Проблемы у ТЮЗа начались уже давно. В начале 2010-ых стала муссироваться идея глобальной реконструкции здания. Его советское оснащение и неотапливаемый зрительный зал к тому времени безнадежно устарели, зимой в театре было откровенно холодно. Сообщалось, что ТЮЗ построили по так называемому сочинскому проекту, и к условиям Сибири он был не приспособлен. Однако информация о «южном» проекте может являться и не более чем мифом — подтверждений этому омские архитекторы не нашли. Тем не менее, состояние ТЮЗа усугубило отсутствие капитального ремонта в течение 30 лет, и обновление было остро необходимо еще 10 лет назад.
В 2013 году в качестве единственного выхода для театра посчитали концессию — некий таинственный инвестор должен был отремонтировать здание за свой счет, а чтобы отбить вложенные полмиллиарда рублей — во столько тогда оценивали работы — ему разрешили бы возвести коммерческую пристройку. Однако летом 2013 года против этой идеи выступил коллектив ТЮЗа во главе с его директором Валентиной Соколовой, проработавшей в театре 27 лет. Договор на концессию так и не заключили, а сопротивлявшуюся Валентину Соколову в ноябре того же года уволили. Коллектив просил омичей защитить своего руководителя и писал открытые письма в прессу, но напрасно.
Театр возглавил Владимир Золотарь, который твердо заявил, что алчным инвесторам здание не отдадут, но в любом случае театр будет реконструироваться. Как известно, выполнить обещание Золотарю не удалось, и в 2017 году он уволился по собственному желанию. Кстати, на сайте театра о бывших директорах и руководителях информации нет, что для его 80-летней истории выглядит упущением.
Тем временем, ТЮЗ и пространство вокруг него пытались «оживить» другими способами.
Летом 2014 года во внутреннем дворике ТЮЗа начала работу «Вышка» — летняя школа для всех желающих в формате регулярного лектория на самые разные темы. Каждая встреча лектория была бесплатной и тематической — искусство, урбанистика, SMM, стартапы в бизнесе и так далее.
В октябре 2015 года на площади у театра проходил фестиваль уличного искусства #безграниц. А уже на следующее утро команда проекта узнала, что установленную ими большую скамейку для пешеходов испортили вандалы: открутили часть досок и оставили надписи, среди которых была «хипстеры, вам тут не рады». Тем не менее, изрисованную стену театра украсили новые граффити, а среди событий фестиваля были танцы, перформансы, трейлеры спектаклей и фотовыставка. Меньше чем через месяц баннеры с росписью, закрывающие беспорядочные граффити на стенах ТЮЗа, изуродовали и порезали сами омичи. К слову, фестиваль был не стихийным — он проходил в рамках проектной лаборатории «Город своими руками» при поддержке «Газпрома».
Яркой вспышкой для самого ТЮЗа стала премьера «Сталкера» в 2016 году — зрители бродили вместе с актерами по темным закоулкам с паутиной, комнаткам с тусклыми лампами и коридорам театра — сценой стало само полуаварийное здание. Даже особых декораций для «Зоны» создавать не пришлось.
А в 2017 году после ухода Владимира Золотаря ТЮЗ покинули и многие яркие актеры — Алексей Гнеушев и его супруга Елена Гнеушева (Пылаева), Марина Журило, Татьяна Лизунова и еще одна супружеская пара Никита Пивоваров и Наталья Мольгавко. Тогда же аудиторская проверка выяснила, что выручка от продажи билетов падает, а число зрителей ежегодно уменьшается. Относительно 2009 года количество посещений театра зрителями снизилось в 2016 году на 62,2%. Вдобавок ко всему здание признали пожароопасным.
С 2018 года вновь заговорили о ремонте театра, теперь уже в рамках нацпроекта «Культура». В зрительном зале поменяли кресла, отслужившие полвека.
И вот с таким печальным бэкграундом в конце 2020 года пришла радостная весть: ремонт будет, из федерального бюджета на эти цели выделяется 457,6 млн рублей, из них на 2021 год — 67 млн. Но, помня историю «невезучего» театра, проект которого изначально якобы для Омска и не предназначался, омские архитекторы и краеведы с тревогой смотрят в новые эскизы с фасадной плиткой и витражами. К слову, в 2014 году стоимость реконструкции оценивалась навскидку в 500-700 млн рублей.
Весь февраль театр вместе со службами, артистами, репетиционными и декорациями будет переезжать на новые площадки, а уже 12 марта состоится первый спектакль ТЮЗовцев на временной «гостевой» сцене Дома актера. Завершить ремонт планируется не позднее 2024 года, и надеемся, в этом ТЮЗу наконец повезет.