В Омск ворвался дух Свердловской области

В Омск ворвался дух Свердловской области

Дата публикации 24 октября 2021 19:47 Фото Алексей Пантелеев

Екатеринбургский Центр современной драматургии привез на фестиваль «ЛиТЕрАТуРа» спектакль по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Омскому зрителю его представили на сцене культурного центра «Сибиряк».

Шоу началось минут за 15 до начала спектакля. Войдя в фойе «Сибиряка», я заметила афишу: «Встреча с известным писателем». Рядом с афишей в ожидании «известного писателя» стояли стол и стул.

«Неужели Алексей Сальников решил встретиться со зрителями?», — подумала я. Но изображенный на афише бородач был похож на Сальникова только очками.

Вдруг в фойе выскочил огромного роста детина, в котором можно было узнать человека с афиши, объявил, что он и есть «известный писатель», и начал, как на ярмарке, зазывать собравшихся на автограф-сессию: «Подходите! Не стесняйтесь! Создавайте очередь!»

Веселье началось!

«Видимо, это один из персонажей романа — друг Петрова писатель-неудачник Сергей», — предположила я. И ошиблась только в том, что исполнитель этой роли Антон Бутаков оказался еще и водителем труповозки, и философом Виктором Михайловичем, и участником массовых сцен, и даже зайчиком в новогоднем детском представлении. А еще он же — постановщик спектакля, главреж и директор ЦСД.

«Известный писатель» так завел зрителей, что веселье не прекращалось и в зале. Тут уж старались все: и актеры, и публика. Не дали расслабиться и в антракте: коллектив библиотеки имени Гоголя под водительством своей заведующей (Маргарита Токмакова) устроил в фойе урок танцев, уклониться от которого не было никакой возможности: напор, с которым заведующая только что репетировала со своими подчиненными «Библионочь», перекинулся на зрителей.

В общем, шоу must go on! Сам театр позиционирует этот спектакль как новогоднюю сказку для взрослых: «Три часа полного погружения в предновогоднюю атмосферу, танцев, и, конечно, любви». Решая эту задачу, создатели спектакля доводят каждую сцену до степени абсурда, недоступной даже больному воображению Петрова. Так, новогодний корпоратив в библиотеке превращается в вампирскую вечеринку, где библиотекарши пьют кровь и, кажется, поедают плоть покоренных ими и уложенных штабелями мужчин. Жутко смешно!

Чтобы держать градус заявленной нелепости, даже текста автора оказывается недостаточно. Его дополняют импровизациями и актуальными шутками. Вот писатель Сергей в приступе мании величия просвещает школьного друга Петрова: сообщает, что в России только три гения — Саша Пушкин, Федя Достоевский да он сам:

«Мы с ними в небесном чатике общаемся. Вот Федька недавно отмочил: "Жизнь, говорит, нужно прожить так, чтобы Омск мог тобой гордиться". А Сашка отвечает: "Нет, жизнь нужно прожить так, чтобы твоим именем карту назвали!"».

Ну, чем не КВН?

Петров (Илья Калин), пожалуй, самый немногословный в этой компании фриков. Часто повествование, объясняющее, что с ним происходит, звучит «закадровым» текстом «от автора». Петров словно нехотя поддается всеобщему безумию. «Уйти в отрыв» у него получается лишь в музыкальных номерах, без которых шоу, конечно, невозможно. Пожалуй, остатки его нормальности и связывают сцены с разными героями в более-менее единое повествование. Во всяком случае, читавшие роман могут понять, как развивается действие и кто все эти люди. А не читавшие — просто радостно проваливаются в яркое шоу с песнями, плясками и новогодними гирляндами.

«Атмосферно!», — восхитилась в антракте одна из зрительниц. Да, настроение безудержного веселья царило в этот вечер в «Сибиряке». Не дух ли Свердловской области передался в этот вечер омичам? Но не все так просто. Вот самый эксцентричный друг Петрова Игорь (Григорий Ильин) утверждает, что именно он — этот дух, поскольку его инициалы складываются в слово «Аид». Ну а пораженная гриппом Свердловская область, получается, и есть царство этого духа смерти?

Но, как говорит Алексей Сальников, его роман о том, что жизнь не заканчивается: «Даже когда самый предел, она все равно продолжается!». Об этом и спектакль. Тем более, что резиденты ЦСД — птенцы гнезда режиссера, драматурга и театрального педагога Николая Коляды, который считает главной задачей театра — развлечение зрителя. Может, на самом-то деле Коляда и есть — дух Свердловской области?

Окончился спектакль, зрители начали выходить на улицу. У крыльца «Сибиряка» скромно покуривал автор «Петровых...» Алексей Сальников.

«Алексей, днем на встрече с читателями вы говорили, что сегодня во второй раз посмотрите этот спектакль ЦСД. Ну и как вам?», — воспользовалась я ситуацией.

Писатель ответил, что, на его взгляд, спектакль «подпортил» большой зал, не хватало камерности. Ну да, в Екатеринбурге зал ЦСД вмещает чуть больше шестидесяти человек, а здесь набилось под четыреста. Но екатеринбуржцы справились с пространством. Шоу состоялось! Дух Коляды помог?

Елена Петрова

Распечатать страницу