«Весь я не умру. Страницы написанного и напечатанного будут жить…»

«Весь я не умру. Страницы написанного и напечатанного будут жить…»

Дата публикации 31 октября 2021 15:08 Источник фото vk.com/lectoryomsk300

Со дня рождения основателя современного омского краеведения Андрея Палашенкова исполнилось 135 лет. Пройдемся с читателем по омским местам известного ученого-краеведа.

Краеведение — это призвание, особый настрой души человека, любящего и уважающего свой край, свою малую родину. Именно они не дают погаснуть благословенной искре, которая разжигает огонь познания истории родной земли, своего края, родословного древа. 30 октября 2021 года исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося омского историка-краеведа, основателя современного омского краеведения Андрея Федоровича Палашенкова (1886-1971).

 

Фотопортрет А.Ф. Палашенкова. Из личного архива автора.

Цитатой для заглавия статьи послужила строчка из письма уже тяжело и неизлечимо больного краеведа. Оно было написано 24 ноября 1970 г. и адресовано в Смоленск племяннице Андрея Федоровича. Слова эти оказались пророческими. Омская историко-краеведческая общественность торжественно отмечала в 1986 г. 100-летие краеведа, в 1996 г. – его 110-летие, а в 2016-м – 130-летие. Таким образом, начиная с 1986 г. каждые десять лет в нашем городе омичи торжественно отмечают дни его рождения.

Накануне 135-летия со дня рождения ученого участники «VI Ядринцевских чтений» почтили его память, возложив к мемориальной доске (установленной в 2012 году на фасаде здания Омского государственного историко-краеведческого музея) красные гвоздики.

 

Мемориальная доска после возложения цветов. 

Теплые слова об ученом перед собравшимися произнесли доктор исторических наук, профессор В.Г. Рыженко и кандидат исторических наук, директор Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина А.В. Ремизов.

Пользуясь случаем, мы решили рассказать сегодня нашим читателям о некоторых местах в нашем городе, связанных с жизнью и деятельностью маститого знатока родного края.

ВЕХИ БИОГРАФИИ УЧЕНОГО

АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ ПАЛАШЕНКОВ (родился 30.10. 1886 г. в селе Надва, Катынской волости, Смоленского уезда, умер 30 апреля 1971 г. в Омске, похоронен на Старо-Восточном кладбище) — это ученый-краевед, археограф, музейный работник, инициатор возрождения Омского Отдела Географического Общества СССР. Свое первоначальное образование Андрей Федорович получил в одноклассном земском училище, а затем — в четырехклассном министерском. В дальнейшем он заканчивает в 1907 г. Алферовскую учительскую семинарию, что под Вязьмой, а затем, еще через десять лет, Смоленский филиал Московского Археологического института.

Во временной промежуток между обучением в этих учебных заведениях Палашенков учительствует на Смоленщине и на Киевщине, а также состоит членом Смоленской ученой архивной комиссии. В 1918 г. А.Ф. Палашенков назначается заведующим Смоленским музеем и одновременно инспектором по вывозу и охране художественных и исторических ценностей, оставленных в дворянских особняках и усадьбах. С 1927 г. Андрей Федорович трудится в должности директора и председателя ученого совета Государственного (объединенного) музея г. Смоленска.

За противодействие проведению советской властью «культурных» мероприятий (спасение царских памятников, защита от разрушений церквей и Смоленской крепостной стены, охрана помещичьих усадеб) в ночь с 5 на 6 сентября 1933 г. ученый был арестован, обвинен в «шовинизме» и отправлен в Казахстан в Карлаг (село Долинское). В марте 1935 г. начальник управления Карагандинского исправительно-трудового лагеря НКВД Линин издал приказ № 84, которым предписывалось «для успешного и четкого выполнение приказа… об организации общелагерного музея, ставящего целью выявление результатов работы лагеря по переделке природы и перековке человека, временно для подготовки музея организовать под руководством з/к Палашенкова А.Ф. проведение работ по оформлению музейной экспонатуры».

