«Какого черта!»: дискуссионный клуб WTF доехал и до Омска

В одном из кафе города 6 июля прошел полемический вечер в stand-up формате «Молодежь Омска: куда податься?». Дискутировали, дискутировали, да так и не…

 

«Какого черта!»: дискуссионный клуб WTF доехал и до Омска

Автор Заборских Александр Дата публикации 7 июля 2017 14:47

В качестве спикеров на площадке «зажигали» Игорь Меркулов, председатель Омского отделения Сбербанка, и Сергей Старовойтов, гендиректор экспертной сети «Клуб регионов».

Название дискуссионной площадки, разумеется, обязывало обстановку вечера быть кипучей, а споры между оппонентами — непримиримыми. Однако же в этот раз сложилась ситуация, при которой как бы спикеры ни пытались, но разграничить свои точки зрения не смогли.

Справка

WTF — это аббревиатура, с английского языка означает What the fuck?, что в русском языке примерно соответствует восклицаниям «Что за фигня?!», «Какого хрена?!» или «Какого черта?!». Аббревиатура WTF появилась совсем недавно, примерно в 2010 году, и быстро стала интернет-мемом. Чаще всего ее применяют, когда не понимают, о чем идет речь, или для выражения недовольства.

В какой-то момент Сергей Старовойтов, шуточно негодуя, сказал, что пора бы перестать быть уж настолько интеллигентными.

Как планировалось, тема дебатов была посвящена омской молодежи и тому, что нужно сделать, чтобы она не покидала город в поисках лучшей жизни.

Первым выступал с заготовленной речью Игорь Меркулов. В частности, он говорил о том, что у каждого человека должно быть право выбора и право самостоятельно устраивать свою жизнь.

«В таком колоссальном городе, как Омск, в отношении населения всегда найдутся люди, которые хотят двигаться в другую сферу. Почему бы не уехать человеку, который хочет поступить в МГУ? Буквально в среду прочитал в одном из изданий о том, что победители олимпиад, лучшие выпускники наших школ поступают в МГУ и другие вузы. Я рад за ребят, они молодцы, это здорово. Я считаю, что это нормально. Это естественный процесс, который происходит в каждом городе», — говорит Меркулов.

Позиция Игоря Меркулова была вполне ясна: каждый должен выбирать свой путь самостоятельно. И из этого не нужно делать трагедию.

Казалось бы, от Сергея Старовойтова, визави Игоря Меркулова, стоит ожидать противоположной точки зрения. Но отнюдь, как бы кто из зрителей ни старался поляризовать двух спикеров, это едва ли кому удалось.

Старовойтов начал свой монолог со слов Андре Моруа, который сказал, что старость наступает тогда, когда мы начинаем обсуждать молодежь.

«Зачем мы все это делаем с вами? Зачем мы сегодня тратим время, которое могли провести каким-то другим образом? Наверное, потому, что думающая часть горожан озабочена тем, что происходит с городом и как случилась эта миграция, о которой нам рассказывают все, даже таксисты. Это любимая тема таксистов. Ссылаясь на какую-то чиновницу, рассказать, сколько человек уехало из города. В свое время я думал, что это одна из технологий, которая применяется в политических целях. Называется формирующий опрос или слуховая волна. Просто подряд мне попались три таксиста, которые на одну тему со мной разговаривали. И оказывается, всех это волнует — от таксистов до членов правительства регионов. По сути, мы говорим об одном: что нужно сделать в городе, для того чтобы у города было будущее. Потому что, если та талантливая молодежь покинет город, поедет учиться в МГИМО, в МГУ, в другие университеты и потом не вернется, вряд ли можно ожидать какого-то блестящего будущего здесь в городе», — отмечает Старовойтов.

Сергей Старовойтов, перекликаясь с Меркуловым, заявил, что если молодежь не уезжает, когда у нее есть энергия, силы, есть желание смотреть мир и учиться, если в этот момент она останется под родительским крылом, — то не обретает  нужную широту взглядов.

«И все вот это омское нытье, которое мы слышим, о том, что все пропало, мы никуда не идем, – это все оттого, что люди мало ездят. Я в силу своей профессии объездил почти все регионы России и скажу, что Томск мало чем отличается от Омска, Томск мало чем отличается от Новосибирска, Новосибирск от Кемерова и так далее. Есть, конечно, какие-то нюансы, но по большому счету они не значительны», — продолжает Старовойтов.

Он выступал за то, чтобы молодые люди больше путешествовали, расширяли кругозор, набирались личного и делового опыта. А дальше вопрос стоит таким образом: как убедить молодых людей, которые закончили высшие учебные заведения в каких-то других регионах, вернуться обратно в Омск? Что должны сделать нынешние взрослые, люди, которые стоят у руля города, крупных градообразующих предприятий, которые влияют напрямую на инфраструктуру, — что нужно сделать, чтобы в город хотелось вернуться, жить и работать?

«Однозначно город должен — это отдельная тема — предоставлять набор необходимого городского сервиса, чтобы в нем хотелось жить, связывать с ним  свою судьбу. Вот это важный момент. Но при этом моя позиция достаточно четко сформулирована: если молодой человек не развивается, если он не путешествует, если он не видит другие края, то у города тоже нет будущего. Здесь остаются нытики, здесь остаются слабаки, которые не находят в себе силы себя реализовывать», — жестко резюмирует Старовойтов.

