Только за время новогодних каникул Музыкальный театр проведет более 40 спектаклей для детей и взрослых. «ОМСКРЕГИОН» поговорил с директором театра Нэлли Бут о том, как держать столь стремительный темп, об амбициозных планах, грядущих постановках юбилейного сезона и пользе критики.
— В преддверии Нового года у вас настоящая жаркая пора. Театр работает в усиленном режиме. Расскажите, что запланировали на эти дни для детей и взрослых?
— У нас, действительно, очень много утренников, вот уже несколько лет мы обязательно включаем в праздничную программу премьерные сказки, которые потом прекрасно вписываются в постоянный репертуар театра. В этом году это «Золотая антилопа» (6+), покажем и всеми любимого «Щелкунчика» (6+). Для взрослых зрителей мы стараемся поставить в афишу праздничных дней премьерную программу сезона. Более легкие, веселые спектакли, мюзиклы, которые настроят на позитивную волну. На протяжении нескольких лет наблюдаем, что зрительский интерес к мюзиклам и новогодним концертам растет. Очень радует, что приходят новые зрители, чаще стали наблюдать в зале и мужчин.
— Если говорить не только о праздниках, то какие спектакли наиболее востребованы у публики?
— Очень популярны балеты: «Золушка» (12+), «Лебединое озеро» (12+). На эти спектакли приходят семьями, и, возможно, детишки еще не понимают смысла происходящего, но их завораживает красота того, что происходит на сцене. Вообще, посетители стали больше интересоваться тем, что еще можно посмотреть в театре. Капельдинеры мне рассказывают, что люди перед началом спектаклей подходят не только для того, чтобы просто приобрести программку, но еще и поговорить, просят совета, что посмотреть из репертуара. Раньше такого не наблюдалось.
— В детском спектакле «Золотая антилопа» очень яркие костюмы и декорации. Их делали силами мастеров театра? Расскажите о цехах, которые трудятся над созданием таких масштабных постановок.
— Художники, которые с нами работают, сначала приезжают немного настороженными, а уезжают со словами: «У вас очень крепкие постановочные цеха». Наши сварщики, например, работают не только с черным металлом, но и с цветным, благодаря чему мы можем делать облегченные декорации. Ведь это все носить нашим монтировщикам, причем порой сроки очень короткие: утром два спектакля, потом идет четырехчасовой перерыв, во время которого нужно установить декорации для следующего спектакля. У нас очень сильный столярный цех. Живописные декорационные цеха я называю «верхолазами», они у нас находятся под самой крышей. Это невероятное талантливые люди, и, то каким ярким и насыщенным зрителя видят, например, «Лебединое озеро», — это полностью, на мой взгляд, их заслуга. Ну а когда мы собрали все декорации «Антилопы», то даже наши бывалые зрители сказали «вау». А костюмы! Это обязательно нужно увидеть своими глазами. Кроме того, у нас свой великолепный обувной цех, который делает для артистов всю обувь, за исключением балетной. И вы увидите результаты их творчества в новом спектакле. При этом профессионалы прекрасно понимают, сколько нам нужно рук и финансовых средств, чтобы обуть и одеть всех персонажей одного спектакля. Например, в «Антилопе» 71 костюм, в балете «Эсмеральда» (12+) — до 250 костюмов!
— Как в целом шла работа над созданием новой постановки?
— К «Золотой антилопе» мы подступались довольно долго. Либретто к ней написал Евгений Муравьев, музыку — один из самых популярных современных российских композиторов, пишущий для детей, Егор Шашин. При этом до нас «Антилопу» ставили, быть может, лишь пару раз. Постановкой сказки у нас занимался режиссер Денис Юрьевич Радченко, который сотрудничает с нами с 2018 года, его постановки с успехом идут на нашей сцене, это мюзиклы «Маша и Витя против “Диких Гитар”» (12+), «Ключ на Мостовой, или Муж за дверью». Он всегда находит к артистам нужный подход, слова, создает сказочную атмосферу. Балетмейстер-постановщик спектакля, заслуженная артистка РФ Ирина Корнеева, объединила единым танцем артистов балета, хора и вокалистов, за счет этого и получился такой размах. Ну а чтобы детям было интереснее, мы подготовили подарок каждому нашему юному посетителю — мешочек с золотыми монетами — «подарок» от антилопы. Таких мешочков мы заготовили 11 тысяч! В новогодние праздники мы сыграем эту сказку 30 раз, после чего дадим нашим зрителям от нее немного отдохнуть, но позже обязательно вернем в репертуар. Также у нас есть планы заявить постановку на фестиваль детских спектаклей.