Весной 1936 г. за образцовое поведение и примерный труд он был освобожден досрочно. Несколько месяцев ученый живет и работает в Тюмени, а с ноября 1936 г. переезжает в Омск, где устраивается на работу научным сотрудником Краеведческого музея. Трудясь в этой должности, Андрей Федорович совершил ряд поездок (в Тару, Ялуторовск, Тобольск, Ямало-ненецкий автономный округ, Березов), в результате которых фонды нашего местного краеведческого музея пополнились очень редкими и ценными экспонатами.

7 октября 1946 г. по инициативе Палашенкова было проведено первое организационное собрание по возрождению Омского Отдела Географического Общества СССР. После Великой Отечественной войны все чаще и чаще ощущалась необходимость создания в Омске общественно-научной организации, которая бы направляла и координировала работу ученой и творческой интеллигенции. Таковым и явился воссозданный годом позже Отдел. Вопрос о возрождении Омского Отдела был поднят Андреем Федоровичем перед академиком Л. С. Бергом, который в 1947 г. являлся председателем Географического общества СССР. Случилось это на Всесоюзном географическом съезде в Ленинграде, куда от Омска поехали два делегата: А. Ф. Палашенков (как директор краеведческого музея) и М. А. Лебедев. Академика Л.С. Берга обрадовала инициатива омичей, и он дал ценные советы и необходимые указания относительно возрождения Отдела. Это событие состоялось 8 августа 1947 г. На протяжении более 20 лет (1947-1971 г.г.) А.Ф. Палашенков являлся бессменным заместителем председателя этого научного общества.

Андрей Федорович был также первым лауреатом учрежденной Отделом премии М.В. Певцова. Вместе с другими членами Отдела Палашенков организует и даже возглавляет ряд экспедиций, как по Омской области, так и за ее пределами. Добивается возобновления издания печатных трудов Общества. В это же время Андрей Федорович вместе с другими омскими географами добился установки памятной мемориальной доски знаменитому русскому металлургу П. П. Аносову, скончавшемуся в нашем городе в 1851 г.

А.Ф. Палашенков — автор 15 статей и заметок, опубликованных в «Известиях Омского отдела Географического общества Союза СССР», а также 13 работ историко-краеведческой тематики, вышедших в период с 1943 по 1967 гг. отдельными изданиями. Наибольшую известность среди историков, географов и краеведов снискал его труд под названием «Памятники и памятные места Омска и Омской области», изданный в Омске в 1967 г. Оставшийся после кончины Андрея Федоровича богатейший архив был систематизирован и объединен в личный фонд под № Р-2200. Сегодня он хранится в Историческом архиве Омской области. Часть материалов из личного архива Андрея Федоровича хранится также в Омском историко-краеведческом музее, а библиотека краеведа заняла достойное место в Омской областной библиотеке имени А.С. Пушкина.

ДОМ № 6 НА УЛИЦЕ УСПЕНСКОГО

 

Дом, где жил А.Ф. Палашенков. Фото автора.

Здесь, в небольшом и неказистом домике под № 6, в 1938-1971 гг. жил и творил Андрей Федорович. В одной половине жили люди, в другой — книги. Люди — это сам Андрей Федорович и хозяйка дома — молчаливая, преклонных лет женщина. А книги — это прекрасная библиотека. По воспоминаниям современников, обстановка в доме была более чем скромная. Стол, стул, походная кровать. На стене — карты Смоленской и Омской областей. Полдома были заставлены стеллажами. На них в строгом порядке, по тематике стояли книги, общим количеством более чем в 1500 экземпляров. Тут же на стеллажах размещались папки с материалами по истории Омского Прииртышья, а также коллекция камней и кирпичей, привезенная хозяином из разных примечательных мест.

Зимой в той половине дома, где была библиотека, печь не топили — для того, чтобы от перепадов температуры не было «больно» книгам. Отапливать весь дом было бы еще и весьма накладно, поскольку пенсия Андрея Федоровича в месяц была 49 рублей 50 копеек. Гонорар за публикации статей был случайным и редким подспорьем в его скудном финансовом бюджете. Поэтому, если зимой хозяину нужно было взять что-либо в библиотеке, то он надевал пальто и шапку.

