Автографы старого Омска

Нашему городу катастрофически не везет с реализацией крупных и интересных проектов. Год 300-летия не исключение. Архитектурные и градостроительные планы попадали под сукно и в советское, и в царское время. 

Автографы старого Омска

Автор Пантелеев Алексей Дата публикации 2 августа 2016 14:57

Что уж там скрывать, многие омичи разочарованы предстоящим 300-летием города: слишком много громких обещаний и планов к юбилейной дате так и не воплотилось. Городу-имениннику не хватило денег на реализацию крупных проектов — метрополитена, международного аэропорта, завершение социальных объектов. Финансирование на их возведение срезали. Но на самом деле для Омска такое не в первой: в разные годы и по разным причинам городу не суждено было увидеть многие уже одобренные масштабные стройки. Однако если бы они были осуществлены и ныне в Омске стояли бы эти здания, лицо нашего города было бы совсем иным.

Часть этих нереализованных проектов можно увидеть на выставке «Автографы старого Омска», открывшейся в Центре изучения истории Гражданской войны и посвященной 300-летию города. Основой выставки стала проектная документация, хранившаяся в фондах Главного управления Западной Сибири, Омской городской управы, Омского областного исполкома, Омского губернского архитектора и картографической коллекции Исторического архива Омской области.

Выставка имеет два раздела, и в одном из них — проекты, которые в силу разных причин так и остались на бумаге. К примеру, это памятник императору Александру II, который должен был появиться напротив Здания судебных установлений (ныне — Законодательное собрание Омской области). В 2007 году строители во время восстановления Успенского собора нашли закладной камень памятника. Но на выставке представлен совсем другой проект — Павла Филипповича Горбачева, омского городского архитектора, который работал в 1910 году в Омской городской думе. Этот проект он предложил в 1911 году, когда Дума рассматривала вопросы установки такого памятника в честь 30-летия отмены крепостного права. Горбачев предложил изготовить памятник на одном из уральских заводов обязательно из чугуна, так как он со временем не окисляется и не меняет свой вид, как бронза.


Однако к реализации был одобрен совсем другой проект — авторства петербургского архитектора Прусакова, по проекту которого строилось и Здание судебных установлений. Очевидно, что памятник был изготовлен и даже доставлен в Омск, но остается неясным, был ли он установлен. История монумента до сих пор неизвестна, и историки и краеведы по-прежнему об этом спорят.


Еще один крупный дореволюционный проект — огромный корпус Омских почтово-телеграфных учреждений. Шестиэтажное богато украшенное здание с башней и стеклянным шаром, напоминающее Дом Зингера в Питере, могло появиться там, где сейчас находится Иртышское пароходство. Ему отводился целый квартал в границах улиц Почтовой — Панковской — Безымянной — Аптечной (ныне ул. Почтовая — Стачечная — пр. Маркса).


Это должна была быть вторая крупнейшая стройка города после здания Управления омской железной дороги (сегодня — ОмГУПС). В 1914 году было принято решение о строительстве, а в 1916 году у города был выкуплен участок земли и приглашен варшавский архитектор Яблонский, который вместе с семьей и женой остановился в гостинице «Россия». Но увидев ситуацию на местности, он понял, что проект нужно переделывать. Из-за болотистого грунта приходилось убирать подвал и строить большой цокольной этаж, нужно было сократить высоту с шести до трех этажей и так далее. С этими идеями архитектор уехал в Ярославль и прислал оттуда новые листы с проектом, однако строительству помешала Первая мировая война, а затем уже революция и Гражданская война.

К 1919 году относится нереализованный проект Атаманской гимназии. Ее планировалось построить в Атаманском хуторе (ныне — Привокзальный поселок). Предполагаемое расположение — ул. Толстого — 5-я Ленинская — Добролюбова — Горького. Очевидно, воплощению этих планов также помешала Гражданская война.


У молодой советской республики вскоре появились уже собственные планы и проекты. На выставке представлены чертежи 1920-х годов, по которым предполагалось построить здание омского Промбанка. Он начал действовать в 1923 году, а в 1924 году банку уже стало тесно. Новое здание планировалось возвести на углу улиц Ленина и К. Либкнехта, пристроив к бывшим Московским торговым рядам. Кстати, это место до сих пор остается незастроенным.



Новая эстетика конструктивизма представлена проектом каланчи III пожарной части. Ее предполагаемое месторасположение — ул. Кузнечная (Маяковского) и 4–5-я Линии. Проект в январе 1930 года подготовил известный омский архитектор Александр Огородников. Второй автор каланчи — студент Огородникова А. П. Николаевский.


Но время конструктивизма быстро закончилось, и в архитектуре стал главенствовать другой стиль. Его воплощение — грандиозный Дом советов, проект новосибирского Горстройпроекта 1937 года.

Омские архитекторы осуществляли его привязку к местности и сделали фотопроект. Несколько томов проекта хранится в фонде Омского облисполкома. Глядя на него, чувствуется вся мощь и монументальность сталинского ампира. Здание должны были построить на пересечении улиц Интернациональной и Герцена с выходом фасада на улицу Ленина.


Здание должно было иметь три входа. Первый — для обкома партии, третий вход — облисполкома, а в центре — вход в зал съездов и заседаний. Кроме того, там должны были разместиться корреспонденты ТАСС, члены обкома ВЛКСМ, других советских учреждений и организаций. По документам подробно описываются требования к Дому советов: внутри должен был быть буфет на 150 горячих завтраков, а отделка должна поражать своей величественностью, но при этом быть достаточно скромной. Цветная штукатурка, натуральный камень, лепнина, скульптуры — стоимость реализации проекта в довоенных советских рублях составляла 4 млн рублей.

Если бы Дворец построили, это был бы один из самых монументальных омских объектов. На выставке представлен подлинник альбома с различными эскизными вариантами фасадов.


В другой части выставки — планы и чертежи реализованных проектов зданий. Но и их вы уже не увидите на омских улицах: с ними безжалостно расправилось время. Снесена в советские годы магометанская мечеть (проект 1824 года) — на ее месте сейчас жилой дом и магазин «Топаз».


Не сохранился пивоваренный завод Чистякова, стоявший на берегу Оми в районе улицы Бударина. Впервые омичам представлен проект первого городского цирка — это чертеж с натуры от апреля 1923 года. Само здание выстроено в конце 1918 года на средства известного в то время циркового артиста Ивана Яго, а в городе это здание было известно под названием «Спорт-Палас». Затем в 1920 году цирк был ликвидирован, но затем открыт вновь. Здание совсем обветшало в 1980-ые годы, и его снесли.


Чуть было не снесли и пожарную каланчу на улице Интернациональной, ее проект также представлен на выставке в разделе реализованных зданий, которые существуют ныне и являются визитными карточками Омска. Здесь же — и всем известное здание Городской думы.


Выставка «Автографы старого Омска» будет работать до конца года.


Фото: Алексей Пантелеев