Сталинградская зима разведчика Зубова

К 70-летию победы в битве на Волге.
К 70-летию победы в битве на Волге.

2 февраля исполняется 70 лет с момента окончания Сталинградской битвы. Событие, которое, без преувеличения, стало переломным этапом Второй мировой войны. Огромный вклад в победу под Сталинградом внесли сибиряки, в том числе воины, призванные из Омской области.

Каждый из них с оружием в руках отстаивал независимость нашей Родины, крепил победу советского народа в боях с фашизмом. Кто-то из них уходил на фронт добровольцем, кто-то был призван из города на Иртыше или сельских районов. Многие приехали в нашу область уже после окончания войны. Но так или иначе их судьба связана с Омским Прииртышьем. Один из них – полный кавалер ордена Славы Илья Ильич Зубов.

Известие о начале войны застало Илью, 17-летнего студента Омского речного техникума, на летней практике в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Как вспоминает ветеран, они даже до конца так и не поняли, какая беда обрушилась на всех.  Были уверены, что с фашистами будет покончено очень быстро…

К осени техникум был эвакуирован в Тобольск, а Илья, как и большинство парней из его группы, записался добровольцем на фронт. После проводов в городском театре новобранцев построили в походные колонны и в сорокаградусный мороз маршем отправили в Тюмень. Далее на поезде до станции Иня в Новосибирской области. Здесь формировалась отдельная лыжная часть 212-го стрелкового батальона. В составе этого подразделения вблизи города Калинина (ныне Тверь) Илья Зубов и получил свое первое боевое крещение. При взятии села Пустынное, несмотря на то что у него были задеты плечо, легкое и нога, вынес с поля боя тяжело раненного командира роты. В знак благодарности тот подарил молодому герою свой офицерский ремень.

После лечения Илья Иванович добровольцем идет в дивизионную роту разведчиков. Так началась его суровая сталинградская зима. Учиться приходилось в боях. Никто даже предположить не мог, что от разведроты численностью 200 человек к концу войны в живых останутся только 65 бойцов.

– На войне ты всегда стремишься сделать больше, чем должен, – говорит Илья Иванович. – Так было и той зимой 42-го, когда наше отделение получило задачу разведать состояние обороны противника. На окраине одного из сел мы увидели вражеских солдат, толпившихся вокруг полевой кухни. Это были румыны. Они собирались обедать и к бою готовы не были. Мы не упустили случая и вдесятером напали на врага численностью в 150 человек. А как только они опомнились и начали атаковать, скрылись в балках.
В часть вернулись невредимыми. На докладе о выполнении разведоперации командир роты старший лейтенант Ольшанников похвалил за смелость, но за азарт в таком серьезном деле отругал.   

После освобождения Сталинграда разведчик Зубов воевал в Восточной Пруссии. День Победы встретил под Кенигсбергом.  
После войны Илья Иванович заочно окончил финансовый институт, сорок лет проработал в финансовых структурах. Его называют одним из основателей современной налоговой службы в Омске. Чуть больше года назад в свет вышла его книга воспоминаний «Жизнь», в которой ветеран рассказывает о трудных годах войны, о том, какой невероятной ценой была добыта победа.
 
Подвиг
Помощник начальника штаба 339-го стрелкового полка легендарной Гуртьевской дивизии 22-летний омич, старший лейтенант Семен Фугенфиров (его именем названа улица Омска) прикрывал отход попавших в окружение в цехе № 22 завода «Баррикады» боевых товарищей. Фашисты наседали, взорвав ворота цеха, начали бить прямой наводкой. Фугенфиров, взяв автомат, два диска патронов, четыре гранаты, забравшись на кран-балку в самом цехе, отстреливался от врагов. Он сражался героически до последних минут боя. Когда старший лейтенант был ранен, фашисты ворвались в цех и бросились к кран-балке, чтобы снять его оттуда живым, Фугенфиров с двумя гранатами бросился в гущу окруживших его, взорвался сам и уничтожил 12 фашистов. Погиб геройски, обеспечив выход штаба полка со знаменем из окружения.

Ветераны говорят

Омич Николай Спижарский на фронт после ранения вновь попал весной 1942 года. Навсегда остались в памяти сибиряка жестокие бои под Сталинградом, где после крат-косрочных курсов он принял командование стрелковой ротой: «После боев в моей роте осталось всего два человека. Вот такой дорогой ценой досталась нам победа на Волге».
 
Сергей Рожков, житель Седельниковского района Омской области, попал на фронт 19-летним мальчишкой. И сразу в пекло, под Сталинград:

– Было начало зимы, Волга замерзла, и на ту сторону можно было перебираться по льду. Но немецкие самолеты постоянно бомбили переправу, поэтому нам было поручено восстанавливать ее. Ох и помучились мы там! Если бы только людей, а то и технику надо было на тот берег к Сталинграду перебросить.

В самом городе был настоящий ад. Все в руинах. Население было эвакуировано, остались только те, кто мог сражаться. Дрались действительно за каждую улицу, за каждый дом. Удивляюсь, как живым остался. Шинель вся в дырках, а я живой. Руку, правда, немного задело. А так – как заговоренный.
 
Иван Ермоленко, уроженец села Краснопутиловка Полтавского района:

– В черте города шли непрерывные бои, но уже с видимым и значительным перевесом наших войск. Наш полк сменил на позициях ушедших на отдых, пополнение и перегруппировку товарищей и буквально с марша включился в настоящую фронтовую работу. Полковые орудия всех систем круглосуточно вели огонь такой интенсивности и продолжительности, что подчас стволы накалялись докрасна и снаряды в патронниках заклинивало. Мы, связисты, тоже не знали ни дня ни ночи, обеспечивая бесперебойную связь с корректировщиками (батареями, штабами и тылом).
 
Трудовая помощь омичей Сталинграду
 
Омск помогал Сталинграду, не только посылая бойцов оборонять город на Волге.

В октябре 1942 года высококвалифицированные специалисты Сталинградского тракторного завода во главе с директором Константином Алексеевичем Запорожским прибыли в город на Иртыше. Запорожский был назначен директором Омского завода № 174. Тогда же под руководством опытных танкостроителей началось возведение мартеновских печей, сталефасонного и других цехов. Делалось все, чтобы в максимально короткий срок наладить выпуск современных танков Т-34. Всего за войну Омским заводом № 174 был выпущен 6921 танк. Уже с середины 1943 года некоторые сталинградцы стали переезжать в свой родной город, но многие на Омском танковом трудились до конца войны. Константин Запорожский пост директора Омского завода покинул лишь в 1947 году.

Фото автора
©
URL: http://omskregion.info/news/10138-stalingradskaya_zima_razvedchika_zubova/
Дата публикации:30/01/2013 09:36
Автор:Дмитрий Валитов