— Еще одна премьера театра, опера «Свадьба Фигаро» (12+), вызвала резонанс. Это связано с тем, что все ожидали классического подхода, кринолинов и париков, а увидели современные костюмы и необычную сценографию? Или причина в другом?
— Оперы — это вообще отдельная ниша, которая не пользуется большой популярностью у массового зрителя. Во всех наших опросах, которые мы проводим несколько раз в год, на первое место ставят мюзиклы, на второе — балеты, потом оперетты, и лишь на последнем месте — оперы. Кроме того, акустика нашего зала несовершенна, и это могут подтвердить все артисты. Когда мы приглашаем вокалистов на прослушивание, то просим их сначала спеть в нашем зале. Для многих это оказывается очень тяжелым испытанием. Здание Музыкального театра строилось больше для торжественных заседаний и концертов с использованием фонограммы, а не для «живого» исполнения. Конечно, ветераны нашей сцены привыкли далеко посылать голос. Как-то они приехали в Екатеринбург на гастроли, и после первого отделения звукорежиссеры их даже попросили петь потише. Я это говорю для того, чтобы вы поняли, что специфика нашего зала очень тяжелая. В «Свадьбе Фигаро» мы дали возможность проявить себя молодым вокалистам, и, чтобы звук доходил до всех зрителей, решили использовать подзвучивание. Именно за это по большей части мы и подверглись критике. Но гарнитуры дают возможность слышать текст. Интерес к премьере проявили много профессиональных музыкантов, которых сначала наличие гарнитур удивило, но через пять минут они уже их не замечали, а видели в первую очередь игру артистов и слышали прекрасную музыку. Наш оркестр, я считаю, справился великолепно. Мы репетировали почти полгода, нам хотелось добиться совершенство исполнения. Позже многие из гостей отметили, что у нас получился достойный, интересный спектакль. А если тебя критикуют, то это значит, что ты на верном пути.
— Возможно ли как-то воспитать публику, рассказать тем, кто в этом заинтересован, что такое опера, как ее правильно слушать?
— Помню, моя сокурсница, которая имела музыкальное образование, всегда говорила: «Музыке нужно учиться, так же как и иностранному языку». И мы ведем такую работу. У нас есть проект для младших школьников «Я и театр» (6+), где мы рассказываем о голосах, о тембрах, о музыкальных инструментах, балете. Есть концерты в малом зале на четвертом этаже, где можно послушать арии из той или иной оперы. Перед серьезными премьерами у нас проходит проект «Арт-Преамбула» (12+), где музыковед, кандидат искусствоведения Елена Комарова рассказывает, как слушать оперу, смотреть классические балеты, на какие нюансы обратить внимание.
— В 2018 году в театре впервые за 37 лет поменяли кресла, в 2019-м купили балетное покрытие, в 2021 году удалось приобрести новые музыкальные инструменты. Изменения не могут не радовать. В чем еще нуждается театр?
— Мне хочется, чтобы у нас в театре стало еще теплее (в 2019 году были заменены оконные витражи первого этажа и лестничных проемов. — Прим. ред.). Чтобы женщины могли приходить к нам в красивых платьях, чтобы в театре чувствовать себя чуть выше обыденности. Для творческого процесса хочется больше возможностей — глобального обновления и световой и звуковой аппаратуры. В уходящем году нам удалось сделать некоторые приобретения, в основном это гарнитуры для более качественного звука. Немного обновили свет. Каждый год мы стараемся обновлять инструменты, но всего этого, конечно, недостаточно… В этом году театру 75 лет, и мы бы очень хотели попасть в программу нацпроекта «Культура», благодаря которому реконструируют сельские дворцы культуры, омский ТЮЗ. Но мы сильно большие, и нас сложно вписать в этот проект, это большие деньги. Однако мы не хуже многих других театров. Например, солист балета челябинской оперы Валерий Целищев приезжал к нам на «Лебединое озеро», где исполнял партию Шута. Он остался в восторге от нашего балетного пола. Это очень важно — обезопасить артистов, ведь балет — это очень травмоопасная профессия. Даже пуанты, которые мы все время покупали, уже технологически отстали от современных тенденций. Новые разработки помогают балерине сохранять стопу. Из-за санкций такую обувь в Россию не завозят, но по лицензии один из производителей взялся делать такие специальные пуанты. В них балерина сохраняет стопу от травм и может оттанцевать не один спектакль, а несколько, то есть это и экономически выгодно. И мы уже заказали пробную партию таких пуантов.
