Андрей Скиба готовится к своей новогодней службе, на которой состоит уже почти 60 лет.
Даже будучи на пенсии, Дед Мороз собирается все праздники радовать маленьких омичей и их родителей.
Приказы не обсуждают
Красная шуба, седая борода, ледяной посох – это только внешняя, карнавальная часть образа Деда Мороза. А вот его глаза, сердце и душа преданы детям круглый год. Его голос даже без грима и валенок выдает в нем главного новогоднего волшебника.
Андрей Андреевич теперь уже и по возрасту настоящий Дед Мороз. А первый раз Дедом Морозом он был в далеком 1962 году.
«Морозить» пришлось молодому военнослужащему Советской Армии. «Голос хороший, будешь Дедом Морозом», – решил командир. Приказы, как известно, не обсуждаются. Надел солдат красную шубу, взял посох, мешок с подарками – и по сей день с этим арсеналом не расстается. Тогда «отрабатывал» роль сначала в своем подразделении, а потом в детском саду, куда ходили офицерские дети.
Главная роль
Андрей Андреевич переехал в Омск из далекого солнечного Баку, где, как известно, и снег-то большая редкость. А здесь южного Деда Мороза покорила сибирская природа.
– Все, как на картинке: маленькие деревянные домики под снежной шапкой, бескрайнее небо и дым из трубы, – рассказывает Дед Мороз. – Тогда мой руководитель из Бакинского театра музыкальной комедии Александр Аллегров перебирался в Москву вслед за дочерью, будущей знаменитостью Ириной, а я и не хотел оставаться. Он дал мне телефонный справочник с перечнем российских театров, и я стал обзванивать их. В Омском музыкальном театре мне сказали: «Вы нам подходите». Я переехал и ни на секунду не жалею о своем выборе.
И практически сразу же Андрей Скиба стал главным Дедом Морозом Омска. До самой пенсии именно он играл с детьми на площади, а потом приглашал ребят в Музыкальный театр на новогодние представления.
Секрет вечной профессии Андрея Андреевича заключается в бесконечной любви к детям.
– Вы знаете, дети лет до десяти, ну, может быть, до 12 верят в Деда Мороза, – делится Андрей Скиба. – Потом они уже понимают, что Дед Мороз – это актер, что подарки покупают родители, что весь праздник, по сути, это одно большое представление. Но, когда я вхожу в зал, я настолько глубоко вживаюсь в свою роль, что сам себя ощущаю могущественным волшебником. И дети тоже начинают верить в меня.
Да и чего скрывать, даже взрослые забывают про свой паспортный возраст и становятся мальчиками-зайчиками и девочками-белочками на детском утреннике, когда в зале появляется и дышит холодом самый настоящий Дед Мороз.
– Больше всего я люблю угадывать детские желания, – признается Андрей Андреевич. – Когда собираюсь к детям, то всегда ставлю одно условие: ребенок должен написать мне письмо. И самое чудесное чудо случается, когда я достаю из мешка письмо ребенка и мы начинаем вместе его читать. И какие удивленные и восхищенные глаза у деток, когда ты спрашиваешь: «А правда, что на этот Новый год ты хотел грузовичок с синим кузовом?» И мальчишка с трепетом и надеждой отвечает: «Да». Тогда ты ему говоришь: «Знаешь, грузовиков-то продается много, а вот именно с таким кузовом – это надо поискать, но ты же знаешь, что Дед Мороз – это волшебник, и он нашел именно то, что ты хотел!»
Однажды на школьном утреннике Андрей Скиба похвалил костюм мальчика и спросил: «Где же ты купил такой замечательный костюм?» А он ответил: «Мы не купили, это бабушка сшила!» «Ну, тогда на следующий год я закажу себе шубу у твоей бабушки, пусть она и мне сошьет!», – заявил Дед Мороз. Надо ли говорить, что это обещание стало предметом гордости для пацаненка на ближайшие новогодние праздники?
Доверительное отношение к детям, дружелюбная и проникновенная беседа делают Деда Мороза не просто сказочным героем, но и самым лучшим другом всех ребят. Он нередко оставлял свой номер телефона, и уже даже после зимних каникул некоторые дети звонили Деду Морозу, чтобы поделиться своими секретами или обсудить какие-то вопросы.
Усы с секретом
На самом деле, чтобы Деду Морозу стать Дедом Морозом, нужно как минимум минут 30. Кареглазый и темнобровый Андрей Андреевич использует театральный грим, но экс-солисту Музыкального театра не привыкать. Он без труда справляется с новогодней палитрой. Два взмаха кисти – и уже брови поседели. Еще пара штрихов – и на ресницы лег новогодний иней. Три прикосновения краской – и уже порозовели щеки и нос. Накладная борода, седые длинные локоны и усы с завитками дополняют этот образ. Усы – особый секрет Андрея Андреевича.
– Усы должны двигаться вместе с губами, тогда создается впечатление, что они настоящие, – подчеркивает профессиональный актер.
Усы крепко садятся на гримерный клей, такой, каким приклеивают усы актерам театра и кино. Держится надежно.
И вот он – настоящий главный герой Нового года, тот, кто несет в своем мешке счастье, здоровье, любовь, удачу, благополучие, веселье, озорные, яркие праздники с фейерверками и подарками, с семейными посиделками и дружескими гуляньями… В него даже взрослые хоть чуть-чуть, но верят.
– Как-то мне удалось «провести» даже собственного сына, – вспоминает Андрей Скиба. – Ему было лет пять. Он знал, что папа работает в театре, много раз видел мой костюм, знал, где висят, стоят и лежат все атрибуты Деда Мороза. Но я пошел будто бы в магазин, а сам переоделся у соседа и постучал в дверь. Ребенок был изумлен. У него даже тени сомнения не было в том, что перед ним настоящий сказочный персонаж. Он даже решил подарить мне торт, который мы с женой купили в дефицитное советское время для встречи гостей.
Первый раз Дедом Морозом Андрей Скиба был в далеком 1962 году. ≪Морозить≫ пришлось молодому военнослужащему Советской Армии. ≪Голос хороший, будешь Дедом Морозом≫, – решил командир. Приказы, как известно, не обсуждаются. Надел солдат красную шубу, взял посох, мешок с подарками – и по сей день с этим арсеналом не расстается.
Волшебный сундучок
Андрей Андреевич хранит детские подарки. В его волшебном сундучке и сувениры с символами Нового года, и бесконечные детские открытки, и картины, и поделки из природных материалов. Он никогда их не выбрасывает и берет с собой во все переезды.
– Когда становишься взрослым, понимаешь, что после Нового года ничего кардинально не изменится: та же работа, те же люди вокруг, та же обстановка, те же развлечения и так далее, – объясняет Андрей Андреевич. – Но когда встречаешь Новый год, когда идет последняя минута старого года, когда шампанское поднимается пеной в бокале, все равно где-то глубоко в душе веришь, что сейчас произойдет чудо!
И оно происходит, правда, для тех, кто в него верит, для вечных мальчиков и девочек и для настоящего Деда Мороза.