Андрею Федоровичу предлагали благоустроенное жилье, но он отказывался: «Сколько мне дадут? Самое большее две комнаты. А куда книги, коллекции, архив?». Отказался он и от звания кандидата наук, которое ему уже на склоне лет предлагали оформить без защиты диссертации, по совокупности научных работ: «Да что я — мальчишка что ли тридцатилетний? Зачем мне это?».

Летом в библиотеке принимались гости, здесь, среди книжных полок, частенько ночевали приезжавшие из других городов друзья.

Сюда же, в дом на улице Успенского, почтальон приносил сотни писем, проштемпелеванных в самых разных городах страны. И в большинстве из них — опять же просьба о консультации.

«…Этот гражданин, — полушутливо, полусерьезно писал о себе Палашенков, — очень любит получать письма от друзей, хранит в отдельных папках и ни одного письма не уничтожил. Какая судьба постигнет все это мое достояние — трудно сказать. А ведь за каждой страничкой — живая душа, дыхание времени, боль и радость сердца. С каким бы интересом читали мы письма своих дедов, прадедов».

«Я скупой, — писал он 17 декабря 1969 года заведующей музеем Ф.М. Достоевского в г. Семипалатинске З.Г. Фурцевой. — За 30 лет работы в Омске накопил много нужного и ненужного… И теперь, когда недалеко время уходить в вечность, хотелось бы хоть мало-мальски разобрать это свое единственное богатство. В последние 2 месяца занимаюсь отборкой в Госархив. Свыше 50 папок подобрал… Самый большой материал — это персоналии, люди».

О том, как собирался ученым этот архив, известный омский писатель А.Э. Лейфер, знавший Андрея Федоровича лично, писал следующее:

«Он начал собирать сведения о наших земляках, о людях, которые так или иначе оставили след в местной истории. Воины, ученые, герои труда, писатели, выдающиеся врачи, архитекторы, партийные деятели, художники, педагоги, путешественники, революционеры, крупные хозяйственники, строители, администраторы… Десятки, сотни имен. Для каждого — отдельная папка. Сегодня в ней лежит лишь фотография, через месяц к ней прибавляется выписка из архивного дела, через полгода — газетная вырезка, еще через несколько лет — сведения из только что вышедшей книги… Проходит время, и у иной папки уже не стягиваются тесемки…».

Незадолго до смерти А.Ф. Палашенков передал папки с материалами в архив. Остальное попало туда уже после его кончины — по завещанию.

Во дворе дома имелась небольшая избушка, прозванная в шутку Андреем Федоровичем «на курьих ножках». В ней в летнее время года А.Ф. Палашенков любил сочинять свои труды.

В 1989 г. на доме была установлена мемориальная доска, которая выбитой на ней надписью указывала прохожим на то, что это «дом Палашенкова». Однако провисев чуть более пары десятилетий, она, к сожалению, была демонтирована.

ЗДЕСЬ РАЗМЕЩАЛСЯ КРАЕВОЙ МУЗЕЙ

Вид на Омский краевой музей и Сквер борцов революции. Фрагмент панорамы. 1936 г.

Двухэтажное старинное здание с башней и флагштоком до сих пор останавливает на себе взоры прохожих. Построенное в 1861 г. как дворец генерал-губернатора сначала Западной Сибири, а затем и Степного Края, оно много повидало на своем веку. Более полувека этажи бывшего дворца делили между собой Краеведческий музей и Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. С 14 ноября 1936 г. сюда был принят на работу в качестве научного сотрудника Андрей Федорович Палашенков. С этого времени музей становится его вторым домом.

