«Отправлю я открыточку...»

«Отправлю я открыточку...»

Дата публикации 29 декабря 2021 16:50 Источник фото предоставлено автором публикации

Как появились поздравительные Рождественские и новогодние открытки и когда они впервые пришли в Россию и в Омск, о чем писали наши предки - в нашем предновогоднем историческом обзоре.

Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда «Парижский почтовый альманах» поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравёр Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли.

В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравёром XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж. Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные.

В первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около ёлки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А через пять лет нашёлся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками.

Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток несколько расширяется, и к рождественским добавились новогодние, а также столь популярные сегодня «валентинки».

Практическое применение вся эта история нашла в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретённой им «корреспондентской карточке». Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение вышеупомянутого профессора австро-венгерским правительством в целом было принято, за исключением ограничения текста, поскольку для подсчёта слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих, а это, в свою очередь, выливалось в кругленькую сумму.

А 1 октября 1869 года, как о том свидетельствуют многочисленные энциклопедии, была выпущена в почтовое обращение первая «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Эту дату и принято считать днём рождения первой почтовой открытки.

Первая почтовая карточка Австро-Венгрии. 1870-е годы. Из частной коллекции

Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица, а особенно торговые фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получили в Европе самое широкое распространение, начав своё триумфальное шествие по миру. В 1871 году их стали продавать уже почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, с 1872 года к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873-м — Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, а с 1874-го — Италия.

ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА В РОССИИ

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Скоро исполнится 150 лет с этого момента.

Одна из первых русских открыток, образца 1872 года. Из частной коллекции

Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные — черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые — для отправки внутри города, и зеленые — иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать «бланки открытых писем частного изготовления». До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которых есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

Некоторые исследователи считают, что первые рождественские открытки пришли в Россию из Англии в 90-х годах XIX века. Там в 1843 году по просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки милосердия, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!».

Рождественская открытка художника Джона Хорсли. Из частной коллекции

Открытка стала настолько популярной, что с нее отпечатали около тысячи экземпляров. А спустя 20 лет начался их массовый выпуск.

По другой из версий, первую отечественную рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году.

Одна из новогодних открыток Н.Н. Каразина. Из коллекции автора

По третьей — она вышла в наборе из десяти открыток, отпечатанных по акварельным рисункам известных петербургских художников. Отечественные поздравительные открытки с Рождеством Христовым были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (более известным, как Община Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия.

Оборотная сторона открытки, изданной в пользу Общины Святой Евгении. Из коллекции автора

К Рождеству 1898 года данная организация издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. В общей же сложности, издательство Общины святой Евгении выпустило около 7000 видов художественных открыток.

Кстати, предприимчивые российские купцы покупали только такие открытки, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке, а потому на иностранных открытках ее потом наносили на русском. Дело было весьма хлопотным. Поэтому не удивительно, что продавали открытки по рублю, а то и дороже. Затем открытки стали печатать за рубежом, преимущественно в Германии, специально для России по заказу крупных книжных лавок.

Открытки дореволюционной России не уступали по мастерству своего изготовления зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время «почтовых карточек». В каталогах издательств того времени можно найти перечисление множества видов открыток, таких как: «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом».

Революция 1917 года прервала традицию посылать рождественские почтовые открытки: новая власть начала бороться с «буржуазными пережитками». Но люди никогда не забывали о замечательных рождественских открытках, хранили их годами и даже использовали по назначению: тайно отправляли друг другу открытки, изданные ещё до революции.

Новогодних открыток, выпущенных в первые годы советской власти – с 1917 до 1939 – так мало, что сегодня их весьма проблематично найти даже у коллекционеров. Вновь новогодние открытки появились довольно большим тиражом только в 1941 году, как самый доступный вид связи фронта с тылом и элемент пропаганды. Их изображения представляли собой карикатуры на злобу военного времени, направленные на борьбу с фашизмом. Если на этих открытках и появлялся Дед Мороз, то в руках у него был не мешок с подарками, а автомат или метла, выметающая врагов.

