Самым точным аргументом в территориальных спорах, артефактом и помощником является карта, и чем старше она, тем лучше. К нашему счастью, такая карта существует. Конечно, не с бухтами, причалами и сокровищами, но и не без интересных находок – нам она очень пригодится!
Составил карту опытный топограф, заведующий Омским опытным полем Л.А. Сладков. Карта не секретная (как приложение научного отчета) и доступна в основном фонде Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, абсолютно точная, совместимая со спутником. Вот ее уменьшенная копия.
Полагаю, любому жителю этих мест, далекому от иллюзий сельского хозяйства, лесоводства или геодезии, этот цветной, с голубыми озерами, хотя и пожелтевший лист плотной бумаги доставит несказанное удовольствие. Закачав его в смартфон, планшет, можно совершить увлекательнейшее путешествие в прошлое – зимой ли, летом, пешим, на автомобиле, лыжах, вплавь! В удивительный мир начала 19 века, поменяв километры – на версты, ощутить дух времени, шестое измерение, невидимые границы прошлого и настоящего!
Многие объекты, социально значимы и поныне, сохранились до сих пор. Например, деревянная постройка – спортивная база на ул. Березовой, от которой начинается лыжная трасса, проходящая по славным местам. Молоденькие сосенки, точечки-значки на плане, «школы хвойных пород» – поднялись в мощнейший бор (отдельные сосны посадок 1901 года сохранились вдоль Красного пути).
Так, просматривая каждый домик, дерево по карте и спутникам, в год разрушения 2009-й склада, по свежим картам Google мы попытались установить, куда же на самом деле с территории современного СибНИИСхоза бесследно пропал опытный хутор?
Абсолютно верен старый план – совпадают контуры лесов, границы полей и овраги, мы – в прошлом.
Исчезла красивейшая ул. Березовая и растворяется частный сектор – не построен еще, чисто поле кругом, пустошь, пастбище ли – не отметил военный топограф практически ничего… Тянется другая дорога из города, сходится развилка – от Старо-Загородной Рощи и ул. Долгирева. Пешим ходом, понурив голову, идем по ней в сторону Нефтяников, к разрушенному складу нашей мечты.
Невероятно! Слева – открывается, манит легкой волной чудесное озеро, с камышами, утками и болотными лилиями. На старой карте оно – синее-синего, знать, любил отдыхать на его берегах топограф-агроном, приостанавливая бричку… Да и поныне можно погулять… по его дну, глотая ностальгию, и меж собою величаем его «Озером Сладкова». А на то, что место было сырое, указывает неопровержимый факт. В 80-е годы при проведении теплотрассы обнаружены останки мамонта, и мало ли какие стада проходили здесь, если как следует покопать!
Но не дорога это, а граница ведомств, как уточняет на плане Лев Сладков. И катим мысленно на бричке к зданию своей мечты, мимо призрачного – в тумане будущего ОКБ – экспериментального завода, фитотрона и селекционного центра, проносимся под мраморной доской о хуторе НИИ…
Не о таком ли научном размахе мечтал агроном, составляя карту? Но нет амбара среди стволов берез и сосен в далеком 1906 году. А где же его построят и когда?
Взлетаем в небо – на тихоходном, тесноватом спутнике 1966 года, а для блезира, наложим на иллюминатор снимок сегодняшнего дня, год 2016.
Чу!? Возвели амбар, по первой карте примерно между буквами «м» и «о», а это значит – не на Опытном поле, а на территории школы Молочного хозяйства, любопытно! Так, Молочный он или Опытный? Строился зерновым или, по местной легенде, австрийцами, для легкой кавалерии? Памятник архитектуры и селекции, но не простоять ему, несчастливому, и 50 лет, хотя до будущего – рукой подать!
Скажу вам по секрету, оставалось у меня слабенькое подозрение, еще до полета, куда могло провалиться древнее поселение – на одно в округе из таких неадекватных мест. Называлось оно, как помнится, «Чертов треугольник», только лучше в те края не летать, даже виртуально – затягивает. Потому что контуры этого подозрительного массива – нет, не березового леса, а клена, бурьяна и чертополоха – с высоты полета напоминают, кого бы вы подумали… Самого Черта!Так вот, спросите у старожилов – с того пятачка, любой подтвердит – как у Николая Васильевича Гоголя, повернешься через правое плечо: рядом станица, башенки и купола в тумане светятся, через левое – ах, нет ее!
