Москвичи скандировали: «Браво!»

Москвичи скандировали: «Браво!»

Дата публикации 30 января 2013 11:45 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Омский академический театр драмы вернулся с фестиваля «Островский в Доме Островского».
Омский академический театр драмы вернулся с фестиваля «Островский в Доме Островского».
 
Имя Александра Николаевича Островского неотделимо от Малого театра, он создавал пьесы специально для этой прославленной сцены, принимал участие в их постановках. У театрального подъезда Малого театра стоит памятник великому драматургу.
С 1993 года раз в два года в Малом театре проходит фестиваль, на котором московским зрителям представляются лучшие спектакли, поставленные по пьесам Островского.

А он написал 48 пьес! На сцене Государственного академического Малого театра омичи сыграли, в рамках фестиваля, спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». О том, как спектакль прошел в Москве, мы попросили рассказать народного артиста России Валерия Алексеева.
 
Пьеса как оркестр

– Мы играли «Мудреца» 22 января вечером, а днем режиссер Александр Кузин провел полноценную репетицию. Получилось, что мы сыграли спектакль дважды. Я считаю «На всякого мудреца довольно простоты» одной из самых интересных пьес в мировом репертуаре. Не скрою, в молодости сам мечтал сыграть Глумова, и мне настойчиво говорили: это твоя роль. Не случилось, но эта пьеса, как и другие у Островского, похожа на оркестр, где есть своя партия и у скрипки, и у трубы, и у барабана. Каждая роль – сольная и дает актеру простор для фантазии. Сцена Малого театра похожа на нашу, но чуть менее широка и находится ближе к зрителю – мы корректировали мизансцены. Акустика в Малом шикарная. Удивительное ощущение, когда представляешь, какие актеры играли до тебя на этой сцене, когда стоишь перед портретами великих в фойе, входишь в комнату Ермоловой. Эта комната с портретом актрисы, старинной мебелью, огромным зеркалом предназначена для отдыха актеров. А на дверях гримерок прикреплены имена тех, кто вошел в историю русского театра, чьи творческие биографии мы изучали и сдавали по ним экзамены в театральных училищах. Когда-то мой старый учитель Алексей Павлович Алексеев, в молодости артист императорских театров, говорил: «Стой, слушай внимательно больших актеров, настраивай слух». Вот и хотелось настроить слух на волну корифеев Малого театра.

Не скажу, что реклама нашего спектакля была броской, но свободных мест в зале не было. Даже на галерке, где собрались студенты Щепкинского училища. Туда поступили двое омичей – они, возможно, и привели с собой других. А еще пришли, конечно, почитатели Малого театра. Наш спектакль близок к классическому стилю этой старейшей сцены, хотя время, конечно, внесло поправки – темпоритм, например, другой. Режиссер, на мой взгляд, сумел соединить традицию и чувство времени, современный способ выражения мыслей и эмоций. Поэтому почитатели Малого театра – а именно они составляют ядро зрительской аудитории фестиваля Островского – приняли нас очень хорошо. Мы чувствовали реакцию на каждую фразу, аплодисменты звучали после каждой сцены.

А после спектакля – овация, и не просто отдельные возгласы,  публика скандировала: «Бра-во!», «Мо-лод-цы!».

Фестиваль не конкурсный, на нем не присуждаются места. Дип-лом и вот этот замечательный прием зрителей и есть свидетельство успеха.
 
Привлекает искренность

– В 1986 году наш театр был на гастролях в Москве и целый месяц работал на сцене Малого театра. Это незабываемо. Театр был каждый вечер полон, а спектакль «Вверх по лестнице, ведущей вниз» в постановке Геннадия Тростянецкого пользовался таким успехом, что в самом конце гастролей, в субботу, мы сыграли дополнительный спектакль. Помню, на афишной тумбе висело объявление размером в тетрадный листок: «По многочисленным просьбам зрителей в 12 часов дня…» И это объявление увидели, и вновь зрители, которым не хватило места, сидели на полу. На тех гастролях на омский театр вообще было трудно попасть. Я, например, чтобы пригласить друзей, ездил в билетную кассу на юго-запад Москвы. А пятерых актеров Театра на Таганке провел в зрительный зал через подвалы Малого театра.

Почему избалованные театрами москвичи так стремятся увидеть спектакли из провинции?

Я, как убежденный сторонник и поклонник провинции, считаю, что здесь у людей меньше цинизма, больше веры, искренности, азарта и чистоты. И это не может не отражаться в спектаклях. Кстати, в том же Малом театре Виталий и Юрий Соломины – из Сибири, прекрасный актер Василий Бочкарев – иркутянин. Я с радостью пожал ему руку. Очень жаль, что ныне полноценные гастроли театров – редкость.

А когда случаются, как у нас в 2008 году в БДТ, – интерес огромный. Как говорил мой коллега: «Город взят!». Так было в Петербурге. А на театральных фестивалях хотелось бы не только хорошо сыграть свой спектакль, но и увидеть работы коллег. Увы, финансовые трудности не позволяют: сыграли – и уехали.
 
Островский навсегда

– Малый театр иногда называют музеем, и подтекст негативный. Но никто не будет отрицать, что этот театр сохраняет традицию замечательной русской речи. Я в последнее время разлюбил переводные пьесы, с наслаждением играю в спектакле «Бег» по Булгакову – там фразы построены и звучат, как мелодии, и вся пьеса – как опера. И у Островского тоже, только нужно правильно найти тональность. Иначе может сложиться представление, что пьесы драматурга длинные, скучные.

А ведь в них кипят шекспировские страсти, каждый человек чего-то добивается и бьется до крови.

В нашем театре было много прекрасных спектаклей по пьесам Островского. Например, «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Зрители начинали аплодировать, едва открывался занавес, – сценографии Светланы Ставцевой. А как играл в этом спектакле Александр Щеголев – не забывается. «Волки и овцы» – много лет этот спектакль шел с большим успехом. Островский – это великое поле творчества для русского психологического театра, от которого нельзя отказываться. Мы работали с американскими, немецкими, французским, итальянским режиссерами. Они говорили, что русским актерам легко освоить, например, театр абсурда, а западным систему Станиславского – Библию русского театра – трудно. Я считаю, пьесы Островского всегда должны быть в репертуаре  –  в Омском театре драмы так и есть.

 
Кстати
«На всякого мудреца» – одна из самых востребованных у режиссеров пьес, она шествует по сценам с 1868 года. Главного героя – Глумова – играли Пров Садовский, Василий Качалов, Михаил Царев, Юрий Яковлев. Пьесу, бывало, выворачивали наизнанку. Эйзенштейн на ее основе создавал цирковое ревю сатирической и антирелигиозной направленности, опробуя свое киноизобретение «монтаж аттракционов».

А в наши дни бурю в зале вызвали прямолинейные пародии. Например, прозрачная параллель Турусиной и ее племянницы с матерью и дочерью Собчак. Режиссеры разного времени находили в современных им реалиях известных всем прототипов героев пьесы. Однако нужна ли зрителю столь прямая, очевидная подсказка? Объем омского спектакля дает простор для узнавания не конкретных знакомых персонажей, но типов. Тем и интересен.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...