Виталий Доля: «Для животных цирк – это их планета»

Новый руководитель Омского цирка рассказал, с какими трудностями столкнулся и что планирует изменить.

Исполнился месяц с того момента, как в Омском цирке сменился директор. Руководителем был назначен известный шоумен и организатор праздников 39­летний Виталий Доля.

Глубокое погружение

– Виталий, как вам пришло такое предложение?

– Третьего сентября прежний директор Елена Филипповна Агафонова сообщила в своих соцсетях, что освобождает пост директора, и я просто отправил резюме, а потом уже все закрутилось. Пазл сложился. 20 сентября меня вызвали в «Росгосцирк» в Москву. Мы встретились, и мне сообщили, что со мной заключают договор. Не было никаких заранее подготовленных схем.

– Ваши ожидание и реальность? Успели изучить переданное хозяйство?

– На собеседовании меня спросили: «Сколько вам нужно времени, чтобы войти в курс дела?» Я сказал, что три месяца точно, но сейчас понимаю, что, может быть, и больше. Всю материальную часть за три месяца я, конечно, исследую. И сейчас  уже понимаю, что и где у нас в цирке находится, что может дать сбой, что надежно, а на что следует обратить внимание. Но это то предприятие, которое требует глубокого погружения. Цирковые коллективы в стране абсолютно разные – у нас 33 цирковые программы в системе «Росгосцирка». За год в город приезжает при самом хорошем раскладе 8 программ. И чтобы со всеми познакомиться, на это уйдет 4–5 лет. А еще современные реалии каждый раз преподносят все новые сюрпризы, поэтому, я думаю, погружение будет на протяжении всего времени работы.

Мюзикл на воде

– Вы сразу столкнулись с серьезным испытанием в виде локдауна и антикоронавирусных ограничений.

– Да! Коронавирус не дает расслабляться никому. Сейчас мы вынуждены перенести премьеру первого в России циркового мюзикла «Одиссея». Мы хоть и не причастны к происходящему, но чувство вины есть. И прежде всего – перед нашими юными зрителями. Тем зрителям, кого не устраивают даты переноса, мы предоставляем возможность выбрать любые другие числа и даже повышаем класс билета.

– Цирк уже готов к нововведениям с проверкой QR­кодов?

– Да, мы готовы, ведь в своем бизнесе по организации праздников мы «варились» в этих новых условиях уже на протяжении полутора лет. И в нашем учреждении культуры тоже уже все имеется: считыватели QR­кодов, да и персонал готов. Российская государственная цирковая компания к дате введения ограничений во всех регионах все цирки обеспечивает необходимым оборудованием.

– Можете ли рассказать, что все­таки ждет омичей в новой программе «Одиссея» в ноябре?

– Для этого мы пригласим журналистов на презентацию. Единственное, что могу сейчас сказать, – это будет эксклюзивный цирковой мюзикл на воде. Такого еще в российском цирке не было. Программа создавалась в Новосибирске, и в Омске будет ее премьера. Сейчас в «Росгосцирке» дошиваются последние декорации, наносятся последние штрихи. Как нам рассказывают режиссеры, будет что­то потрясающее.

Ремонт или реконструкция?

– Недавно к вам приезжало руководство федерального «Росгосцирка» – проходила проверка?

– 27 сентября я заступил на пост директора Омского государственного цирка, и приехало московское руководство для назначения. В связи с этим началась большая инвентаризация. Закончится она только к 15 декабря – это огромное здание, нужно проверить абсолютно все системы.

– А вы сами побывали уже во всех уголках цирка?

– Я рассчитывал, что обойду цирк за три дня – с чердака до подвала. Задача оказалась амбициозной. Площади настолько большие, что на это ушло две недели, и все же я пока еще побывал не везде. Но я за то, чтобы «засунуть свой нос» абсолютно в каждую щелку и понять, есть там проблема или нет. Мы в первую очередь говорим о безопасности для зрителей, бесперебойном функционировании большого предприятия.

– Недавно в прессе возник спор о том, что все­таки ждет цирк: новый ремонт или реконструкция?

– Если выйти на улицу – на площадь перед зданием, то можно увидеть, что плитка где­то отслоилась, где­то вообще разрушилась. Это требует одного – ремонта. Если посмотреть на фасад здания, то сайдинговые панели, которыми обшит цирк, где­то искорежены – за это «спасибо» скейтерам, которые летом катались возле цирка и сделали эти вмятины. Где­то к моменту моего прихода просто торчали куски металла, которые могли травмировать детей – мы их тут же демонтировали. Где­то все исписано граффити –  это уже реставрация. Поэтому снаружи будет и ремонт, и реставрация.

Ну а внутреннее убранство цирка – это зеркала, кулисы, шторы, все это требует каких­то небольших восстановительных работ.

К слову, о ремонте, – я недавно был в Саратове в цирке братьев Никитиных, увидел, как выглядит цирк после ремонта, и понял, к чему хочу стремиться!

Дорогое удовольствие

– А из чего сегодня складывается бюджет цирка?

– Мы практически находимся на финансировании – Омский цирк является филиалом федерального казенного предприятия «Росгосцирк». Мы, как и другие цирки в стране, – база, куда приезжают коллективы, а наша цель – создать комфортные условия и для артистов, и для зрителей. В том числе создать уют в гостинице, поскольку цирковые артисты дома практически не бывают. В гримерных также должно быть чисто и уютно. На каждую программу есть государственный план, который мы должны выполнить. Но сейчас у нас разрешенная заполняемость – 50 процентов зала. Это очень мало, поскольку цирк – дело очень затратное. С питанием животных тоже все очень серьезно. Например, обезьяна у нас питалась на 100 тысяч рублей в месяц. Нам бы так жить! Это пять видов орехов, по нормативам у нее курица, но именно эта обезьяна ела только индейку. Мы должны подстраиваться под каждое животное. А, например, верблюды обходятся дешевле – 350 тысяч рублей в месяц на шесть голов.

Все в целом – это колоссальные деньги. Многие задаются вопросом, почему билет в цирк стоит так дорого. Но цирковое искусство, даже при такой цене на билеты, само себя не окупает. И цены устанавливает не Омский цирк, их регламентирует Министерство культуры РФ и Российская государственная цирковая компания. Но еще раз скажу: животным в цирке все­таки хорошо. Они живут здесь дольше, чем в зоопарке или в дикой природе. Они ее никогда и не видели, для них цирк – это их планета, как и для артистов.

Не могу не сказать, что настоящая гордость Омского цирка – оркестр под управлением Сергея Ефимовича Ройза. Всего же у нас 60 сотрудников, и большая их часть – люди, которые с цирком уже много­много лет. Билетеры у нас пенсионного возраста, хотя некоторые берут курс на то, чтобы омолаживать коллективы цирков. Но я считаю, что людям намного приятнее на входе в цирк встретить тех самых людей, которые были здесь еще 10–15 лет назад. Пока им в цирке нравится, они будут у нас работать. Это золотой кадровый состав нашего цирка.

URL: http://omskregion.info/news/100585-vitaliy_dolya_dlya_jivotnx_tsirk__eto_ix_planeta/
Дата публикации:03/11/2021 07:16