Нестареющий Фигаро

В Омском музыкальном театре юбилейный, 75-й сезон ознаменовали постановкой классической оперы Моцарта.

В Омском музыкальном театре состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» (12+). О постановке ее создатели рассказали на «Культурном завтраке» газеты «Омская правда», который состоялся в ресторане «Где же кролик».

Планка Моцарта

Одно из величайших произведений Моцарта, написанное в конце XVIII века на либретто Лоренцо да Понте по одноименной пьесе Бомарше, не теряет до сих пор своей актуальности. Омский театр представил свою версию спектакля, сохранив сюжетную линию и моцартовские смысловые акценты. Произведение звучит на русском языке, также в постановке задействованы разговорные диалоги.

Почему театр выбрал эту комическую оперу, объяснил главный режиссер музтеатра, постановщик спектакля Александр Лебедев. В юбилейный сезон руководство нацелилось на премьеры во всех жанрах. В конце прошлого сезона вышла оперетта «Веселая вдова», недавно выпустили мюзикл «Стань счастливой», готовится балет «Конек-Горбунок». И, безусловно, должна была быть оперная постановка.

– Мы долго искали оперу, которая, по нашему мнению, с одной стороны, интересна зрителю, а с другой – легла бы на нашу труппу. Это непростое дело – распределить силы максимально удачно. И мы поняли, что «Свадьба Фигаро» удовлетворяет всем возможностям театра, и решились на этот ответственный шаг. Опера вокально и музыкально очень непроста. Моцарт – такая планка, которая трудна для каждого оркестра, хора, состава солистов, – отметил Александр Лебедев.

Узнав о постановке, труппа, по его словам, сразу воодушевилась. Подготовку начали в конце прошлого сезона. В спектакле занято два состава артистов. Роль Фигаро играют Джени Окропиридзе и Никита Мухин, Сюзанну – Карина Чемирзова и Елена Билык. По мнению режиссера, зрителям будет интересно увидеть постановку в исполнении разных солистов, так как они отличаются. Также в будущем запланирована ротация в составе артистов.

Как призналась Елена Билык, в опере «Свадьба Фигаро» произошел ее карьерный рост. Это ее третья постановка, ранее в двух спектаклях в консерватории она участвовала в хоре и исполняла партию Керубино. А теперь девушка доросла до роли Сюзанны.

– Моцарт – это отдельный мир. В любом случае это приятное испытание, – подчеркнул исполнитель роли Графа Кирилл Кириллов. – Эту музыку часто поют в учебных заведениях, я в училище исполнял «кусочки» Графа – дуэт с Сюзанной. С тех пор я оставил для себя заметку, что партию Графа я спеть хочу. И очень рад, что у меня есть такая возможность.

Политический контекст

Для художника-постановщика спектакля Александра Лютова (Ростов-на-Дону) опера стала чем-то новым, до этого он в основном работал с драматическими постановками. По его словам, он цеплялся больше не за музыку, а за историю, в которую изначально заложена игра. XVIII век – век розыгрышей, маскарадов и обманов. Работая над спектаклем, художник представлял игру в наперстки. Как отметил Александр Лютов, сценография в постановке подвижна, декорации становятся не только фоном, но и участниками событий. Художник также представил журналистам эскизы костюмов персонажей. Создавая образы, мастер в том числе вдохновлялся известными политиками прошлого и современности.

– Костюмы эклектичны, я больше закладывал цитаты и аллюзии, кто-то кем-то должен быть. Если функция Сюзанны – горничная, то немного должно быть от гостиницы. По Бартоло я копался в старых фотографиях, и мне показалось, что это в какой-то степени Уинстон Черчилль. В Марселине есть что-то от фрау Меркель, – рассказал Александр Лютов.

Вечная тема

По словам главного дирижера театра, дирижера-постановщика оперы Юрия Соснина, Моцарт – это всегда определенный уровень. Как он отметил, при подготовке спектакля, как и во всех периферийных театрах, были проблемы, касающиеся в том числе нехватки кадров и инструментария.

В опере «Свадьба Фигаро» в постановке Омского музтеатра нет современных прочтений, но и назвать ее классической тоже нельзя, подчеркнул режиссер. Комедия, благодаря поднятым в ней темам и сюжету, будет становиться только актуальнее, уверен он.

– Мы определили стратегию спектакля как более развернутую для современного зрителя. И конечно, никакого заигрывания из серии мобильных телефонов, мотоциклов, космолетов у нас нет. Пока существует разделение человечества на классы, власть имущих и власть неимущих, сюжет будет актуален, – подчерк­нул Александр Лебедев.

Режиссер напомнил, что Моцарту и да Понте пришлось отказаться в опере от четырех монологов Фигаро, каждый из которых занимал по две-три страницы. Тексты написаны настолько зло, саркастично и смешно, что кажутся современными. Но и без каких-то публицистических текстов актуальность комедии в опере нисколько не утрачена, задуманный пафос Бомарше реализует сюжетная линия.

URL: http://omskregion.info/news/102289-nestareyuchshiy_figaro/
Дата публикации:15/12/2021 07:55
Автор:Татьяна Ляпистова
Фото:Сергей Мельников