Служить – не защищать: что не так с нынешними «копами»?

После убийства полицейскими в Миннеаполисе 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, в городах США прошли массовые протесты. Во многих местах они переросли в погромы и массовые грабежи.

Служить – не защищать: что не так с нынешними «копами»?

Автор Алексей Николаев Дата публикации 3 июня 2020 18:33

Начальнички теперь уже бывших копов сейчас оправдываются, мол, погибший перед «общением» со стражами порядка расплатился в магазине поддельной купюрой, да и вообще, оказывал сопротивление под воздействием каких-то опьяняющих средств.

Хотя на кадрах, которые несколько минут снимали случайные прохожие, прекрасно видно – задержанного, несмотря на призывы со всех сторон прекратить издевательство, медленно убивают, надавливая коленом и всем телом на шею.

Конечно, у силовиков любой страны – будь то Америка, Германия, Турция или Россия, есть свои «фишки» при задержании подозреваемых. Однако с чисто профессиональной стороны, оставив в стороне эмоции и сложную политическую ситуацию в Америке, их ребята в форме полицейских ведут себя странно. Слово силовик как раз и означает, что в нужную минуту человек может эту самую силу проявить. Делает он это для того, чтобы следовать основному принципу полицейских: «Защищать и служить». А тут четверо лбов, после того как надели на мужчину наручники, начинают его для чего-то мучить. Этих людей, на мой взгляд, можно называть кем угодно, но только не силовиками. И пользы от них для общества никакой.

В этой связи вспомнился забытый уже сейчас вполне себе живенький американский боевик начала семидесятых годов режиссера Ричарда Флейшера под названием «Новые центурионы». Сюжет фильма по голливудским меркам вполне стандартный, опытный коп учит молодого напарника правильно служить и защищать. При этом оба рискуют жизнью на каждом шагу, однако чувства уважения к людям, от которых им самим исходит угроза, не теряют.

С вполне жизненным, а не экранным вариантом соблюдения главной заповеди всех силовиков я столкнулся в начале двухтысячных годов, когда в силу специфики своей профессии отправился в ночной рейд с экипажем ГИБДД.

Не знаю, как сейчас, а тогда в переговорах по полицейским рациям сотрудники Госавтоинспекции на служебных Volvo имели позывные «молния». Вот и носились эти ночные «молнии» по городу, часто оказываясь раньше других в том месте, где требовалась помощь.

Во время дежурства с моим участием тревожный сигнал пришел из одного питейного заведения, расположенного в Нефтяниках. Когда мы подъехали, у входа в ресторан была драка. Участвовало в свалке человек тридцать. Оба офицера полиции тут же бросились в самую гущу. Довольно быстро, где уговорами, а где и подзатыльниками, погасили конфликт. Наши омские ловеласы – люди отходчивые и незлобивые, тут же поперемирились между собой и отправились догуливать.

Уже в машине я спросил, зачем было лезть в драку сотрудникам ГИБДД, ведь это хлеб других подразделений тогда еще милиции.

«Раз мы получаем деньги за то, что охраняем порядок в городе, то отвечаем за все, даже за хорошую погоду», – пояснили мне.

И тут же добавили, что в подобных ситуациях чаще всего приходится действовать одной рукой, потому что вторая откинута назад и придерживает кобуру, чтобы какой-нибудь ушлый участник конфликта незаметно не «срезал» пистолет. Согласитесь, вряд ли можно представить в такой ситуации германского, турецкого и уж тем более американского копа.

Не знаю, смотрели ли сотрудники омской ГИБДД фильм Ричарда Флейшера, но примером того, как надо нас с вами защищать, эти ребята лично для меня точно стали.