Новогодняя военная открытка 1944 года. Из коллекции автора

Партийное руководство страны решило наладить массовый выпуск идеологически соответствующих открыток в 1950-е годы. На большинстве из них стали изображать кремлевские башни, Деда Мороза, Снегурочку и надпись: «С Новым годом!». Расцвет же новогодней советской открытки пришёлся на 60-70 годы прошлого столетия. Огромный ассортимент красочных открыток на полках киосков радовал и привлекал советских граждан. Качество печати, в те годы уступавшее заграничным издателям, с лихвой окупалось высокопрофессиональной работой художников, а также выбором оригинальных стилей и сюжетов. На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже нес мешок с подарками.

Новогодняя почтовая открытка 1979 года. Из коллекции автора

Но рождественских открыток в советское время уже не было. В России они начали возрождаться только в конце XX века. Часто это были репродукции со старинных открыток, созданных ещё до революции.

Одна из репродукций начала 1990-ых годов. Из коллекции автора.

ОМСКИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОСЛАНИЯ

Омичи в преддверие праздников писали много и охотно. Взрослые и дети, аристократы и простой люд, начальники и подчинённые, родственники и друзья. Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: открытки не терялись и приходили вовремя. Поздравления с Рождеством могли быть безыскусными или поэтически оформленными. Что же писали в них жители нашего города век назад?

Вот некий Сергей Фролов пишет из Перми в Омск Александре Фёдоровой поздравление с 1911 годом:

«Поздравляю с высокоторжественным праздником Рождества Христова! Желаю встретить его в добром здравии и веселии».

Некую Варвару Андреевну Покровскую из Тобольска поздравляет с Рождеством её сестра и заодно сообщает о своём положении:

«Я живу у Анны Андреевны и часто вспоминаю вас. Хотела бы знать, как вы живёте».

Омская телефонистка Мария в декабре 1913 года поздравляет с Рождеством Христовым «милых детишек — дорогого крестника Георгия, Шуру, Галю и Николая», интересуется, как они учатся и какие подарки хотят на Рождество.

24 декабря 1913 года Александра Ивановича Спиглазова поздравляет его коллега Андрей Симош. Послание весьма лаконичное: «Поздравляю! Шура с Р.Х.».

В декабре 1916 года некая омичка Дуся передаёт через нарочного поздравительную открытку своей подружке Римме. В ней читаем:

«Дорогая Римма! Поздравляю тебя с праздником Р.Х. и желаю всего хорошего. Как думаешь сегодня день провести? Сегодня бал в Собрании (видимо в Общественном, либо Военном - А.Л.). Я думаю сходить, чем дома скучать, хоть музыку послушать, да наряды посмотреть. Римма, не пойдёшь ли завтра в маскарад в клуб (видимо в Коммерческий - А.Л.). У меня костюм боярыни. Маскарад будет призовой. Интересно посмотреть костюмы и самим повеселиться. Мама моя и то собирается сходить с нами. Если пойдёшь, то ответь мне с подателем сего письма».

Омск зимой. Вид с почтовой открытки рубежа XIX- XX вв. Из коллекции автора 

Имеются в моей филокартической коллекции и поздравления омичей советского времени. Так, некая Ирина в поздравительной открытке 28 декабря 1969 года пишет следующее:

«Дорогие Валера, Леля, Алёшик и Лолик! Поздравляю всех вас с Новым годом. Желаю Вам хорошего здоровья и всего наилучшего в будущем году».

Как видим, появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями. Сегодня она, к великому сожалению, уже не является одним из видов почтовой связи, а отошла в область коллекционирования. Её вытеснили и заменили более скоростные виды передачи информации (например, мобильная связь и интернет). В настоящее время мы воспринимаем открытое письмо главным образом как атрибут какого-либо праздника или поздравления.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу