Операция запланирована на конец 2017 года. В этой истории есть два важных аспекта. Первый — технический.
Серджио Канаверо впервые заговорил о пересадке головы в 2013 году. С тех пор тема регулярно «взрывает интернет». Раньше ее можно было отнести к разряду фантастических. Хирурги не умели удачно отсоединить спинной мозг, сохранить жизненную активность органов во время долгой операции (именно для этого сейчас идут эксперименты в области медицинского анабиоза). Сейчас — если судить по словам Канаверо — технология должна сработать: голову программиста охладят до температуры тела донора, и пересадка получит шанс на успех.
В научном мире к нейрохирургу Канаверо сложилось неоднозначное отношение. Многие считают планируемую операцию больше шоу-проектом, чем медицинским. Слишком невероятной она кажется. Между тем у «доктора Франкенштейна» есть свой и весьма опытный «Игорь». Это китайский хирург Рен Сяопин. Формально он будет помощником Канаверо. Однако именно он ранее проводил эксперименты по пересадке головы лабораторным мышам, а в прошлом году заявил о намерении пересадить голову примата, что значительно увеличивает шансы на успех трансплантации головы Спиридонова. Сяопин — человек гораздо менее публичный, чем Канаверо, и склонен к взвешенным заявлениям. Он отметил две проблемы, требующие решения: переключение спинного мозга донора и реципиента, а также возможное отторжение. Второе обстоятельство очень важно. Даже если операция пройдет успешно, не факт, что через год — три не начнутся проблемы.
Второй аспект — этический. В воздухе висит вопрос: будет ли тело с головой программиста Спиридонова программистом Спиридоновым? Ответить на него можно только эмпирическим путем после операции. Где у человека душа, то, что делает его индивидуальной личностью? Мозг, сердце, все тело?
«Я считаю, что сознание, опыт и характер человека находятся в головном мозге и не зависят от дополнительного “обвеса” в виде органов и туловища», — заявляет сам Валерий Спиридонов.
Первоначально операцию планировали провести в Китае. Но у китайцев вполне определенное отношение к таким вещам: в соответствии с религиозной традицией для успешной реинкарнации требуется полное тело усопшего со всеми органами. Именно поэтому в 2007 году Китай запретил торговлю человеческими органами.
Риск Спиридонова понятен. У него неизлечимая болезнь — спинальная амиотрофия Верднига — Гоффмана. По словам врачей, с ней удается дожить до 30 лет. Сейчас программисту 30. Ученый Стивен Хокинг, терзаемый не менее серьезной болезнью — боковым амиотрофическим склерозом, недавно заявил, что, несмотря на свое состояние, он хочет подняться в космос. Основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, планирующий скорый запуск суборбитального VSS Unity, обещал ему в этом помочь. Для программиста Спиридонова предстоящая трансплантация — это его «космос».
Фото: страница Валерия Спиридонова во «ВКонтакте»