Поселили нас на замечательной вилле одного местного филантропа и аматера до различных искусств. Его родовое имение, которое все называли замком, находилось в пригороде Милана и было превращено в гостиницу, где постоянно останавливались гости синьора и проводились конференции по искусствам.
Быстро осмотрев дворец (а родовое имение напоминало именно дворец, а не замок, как нам его представили), мы решили не упускать возможности и съездить в Милан: когда еще доведется? Поехали мы просто так, без гида и туристического путеводителя.
Такси доставило нас в самый центр этого древнего города на площадь с собором Дуомо. На огромной соборной площади находятся три самых замечательных символа Милана: кафедральный собор Дуомо, Королевский дворец и галерея Витторио-Эммануэле II.
На площади всегда много туристов и… негров. Последние здесь навязчиво навяливают всем подряд какие-то книги, сувениры, растаманские береты и разноцветные нити-фенечки на запястья. Здесь эти торговцы себя чувствуют основными людьми.
Кафедральный собор при всей своей изящности снаружи буквально подавляет внутренним убранством. Именно внутри чувствуешь свою ничтожность перед Всевышним — во всяком случае, как мне показалось, именно эту цель ставили перед собой строители этого фантастического и одного из самых величественных и больших соборов в Италии, да и во всем католическом мире тоже. Ну и не зря же итальянцы возводили это бело-розовое мраморное чудо почти семь столетий. За это время глупо было построить обычный храм.
С площади легко попадаешь в не менее знаменитую галерею Витторио-Эммануэле II. Здесь в пассаже расположены магазины всех мировых брендов и всегда толкутся несчетные толпы туристов. Кстати, и негров здесь почти нет. Зато есть карабинеры, основной обязанностью которых, судя по всему, не наблюдать за порядком, а фотографироваться с туристами.
Четыре луча галерей пересекаются в центре всего пассажа, пол здесь украшен мозаикой с зодиаком. Мытари счастья имеют возможность крутануться на пятке вокруг своей оси в этом центре миланского торгового и пафосного мироздания. Говорят, кому-то это помогает обрести счастье.
Удивительный народ итальянцы. Они всегда улыбаются, проходя мимо многочисленных кафе и ресторанов, редкий официант не поприветствует тебя своей улыбкой и предложит зайти. «Нет? Ну, ладно, заходи в следующий раз», — говорят они с неизменной улыбкой. Да и вообще, итальянцы мне очень понравились. Улыбчивый, открытый и доброжелательный народ.
Италия — да-да, а как же! — Леонардо да Винчи. Да вот он стоит и в задумчивости смотрит на театр Ла Скала. Если не знать, то и мимо можно пройти — обычное здание, с колоннами, так здесь этих колонн, почти на всех строениях. Улочки узкие, машин много, да еще и трамваи скрежещут, но как-то всем места хватает. Хотя на обратной дороге в предместье мы все же в пробку попали. Однако время стояния в пробке на цене не отразилось.
Несмотря на то что бродили мы без путеводителя, дорога все равно вывела нас к еще одному замечательному символу Милана — замку Сфорца. И тут начинается дежавю.
Смотришь на замок — и видишь московский кремль. И тебе зубцы в виде короны, и башни по углам такие же, только без остроконечных наверший. Оказывается, именно эту крепость итальянские строители московского Кремля взяли за основу, когда их пригласили строить крепость в нашей столице.
У герцога Сфорцы занимался украшением интерьеров сам Леонардо. Правда, сейчас от его работ почти ничего не осталось, как и от самих интерьеров. Да и крепость Сфорца мне показалась поменьше нашего Кремля, но все равно впечатляет. Есть, однако, еще одна разница. Идешь себе среди высоченных стен и внутренних двориков — оба-на! — в нише караульного сидит себе парень, с виду похожий на хиппи, и так самозабвенно и довольно виртуозно исполняет классическую музыку. А в другом углу не менее виртуозно звучит скрипка — это азиат оспаривает славу Паганини.
До арки Мира, еще одной достопримечательности Милана мы не дошли, настала пора возвращаться. Назавтра нас ждала экскурсия в Венецию.