Трагедия ужасает, а вот реакция на нее, простите, не подберу лучшего слова, обнадеживает. С каким упоением еще год назад либеральствующая часть нашей прессы начала бы пляски на костях. Сегодня — нет. Даже в нашем омском медиапространстве, пожалуй, только один окончательно и безнадежно пожелтевший сайт попытался смешать на своих страницах смерть с содомией. Но это уж совсем безнадежный случай. Да и настроения в обществе были бы соответствующие — рвать, метать, рубить головы. Словно демонстративные наказания стрелочников хоть как-то утешат и застрахуют от повторения рукотворных катастроф. Действительно, что-то изменилось — мы стали осмысливать трагедии. Это хороший симптом расставания с иллюзиями, что все будет хорошо. Будет так, как будет, и к этому надо быть готовым. Жаль только, что поводом говорить об этом стала нелепая гибель совсем молодых людей.
Но есть надежда, что в этом случае виновные будут действительно найдены, а не назначены.
Еще 13 июля официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что все причастные в той или иной степени к трагедии, случившейся в Светлом, «независимо от должностей и заслуг будут справедливо наказаны». Возбуждены уголовные дела по трем статьям УК: «Халатность», «Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ» и «Превышение должностных полномочий».
«Новая газета» приводит слова эксперта Азария Лапидуса, о том, что к трагедии могло привести «некачественное состояние сопряжения узлов ригелей или перегруз при реконструкции, на который колонны и ригели изначально не были рассчитаны». Специалисты на условиях анонимности утверждают, что из-за ветхости здания (построено в 1975 году) ему был противопоказан капремонт, которым два года назад занялась компания «Ремэксстрой», которая выиграла тендеры Министерства обороны на строительство жилых объектов стоимостью 154 и 174 млн рублей, причем договоры заключались по начальной, то есть максимальной, цене. Это что — особое отношение к строительной фирме?»
Особое, господин эксперт, особое. Трагедия в Светлом — это кровавая отрыжка «табуреточников», ранее сидевших в министерстве обороны. И теперь Сергею Шойгу нужно ломать эту систему. Прозвучит трюизмом, но есть сферы в жизни общества, куда коммерсантам, а точнее лавочникам, вход категорически заказан. Где принцип получения максимальной прибыли любыми средствами ни в коем случае недопустим. И обороноспособность страны в этом списке первая. Начиная со стратегических ракет и заканчивая перекрытиями в солдатских казармах. То и другое, как выясняется, падая, уносит жизни, и не только врагов. Лавочникам ведь все равно, что бодяжить, — левую водку, подряды на строительство казарм или образовательные программы.
И что еще внушает робкую надежду — от трагедии в Светлом никто из власть предержащих не попытался спрятаться, отделаться постной миной какого-нибудь второго зама. Министр обороны Сергей Шойгу пришел к раненым десантникам в госпиталь. Губернатор Виктор Назаров сделал все возможное, чтобы помочь близким погибших ребят. Премьер-министр Дмитрий Медведев тоже заверил, что, «если потребуется что-либо дополнительное сейчас, имейте в виду как руководитель области, что федеральные власти сделают для этого все необходимое».
Разумеется, можно возразить, что никакие деньги не вернут матери сына. И это абсолютно справедливо. Но вот помочь, дать понять, что человек не одинок в своем горе — это, думаю, единственно правильное поведение в этой чудовищной ситуации.
Вечная вам память ребята… и простите нас.