревает, что становится жертвой заговора. Гарри и его друзья приходят к выводу, что причиной несчастий является «зловещий тип» и убивают его.

Спектакль дает повод задуматься о приоритетах личных ценностей и профессиональных установок, о зависти и обиде и учит вере в лучшее. А еще дает ответ на вопрос: каждый ли может быть палачом или для этого нужно «призвание».

Интересно, но палачи на сцене не воспринимаются бездушными отморозками, они относятся к своему ремеслу как к любой другой работе. У них, как у всех профессионалов в своей области, есть своя этика, принципы и правила, с которыми они считаются.

Стоит отметить прекрасную работу режиссера Сергея Федотова: во время просмотра спектакля забываешь, что находишься в театре, скорее возникает ощущение, что смотришь добротный фильм. Настолько все продумано до мелочей: от костюмов и декораций на стенах паба до настоящего аппарата по разливу пива и капель дождя на зонте! Потрясающее воспроизведение ирландского паба, музыка, звуковое сопровождение и грамотная игра со светом заслуживают восхищения. Режиссер Сергей Федотов отлично умеет раскрывать образы героев через актеров. Их игре веришь настолько, что порой становится жутко.

Сейчас Макдонах работает над новой пьесой, а это значит, что театр «У моста» порадует нас новым спектаклем с непредсказуемым сюжетом, а зрители будут смеяться и плакать, верить в лучший исход и узнавать себя.

Алексей Пантелеев

Ольга Мудрова