Очень часто в зимние дни военного лихолетья он остается здесь ночевать, а заодно и обрабатывать накопившиеся в ходе работы материалы. Не жалея сил, Андрей Федорович при каждом удобном случае пополняет музейные коллекции. А с 1943 по 1957 гг. он являлся директором Омского Краеведческого музея. На этой должности А.Ф. Палашенков был единственным беспартийным руководителем в городе. И надо отдать должное, Обком партии и Облисполком отмечали многочисленными грамотами его труд, а в день 40-летия начала его научно-просветительской деятельности секретарь Обкома партии поместил за своей подписью в «Омской правде» хвалебную статью.

Будучи директором, Палашенков в течение многих лет борется за сохранение исторических и культурных памятников. В послевоенные годы Палашенков создает филиалы областного музея на станции Марьяновка (в память о героях боев с белочехами в мае-июне 1918 г.), музей сибирского садовода П.С. Комиссарова в Омском районе. По его инициативе участок бывшего Московско-Сибирского тракта был объявлен заповедным. Также в различных селах области устанавливались мемориальные доски в память о том, что здесь проезжали А.Н. Радищев и А.П. Чехов.

Теперь в этом здании по улице Ленина размещается один из корпусов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

КАЗАЧЬЕ КЛАДБИЩЕ

 

Казачье кладбище и здание храма во имя Всех Святых. Фото 1936 г.

Сегодня от него не осталось практически ничего, а во времена Андрея Федоровича оно действовало. Здесь в 1945 г. был даже захоронен друг А.Ф. Палашенкова профессор П. Л. Драверт. В 1950-1960 гг. Андрей Федорович вместе с фотографом А. В. Борисовым изучают могилы погребенных на нем лиц, переписывают эпитафии, фотографируют наиболее интересные памятники. Благодаря этой работе мы сегодня знаем, кто из омичей был здесь захоронен. Маститый историк-краевед также ратовал и за сохранение Всехсвятского храма (это было уже после того, когда верующим было отказано в его передаче), предлагал в нем устроить Музей города. Местные власти поддержали эту идею, а вот в Москве ее «зарубили». В результате чего храм вплоть до своего сноса стоял заброшенным.

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ КАЗАЧИЙ СОБОР

Никольский казачий собор, переделанный в кинотеатр «Победа». 1960 г. Фотограф Л.Устьянцев

На сегодняшний день это самый старый храм в Омске. И то, что он не был снесен, во многом заслуга Андрея Федоровича. Строительство его велось с 1833 по 1840 гг. на деньги сибирских казаков. До 1916 г. храм имел статус церкви, после – собора. До революции и в годы гражданской войны здесь хранились реликвии Сибирского казачьего войска: легендарное Знамя Ермака, Знамя Иоанна и Петра Алексеевичей, Георгиевский крест Г. А. Колпаковского. В разное время в храме молились Цесаревич Николай Александрович (Николай II), Лавр Корнилов, адмирал Колчак. Здесь крестили известного поэта Леонида Мартынова.

В 1928 г. решением Омского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов здание Казачьей церкви было закрыто и передано под культурные нужды. В разное время его перестраивали и арендовали управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикации, кинотеатр «Победа».

С 1966 г. здание не эксплуатировалось. В 1970 г. появилось решение Горисполкома о сносе казачьего храма, но благодаря протесту общественности это решение не было выполнено. А.Ф. Палашенков, прослышав о предстоящем сносе храма, не только стал посылать письма в вышестоящие инстанции, в которых доказывал исключительную ценность собора, но и требовал убрать из алтарной части устроенные там общественные туалеты. Здание было отремонтировано, и с 1983 года здесь разместился Зал органной и камерной музыки.

С 1991 г. благодаря усердным просьбам митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) здание храма использовалось совместно Управлением культуры и Омско-Тарской Епархией, а с июня 1998 г. его полностью передали на баланс Омско-Тарскому Епархиальному управлению. До 2001 г. Свято-Никольский храм имел статус кафедрального собора. Сегодня многие православные омичи приходят сюда помолиться. В стеклянных витринах они видят старинные образы Абалакской Божьей Матери и Святителя Иоанна Тобольского, которые также в свое время, спасая от поругания, принес из Всехсвятской кладбищенской церкви А.Ф. Палашенков.

