Четыреста с хвостиком «детей» Татьяны Дугиной

До приюта «Друг» путь неблизкий. На окраине города, за рыбным рынком и кладбищем, расположена промышленная зона. Практически напротив ТЭЦ небольшой указатель: приют «Друг» – 100 метров.

Четыреста с хвостиком «детей» Татьяны Дугиной

Автор Чижма Владислав Дата публикации 30 мая 2016 16:49

Рядом с разбитой дорогой двое молодых парней выгуливают собак. Проезжаю мимо них, мимо бетонных плит забора (некоторые из них раскрашены веселыми собачками) к воротам.


Никакой охраны или пропускного пункта нет, я захожу во двор и оглядываюсь по сторонам. Справа 3-этажное здание, возле которого охлаждаются большие ведра с едой для собак. Мимо меня проходят мужчины и женщины, бросая любопытные взгляды.


Мы заранее договорились о встрече с руководителем приюта Татьяной Викторовной Дугиной, но буквально за полчаса до назначенного времени она позвонила и предупредила, что мне придется подождать. В «Друг» приехала съемочная группа 12 Канала, они готовят сюжет про трехлапого пса Кирюшу.

У Татьяны чуть хрипловатый голос. Но он меняется, когда она начинает разговаривать с собаками, наполняется нежными интонациями и любовью. Каждую собаку она знает в лицо, и каждой хочет найти хозяев. Для этого нужно как можно больше информационных каналов – объявления, социальные сети, сайты и телевидение.

Журналисты уже заканчивают съемку, но Татьяна просит снять других собак-инвалидов. Найти для них хозяев сложнее всего. Руководитель «Друга» говорит, что в Омске редко принимают в семью такое животное. Помогают деньгами, кормами, лекарствами, а взять не решаются.

После мы с оператором проходим в ту часть приюта, где содержится основная часть собак. Их там около 400. При виде нас они лают, воют и скулят, создавая немыслимую какафонию. Пока Татьяна идет к одной из собак, животные прыгают и пытаются подойти к ней поближе, лизнуть руку или прыгнуть на нее передними лапами, выражая любовь на свой собачий манер.


Телевизионщики уезжают. Мы садимся на скамеечку в тени дома и Татьяна рассказывает мне, с чего все началось.

«Я всю жизнь помогала собакам, еще с детства тащила их домой. Благо, что мои родители никогда не запрещали этого делать, но ухаживала всегда сама», – говорит она.

В детстве Татьяна жила в частном доме в Омске, затем они переехали в квартиру. Сейчас у нее двое детей и четверо внуков, все живут отдельно от Татьяны. С мужем разошлись несколько лет назад. Не из-за собак, а из-за обыкновенных человеческих причин. Сейчас все силы руководитель «Друга» отдает любимому делу.

Она говорит, что в 2008 году, когда приют только создавался, она с трудом себе представляла содержание даже 100 собак. Сегодня в приюте более 400 бездомных животных. «Друг» всегда работает на грани своих возможностей, часто приходится отказывать в приеме животных из-за переполненности.

Это видно и любому постороннему посетителю вроде меня – каждый сантиметр здесь используется под нужды приюта. Основная часть собак живет в специальных вольерах, а больные и послеоперационные животные содержатся в здании. Практически во всех комнатах стоят большие и малые клетки, углы огорожены решетками. К примеру, в кабинете руководителя четыре собаки. Животных нет только на небольшой кухне, где варится еда в огромных ведрах. 


Я представляю себе, сколько труда сюда вкладывается каждый день, и у меня возникает все большее уважение к этой скромной, но невероятно целеустремленной женщине. Мало кому под силу проявить такое упорство и терпение – практически без денег создать приют на 400 собак.

Татьяна недавно стала одним из победителей премии «Народный герой», но себя она считает не героем, а инструментом, объединяющим людей. Создать и развить приют Татьяне помогла вера в то, что она делает. Ее вдохновение привлекло других людей, с помощью которых организация сегодня живет.

У руководителя «Друга» сегодня простая мечта – найти постоянных спонсоров. Сейчас каждый месяц возникает проблема – как оплачивать коммунальные услуги, на что покупать корм и где взять деньги на зарплаты работникам (сегодня их в приюте 7).

Я шучу, что популярность Татьяны выше, чем у многих омских депутатов. Она могла бы стать членом горсовета и помогать «Другу», в том числе и сверху. Но ей эта шутка не кажется смешной.

«Я на своем месте – мне нравится ухаживать за животными, мыть вольеры, гулять, иногда кого-то подлечить», – отвечает Татьяна. И, наоборот – работа с документами для моей собеседницы тяжкий труд.

Еще руководитель «Друга» мечтает о расширении приюта. С каждым годом бездомных животных становится все больше (80% из них рождены не на улице, а выброшены людьми), и сколько бы организация ни находила новых хозяев, поток потерянных, избитых и искалеченных животных не иссякает.

Наша беседа подходит к концу, я прощаюсь с Татьяной. И вовремя – пожилая чета входит в ворота, ища глазами, с кем можно поговорить.

«Мы хотим взять собаку», – говорит женщина.