Магия на омской сцене: театр «На Васильевском» показал в «Галерке» своего Достоевского

Магия на омской сцене: театр «На Васильевском» показал в «Галерке» своего Достоевского

Дата публикации 15 ноября 2021 09:02

Спектаклем «Идиот» (16+) петербургский театр «На Васильевском» принял участие в фестивале «Достоевский. Омск». Зрители встретили его с восторгом.

Режиссер Владимир Туманов поставил его по инсценировке Георгия Товстоногова, той самой, по которой тот ставил легендарный спектакль с князем Мышкиным - Смоктуновским.

Да и других прекрасных кино- и театральных версий этого романа Достоевского немало. Пожалуй, в багаже любого зрителя есть свой эталон, с которым он невольно сравнивает любую новую постановку по этому роману. И тем не менее этот спектакль с успехом идет более восьми лет, и вот уже во второй раз его привозят в Омск. В чем его обаяние?

На дальнем плане сцены — полукруг белой арочной стены... Куда ведут эти арки? В храм? К спасению? К гибели?

В самом начале спектакля в одной из этих арок появляются, держась за руки, женщина и девочка, обе — в красном. Девочка (Соня Зимина) подбегает к князю, они берутся за руки, кружатся, смеясь. Малютка снимает со своей головы венок, увенчивает им голову князя... Князь Мышкин (Арсений Мыцык) и потом время от времени будет отключаться от реальности и кружиться, кружиться, вытянув руки, словно он вновь с этой девочкой...

Когда появится Настасья Филипповна (Елена Мартыненко), мы узнаем в ней ту женщину в красном, что была с девочкой. Узнает ее и князь, будет говрить, что как будто когда-то ее уже видел. И мы верим: он видел непорочную детскую душу. Ее потерю и не может пережить Настасья Филипповна. Она снимет с головы князя венок/нимб, словно уводя его из мира горнего и приобщая к жестокому земному миру. Но не примет князь жестокости, будет любить этот мир и людей его. Будет, не выдерживая их жестокости, падать в припадках, но вставать и продолжать любить...

Перед этой арочной стеной — круглый стол в центре сцены, вокруг него — тяжелые деревянные стулья. Вот и вся сценография. Это пространство превращается то в кабинет генерала Епанчина, то в гостиную Елизаветы Прокофьевны, то в дом Гани и так далее. Все места действия похожи, поскольку каждый тут несется по кругу своих страстей или привычек, не в силах из них вырваться. Нет, пытаются — вот Рогожин (Илья Носков) в сердцах разбрасывает тяжелые стулья, но... глядь, в следующей картине они уже на месте, круг снова замкнулся.

Мир героев здесь — мир чувств тяжелых, мучительных. Так, Ганю (Александр Удальцов) мучает выбор: семьдесят пять тысяч или «честь семьи»? Но когда ставка повышается до ста «рогожинских» тысяч, которые надо из огня спасти (здесь их не в камин бросают, Настасья Филипповна держит горящий сверток в руках), он находит в себе силы прикурить от этого огня и уж потом падает в обморок.

Рогожина, опьяненного и страстью к женщине, и вдруг свалившейся на него возможностью «все купить», разрывает от того, что взаимности-то он приобрести не может. В своей азартной игре с жизнью на кон он ставит Настасью Филипповну.

Впрочем, есть и те, кто все для себя решил и на других смотрит «со своей колокольни». Вот Фердыщенко (Михаил Николаев): для него, любителя итальянских арий, деньги — единственная ценность, и все поступки окружающих он оценивает только с позиции «выгодно» и, значит, умно они поступают, или «с потерей денег», а значит — глупо. Или Лебедев (Владимир Бирюков): кто сегодня угощает, тот для него и хорош. Эти комические персонажи оттеняют трагически страдающих, парадоксально усиливая их страстность. Ни в чем не колеблются и Тоцкий (Михали Долгинин), и генерал Епанчин (Сергей Лысов), им главное — «вопрос решить», а князь со своими глупостями все время мешает...

«Группа поддержки» князя — сестры Епанчины, серьезная Александра (Анна Захарова), смешливая Аделаида (Анна Королева) и их матушка Елизавета Прокофьевна (Наталья Кутасова). Вместе с ними поначалу и Аглая (Мария Фефилова) поддерживает «рыцаря бедного». Но когда ее страстью становится соперничество с Настасьей Филипповной, милая Аглая словно перерождается.

Кульминацией спектакля становится сцена встречи соперниц в доме Настасьи Филипповны. Аглая является туда в кроваво-красном одеянии того же цвета, что и наряд Настасьи Филипповны. Их поединок груб до вульгарности, дело доходит до рукоприкладства, до пинка. Все это, похоже, рассчитано на зрителей — князя и Рогожина. И женщины добиваются реакции: Рогожин хватается за нож, а князь окончательно уходит из мира этих людей. Не случайно же он вновь видит девочку, она несет куклу в красном платье. Кладет ее, неживую, на ложе Настасьи Филипповны, а саму ее уводит туда, под светлую арку, откуда они когда-то явились князю...

Омские зрители встретили спектакль с восторгом. И дело не только в том, что театр «На Васильевском» называют «филиалом омской драмы», поскольку там — немало выходцев из нашего драматического, и не только в том, что вновь увидели знакомого по омской сцене Сергея Лысова (в роли Епанчина), и не только в том, что поприветствовать омских зрителей на сцену «Галерки» поднялся и экс-омич, актер театра «На Васильевском» Давид Бродский. Зрителей покорили градус актерского существования, острота пластического рисунка спектакля. Магия театра в этот вечер здесь точно была!

Елена Петрова

ранее по теме

Александр Бурков открыл театральный фестиваль «Достоевский. Омск»

Александр Бурков открыл театральный фестиваль «Достоевский. Омск»

В течение шести вечеров омичи познакомятся с постановками по произведениям великого русского классика, 200-летний юбилей которого отмечается 11 ноября. Организатором фестиваля стал театр драмы и комедии «Галерка».

Распечатать страницу