О, дивный новый мир

Нас снова ждут большие перемены. Декарбонизация и энергопереход — два новых слова, которые теперь часто звучат на больших конференциях и форумах страны.

О, дивный новый мир

Автор Пантелеев Алексей Дата публикации 2 января 2022 15:28

На одной из конференций в Москве, на которой мне довелось побывать в конце 2021 года, обсуждали модную нынче «зеленую» повестку. Это была первая в России коммуникационная конференция по формированию репутации бизнеса в условиях возрастающей актуальности ESG-повестки.

Эти три буквы — ESG – московские топ-менеджеры вставляют тут и там. Дословно они означают экологическое, социальное и корпоративное управление (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG). Как говорит Википедия, ESG — это набор стандартов деятельности компании, которые социально ответственные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций. Экологические критерии определяют, как компания выступает в роли хранителя природы. Социальные критерии исследуют, как она управляет отношениями с сотрудниками, поставщиками, клиентами и обществом. Корпоративное управление касается руководства компанией. Сейчас наиболее громко «гремит» экологическая повестка.

И как заявил в приветственном слове к участникам этой конференции Анатолий Чубайс, нас снова ждут большие перемены. Они коснутся десятков миллионов людей и большинства бизнесов в стране. Они коснутся социальной политики, которую нужно будет дорабатывать, и многого другого. В этом смысле мы входим в совершенно новую жизнь, просто масштабов этого события еще не все осознали, заявил Анатолий Чубайс.

Программные сообщения конференции — об энергопереходе, декарбонизации, переходу к углеродной нейтральности в экономике страны. Что это значит? В Правительстве РФ разрабатывают план по сокращению использования традиционных видов топлива на фоне активного развития альтернативной энергетики. Ближайший план действий разрабатывается до 2030 года — прежде всего, нас ждет отказ от «угольной» экономики. А глобальный энергопереход с нулевым выбросом парниковых газов планируется на 2050 год.

Все очень серьезно, работу над этим стратегическим документом Правительство планировало завершить до конца 2021 года. А уже сейчас под эти планы, особенно в Европе, формируется совершенно новая этика. В чем она заключается?

Например, инвесторы отказываются от покупки акций угольных компаний и вообще вкладываются только в тех, кто планирует энергопереход к «зеленой» энергетике. И это уже сродни новой религии, буквально на бытовом уровне. Многие из молодых европейцев, прежде чем купить баночку пива, посмотрят на упаковку, использовалась ли при создании напитка и при производстве тары альтернативная энергетика — солнечная или ветряная. Если такой пометки нет, товар остается на полке. И это без шуток. Даже при выборе места работы молодые люди теперь обращают внимание на экологичность компании.

Повсеместный отказ от пластиковой упаковки — еще одна данность. Брать модную одежду в аренду, а не покупать новую — какова вам идея? А «нормальные» зарубежные компании теперь рассчитывают выбросы парниковых газов не только при производстве товара, но и, к примеру, при доставке продукции и перевозке сотрудников. А потом публикуют эти цифры в открытых отчетах.

И если кто-то, к примеру, в Омске думает, что его это не касается, то это зря.

Во-первых, «тучные нулевые» годы с растущей «нефтянкой», очевидно, навсегда остались в прошлом — «зеленая» экономика — это дорого, и цены будут расти. Инвестиции в модернизацию и энергопереход будут закладываться в цену товара. Во-вторых, на той самой последней конференции в Москве поставили вопрос возникновения в России «ржавого пояса», по аналогии с американским Детройтом. Ни больше, ни меньше, такие северные города, как Воркута и центры в Кузбассе с их угольными шахтами будут никому не нужны, и города надо будет буквально расселять и людей перевозить. Это же может коснуться и «нефтяных» городов, наподобие Нижневартовска или Нефтеюганска — на их месте будут логичнее вахтовые временные поселки. Так что жить нам, сибирякам, без учета мировой повестки будет все тяжелее и тяжелее.