Не верите? Вот вам и зацепка в сети. На сайте «Огни Сибаки», выпуск № 8/2, «История Омского опытного поля», автор статьи, известный омский историк О.А. Милищенко, сообщает:
«В 1895-1913 гг. недалеко от Омска, за Загородной рощей сложился целый комплекс опытных и учебных учреждений, подведомственных Департаменту земледелия Министерства земледелия и государственных имуществ. Ныне это территория, прилегающая с северо-запада к СибАДИ и улице Заозерной, с запада – к Иртышу, а с востока – к проспекту Королева… Однако в силу ряда причин (в первую очередь политических), информация об этом периоде их развития до недавнего времени была мало представлена в специальной литературе, не говоря уже о многотиражных периодических и справочных изданиях в учебных пособиях. … Участок – казенный (Омской школы молочного хозяйства). Средства на содержание опытного поля отпускаются Департаментом земледелия с 1904 года».
Казенный участок, а какому ведомству принадлежал?
Сверим по опытному полю у А.В. Вараксина и Л.В. Катин-Ярцева, с.83: «земельный участок для него был изъят из надела 6-го полка Сибирского линейного казачьего войска и передан в ведомство Министерства государственных имуществ». Эврика, сходится! Красиво написано!
Согласно царскому указу, казачьи наделы простирались от Иртыша на 10 верст. Хорошо, но если фрагменты поселения – дома, амбары и конные дворы встречаются в некотором радиусе… где же тогда был их центр – главное здание, управа, казарма, плац – альма-матер всех разбросанных в округе (примерно от Учхоза до гаража НИИ) древних построек?
Так вот же оно, перед вами, на всех спутниках, и наяву – старое здание школы № 9, прежде отделов НИИ, Опытной станции, и…? Построено в 1925 году – ответят скептики по гиперссылке гимназического сайта: ступайте прочь, «правдоискатели»! Но на этот счет есть самые противоречивые мнения.
В частности, главный архитектор области М.М. Хахаев, осматривая в 1991 году бывшую школу на предмет возможного занесения в реестр, отметил неясность первоначального облика здания, позднюю реконструкцию: кладка второго этажа скрыта под «шубой». По-видимому, не гармонировала надстройка с нижней, более аккуратной, и древней стеной. И действительно, по современному фото не ясно, зачем тихой, опытной станции, где снопы да пробирки, двойные стены и щели-бойницы? Похоже, вместо селекции и сортов боевик получается, в стиле вестерн.
Две винтовые лестницы, цокольный этаж, по секциям, помимо центрального входа – четыре боковых двери, все защищены башенками, и две лестницы со двора – вниз. Более полувека назад от баловства начальных классов… обвалился подземный ход, ведущий, по некоторым воспоминаниям, в огромный ледник, по другим – вообще непонятно куда. Возможно, на конный двор, через дорогу… Схватил бесценный гибрид-колосок, в седло – и за кордон!?
Так что это за дом, предтеча всея округи – скрытый артефакт истории, науки и образования? Школа, станция, мастерская, маслозавод… Товарищество, артель, жилой дом купца-промышленника, казарма на плацу – всех версий не перечислить.
Отзовитесь, реальные и виртуальные, в сети и наяву, любители древности, поэты и электронные летописцы! Большими глазами бойниц – башенок, разбитых окон смотрит на нас Прошлое. Мы нуждаемся в точной и правдивой истории, по датам, текстам и чертежам, а она – в нашей долгой памяти и уважении, объективной поддержке!
Вперед – по коням, библиотекам, порталам! Защитим старину!
Обновленными фотографиями, страницами книг, словами очевидцев, славными делами ученых и горячими форумами – отстоим здания!
Чтобы было с чем сравнить, гостям, детям и внукам показать! В этом единстве и есть наш секрет, Великая и Непобедимая тайна!