МЕСТА, НАПОМИНАЮЩИЕ О Ф.М. ДОСТОЕВСКОМ

Особенно трепетно ученый-краевед относился к памяти великого русского писателя. В годы Великой Отечественной войны Андрей Федорович загорелся идеей создания его музея в Омске. Он лично составил тематико-экспозиционный план, ходил по начальству, добивался помещения. Именно он высказал идею об устройстве литературного музея в доме коменданта Омской крепости, то есть там, где он и располагается ныне.

 

Встреча омских школьников с А. Ф. Палашенковым и А. Ф. Достоевским, внуком Ф. М. Достоевского. Омск,1968 г.

В 1968 г. он пригласил в Омск внука великого писателя – Андрея Федоровича Достоевского. К 150-летию со дня рождения великого писателя Омская студия телевидения выпустила небольшой документальный фильм «…Из Мертвого дома». Его премьера состоялась 17 августа 1971 года. Автор сценария и режиссер Ю. Шушковский, оператор В. Головин и художник В. Кудрявцев создали не просто иллюстрированное повествование о каторжных годах Достоевского, получился фильм-размышление, фильм-исповедь.

Есть в фильме кадры, о которых хочется сказать особо. На них мы видим пожилого человека, тоже носившего знаменитую фамилию. Это внук великого писателя — ленинградский инженер Андрей Федорович Достоевский. Многие годы он трудился над увековечением памяти деда. С большим тактом кинокамера показывает нам это. И всюду рядом с гостем мы видим небольшую сухонькую фигуру другого Андрея Федоровича — Палашенкова, который организовал приезд А.Ф. Достоевского в Омск.

За три года до этого А.Ф. Палашенковым тиражом в 3000 экземпляров была издана работа «По местам Ф. М. Достоевского в Омске». Это одна из первых историко-краеведческих книг, рассказывающая о пребывании великого русского писателя в нашем городе. Данное издание не только обозначило существование мест, зданий и сооружений, связанных с пребыванием писателя в Омске, но и также явилось первым своеобразным путеводителем по памятным местам, связанным с Ф.М. Достоевским.


Обложка книги А.Ф. Палашенкова о Ф.М. Достоевском. Снимок из собрания автора.

В 2020 году вышел в свет переизданный к 200-летию Ф.М. Достоевского путеводитель А.Ф. Палашенкова. В новое издание были добавлены, с соответствующими описаниями, фотографии памятников и памятных знаков, зданий и сооружений, установленных или восстановленных в Омске, начиная с 1965 года по настоящее время. Данная книга увидела свет благодаря поддержке министерства культуры Омской области.

С почина ученого-краеведа на Тобольских воротах второй Омской крепости появилась памятная доска Ф.М. Достоевскому. По его инициативе Омский Отдел Географического Общества выступил также в 1960 г. с инициативой реставрации Тобольских ворот Второй Омской крепости (таковая была проведена в 1968 г.).

 

Тобольские ворота Омской крепости. 1960-е годы.

На сегодняшний день эти ворота единственные из четырех крепостных ворот, которые сохранились с XVIII в. до сегодняшнего дня. И в этом также немалая заслуга Андрея Федоровича.

Поистине, счастлив тот человек, кто не просто прожил жизнь, а сделал что-то полезное для Родины, для потомков. Без сомнения, А.Ф. Палашенков принадлежит к их числу. Он своей деятельностью оставил заметный след в истории не только Омского Прииртышья и Западной Сибири, но и далекой для нас, сибиряков, Смоленщины.

Его труды и сегодня не потеряли своей актуальности, Фамилию Андрея Федоровича сегодня носят улица и библиотека. Стараниями директора Омского историко-краеведческого музея П.П. Вибе приведена в порядок могила, на здании музея установлена мемориальная доска, а в серии «Антология омского краеведения» изданы отдельным томом труды А.Ф. Палашенкова.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»


Распечатать страницу