В поддержку своей позиции, он привел пример Германа Грефа, уроженца Омска, который, по словам Старовойтова, если бы остался в регионе, не стал бы блестящим российским визионером, фигурой культовой российского политического и экономического пространства.

Далее, после вступительных монологов спикеров, наступало время вопросов от так называемых секундантов. Однако все снова же сводилось практически к единому знаменателю.

Взяв слово, Игорь Меркулов продолжил свою мысль:

«У меня мама долго не могла уехать из деревни, потому что паспорта не давали. Вы знаете, что после войны, чтобы удержать людей на месте, им не выдавали паспорта. Соответственно, как только начали выдачу, она тут же рванула. Это не панацея, держать невозможно. Прогресс начался с того, что люди начали друг с другом общаться. Когда заборы, крепости были разрушены, а до этого они варились в собственном соку».

Меркулов считает, что привлекать молодежь нужно рабочими местами. А мешает в этом городу то, что он до сих пор не открестился от былого промышленного потенциала. Нужно перейти, по его словам, к новому курсу, к малому бизнесу. По сравнению с девяностыми годами на заводах количество рабочих уменьшилось в несколько раз, но производительность от этого не то что пострадала, она лишь возросла. Повсеместно в промышленность проникли высокие технологии, замещающие людей.

Также, по мнению Игоря Меркулова, на имидж города сильно влияют его негативные архетипы. Такие как, например, метро. Каждый год ведутся ожесточенные споры между горожанами о том, нужно ли оно Омску. Но очень редко кто-то объясняет обывателю то, что в нынешних реалиях метро в Омске просто нерентабельно и убыточно. Для самоокупаемости необходимо, чтобы ежедневно на метро ездили 5 млн человек, что, разумеется, нереально. Именно поэтому стройка его заморожена. Ведь задумана она была еще в 80-х годах прошлого века, и планировалось, что заводчане будут каждый день ездить с левого берега на правый на работу и обратно. Но ситуация в стране в корне изменилась.

Собственно, как говорит Меркулов, омские дороги оказались в таком плачевном состоянии именно из-за того, что колоссальные средства вливались в строительство метро. Затем же их перенаправили как раз таки на укладку нового дорожного покрытия.

Но вследствие отсутствия адекватной информационной политики в голове у обывателя оказывается каша.

«Если хочешь стать счастливым, стань им», — добавляет Игорь Меркулов.

Сергей Старовойтов же, взяв снова слово, отметил, что в мире никто не занимается созданием бренда города. Они просто облагораживают территорию вокруг себя. Добавил также, что люди постоянно пытаются изобрести заново велосипед, хотя все гораздо проще.

«Окружающая среда формирует поведение. Когда люди видят, что вокруг красиво, они ведут себя приличнее. В Омске то же самое. Среда формирует поведение. Посмотрите на хипстерские кафе: продвинутая молодежь достает ноутбуки, ведет соответствующие разговоры, пьет кофе. Молодежь сильно реагирует на окружение. И вы сами понимаете, что дворовая компания может отформатировать самого интеллигентного мальчика или девочку так, что потом и не узнаешь. Это типичная проблема, с которой сталкиваются родители. Поэтому пока мы не начнем изменять среду, окружение — ничего не получится. А создавать окружение должна власть», — ставит точку Старовойтов.

В итоге получилось, что оппоненты, хоть и должны были по формату мероприятия спорить, однако же сошлись на том, что мирной, привлекательной картине города необходимо содействие власти, в первую очередь: создание в регионе среды, комфортной для проживания. Но немаловажна и установка населения: молодежь не должна пребывать в стагнации, ей необходимо развиваться и совершенствоваться.

Но такой расклад дел совершенно не устроил зрителей, и они попросили выступающих все-таки дифференцировать свои точки зрения. И пришлось спикерам поиграть в формализм и нацепить на себя маски. Что уж тут поделаешь, даже римские августы подчинялись гласу толпы в пору зрелищ в Колизее. К тому же модератор встречи Вадим Березиков раздал всем присутствующим бюллетени для голосования. А так как точки зрения были практически идентичными, то и выбрать кого-то из двух не представлялось возможным. В итоге Меркулов со Старовойтовым договорились так: Игорь Меркулов за то, что главное — это индивидуальное умонастроение и большая часть ответственности лежит на личности; в свою очередь, Старовойтов взял на себя смелость быть за то, что во всем повинна власть.

Но такой расклад все равно продлился недолго, потому что невозможность полярности в этом вопросе стала всем очевидна: люди должны следить за своим поведением, развиваться, а власти должны обеспечивать населению комфортные условия проживания.

Далее зрители могли задать свои вопросы спикерам. И в какой-то момент дискуссия превратилась в философскую беседу а-ля «хорошо там, где нас нет» и «запретный плод сладок».

Под занавес встречи возможность выступить была предоставлена всем желающим. В формате открытого микрофона было высказано, в частности, соображение о том, что в Омске жить неплохо, но реализоваться молодым весьма сложно и порой совсем невозможно.

Если подвести итог встречи Меркулова и Старовойтова, то из запланированной словесной битвы получилось нечто, смахивающее на неформальное заседание общественных активистов: все тихо-мирно, конвенционально.