В выставочном зале Дома художника омские зодчие представили свои концептуальные проекты, эскизные предложения, нереализованные идеи и инициативные замыслы для города Омска.
И именно здесь можно было понять творческий потенциал города, поудивляться смелости некоторых замыслов и поскорбеть о том, что вся эта «бумажная» архитектура по разным причинам оказалась невостребованной.
Эскиз застройки Любинской площади, 2008 год
Хотя, основная причина банальная — деньги. Именно их нехватка не позволила реализовать проекты еще позднесоветского времени, которые разрабатывал омский художник Виктор Десятов. К примеру, в районе улицы Баррикадной (сегодня это улица Щербанева) Виктор Александрович в 1986 году предлагал создать городок для омских художников и скульпторов-монументалистов — целый комплекс из малоэтажных блоков творческих мастерских.
Проект Виктора Десятова для «Либеров-центра»
Как рассказал автор, тогдашний глава горисполкома Юрий Глебов уже и землю выделил, и подрядчик был определен, и деньги найдены, но… Настал 1990 год — и вся благая затея лопнула. Такая же история произошла с проектом культурного центра для города Тары (1989 год) к его 400-летию, несмотря на поддержку областной администрации и Леонида Полежаева.
Историко-рекреационный парк Омская крепость, 2014 год
«Единственный проект, который мне удалось реализовать в полной мере в сотрудничестве с ПХБО “Восток”, — это кафе “Аленушка”, — вспоминает Виктор Десятов. — Но в девяностые годы здание стали разворовывать сами жители, а затем вдруг из этого светского объекта сделали церковь».
Причина, по которой остались на бумаге многие современные проекты, аналогичная: после так называемых экономических кризисов 2008 и 2014 годов инвесторы уже не отваживаются на реализацию масштабных замыслов. А у чиновников также нет лишних средств в бюджете и какой-то смелости, а возможно, даже и вкуса, чтобы отважиться на согласование наиболее интересных эскизов. Поэтому так и остались невостребованными проекты регенерации ветхого жилья в центре Омска, креативные предложения для Омской крепости, застройка ныне разрушенной улицы Бударина, футуристический проект реконструкции Привокзальной площади с подземным торговым комплексом, комплекс аэропорта Омск-Федоровка…
Гостиничный комплекс на Иртышской набережной, 2015 год
Либо застройщики пошли по пути упрощения и удешевления, и, к примеру, вместо авторских проектов строительства жилья на месте Сибзавода и у «Арены-Омск» сейчас появляются однообразные кирпичные кварталы.
Аэропорт Омск-Федоровка, конкурсный проект, 2011 год
Однако, как отметил на круглом столе (он состоялся в преддверии закрытия выставки) председатель правления Омской организации Союза архитекторов России Александр Бегун, это отнюдь не пессимистичный показ со знаком минус. А наоборот, демонстрация положительного потенциала омских архитекторов.
«Здесь представлены хорошие, профессиональные проекты, но идеи не умирают, — пояснил он. — Это в каком-то смысле “наработка мышц” и творческих замыслов. Мы выставили работы поискового характера и хотели показать: мы все-таки люди профессиональные и нас не надо сбрасывать со счетов. А мнение профессионалов должно быть услышано».
Специалист по охране памятников ТПИ «Омскгражданпроект» Жанна Хахаева вспомнила, что аналогичная выставка нереализованной архитектуры уже была в Омске в 1995 году. Но тогда обстоятельства были другие — заказчики могли выбирать из нескольких проектов, а оставшиеся работы оставались на бумаге.
«А сегодня может быть, какие-то новые проекты, если заказчик передумает, можно воскресить? Какова причина невостребованности сейчас?» — спрашивает она.
Проект Концертного зала
«Наоборот, тогда была надежда, что эти работы еще будут востребованны, а сейчас такие надежды исчезают, — возразил архитектор Андрей Гетте. — Во-первых, по финансовым причинам, а во-вторых, из-за тотального хамства. Когда-то в городе был вкус к архитектуре даже при дефиците денег. Сейчас этого нет. Поэтому и появляются “Флагманы”, “Триумфы”, “Каскады”, “Маяки”».
По словам Олега Фрейдина (архитектурное ателье «РИМ»), сейчас зодчим уже нужно забыть о системе получения поддержки от органов власти.
«Давайте уже ни на что не надеяться, мы находимся в рынке, — призывает он. — И в этих условиях мы проигрываем, потому что здесь идет демпинг и выигрывают более дешевые проекты. Мы попали в такое время: нужно доказывать, что в городе есть профессионалы и они могут решать проблемы. У нас был конкретный заказчик-инвестор на Привокзальную площадь, хотя проект выглядел космическим. Так что должен быть запрос на качественную архитектуру, а мы могли бы заниматься воспитанием заказчика».
В итоге по результатам круглого стала так и решили: общественный запрос на качественные архитектурные решения нужно формировать, а Союзу архитекторов необходимо налаживать контакты с новыми общественными группами, молодежными объединениями и активистами.
На главном фото: эскиз застройки территории «Арена-Омск» — микрорайон «Прибрежный», 2010 год