— В уходящем году в Музыкальном театре появился еще один профи — балетный управляющий Алексей Семенов. Расскажите о нем и о функционале, который на него возложен.
— Алексей Семенов приехал к нам из Самарского академического театра оперы и балета, где с 2019 года исполнял обязанности заведующего балетной труппой и педагога-репетитора. Он выпускник Академии русского балета имени Вагановой 1991 года. По окончании был приглашен в труппу Мариинского театра. В 2003 году в качестве хореографа принимал участие в подготовке олимпийского чемпиона Евгения Плющенко к чемпионату Европы по фигурному катанию. Не все знают, но шесть дней в неделю рабочий день артистов балета начинается с урока у станка. Алексей Викторович отвечает за распределение партий, принимает самое активное участие в репетиционном процессе, а также занимается подбором молодых специалистов.
— Не могу не спросить о ситуации, которая возникла между администрацией театра и представителями труппы. Два артиста балета были уволены, но восстановились по суду. Мы много слышали и читали о мнении в этом споре самих артистов, расскажите и вы о сложившейся ситуации.
— Во всех театрах с артистами заключаются срочные трудовые договоры: на год, на три, на пять. Мы не продлили контракт, и это совершенно нормальная история. Мы же понимаем, что говорим об артистах балета. Балет — это дело молодых. Человек приходит в балет в 18-19 лет, и в 38 лет карьера уже может и закончиться. У нас больше нет возможности занимать этих артистов в тех ролях, которые бы они сами для себя хотели. Но переходить на роли, которые соответствуют их возрасту и физической форме, они тоже не хотят. Мы предлагали разовые договоры, такие мы заключаем с солистами других театров, когда привлекаем их к участию в постановках, — такой вариант тоже их не устроил. По решению суда артисты восстановились на службе, мы выплатили все положенные компенсации, хотя мы не согласны с этим решением.
— А удалось ли омолодить труппу за минувший год?
— В этом сезоне к нам пришли новые молодые танцовщики, чему мы очень рады. Это выпускницы Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Олеся Бочарова, Пермского государственного хореографического училища Наталья Рыжкова, Башкирского хореографического колледжа имени Р. Нуреева Ирина Анисимова. В прошлые годы труппа пополнилась выпускником Московского хореографического училища Даниилом Шпилевым. Приехал к нам Максат Толомушев, ранее он приезжал к нам на разовые партии. Он, конечно же, много рассказывал про наш театр, и, вдохновившись его опытом, из Киргизии к нам приехал Элдияр Марат-Уулу. Простите меня за сленг, но это великолепное «приобретение» для театра! Это харизматичный, интересный, технически подкованный молодой солист. Сейчас он принимает участие в зарубежном турне, и мы очень рады, что у него есть возможность творчески реализоваться на разных сценах. У нас Элдияра ждут новые роли. Нам очень нужен солист балета. На сегодняшний день у нас четыре солиста, но в такие классические балеты, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Тысяча и одна ночь», нужны солисты все же с классическим балетным образованием. Что касается вокалистов, у нас появился прекрасный тенор — Андрей Герасимов. После консерватории он когда-то начинал у нас, потом уехал работать в Москву, затем в Чехию и вот вернулся в Омск. Зрители его увидят в скором времени в опере Дж. Верди «Травиата» (12+). Несколько человек пришли и в оркестр, есть и студенты — талантливые звездочки, которые играют, еще не закончив училища Шебалина. Кроме того, мы воспитываем своими силами новое поколение танцовщиков, у нас есть своя детская балетная студия, и одна из воспитанниц уже исполняет партию маленьких лебедей в большой постановке. Это о многом говорит. Мечтаю открыть детскую оперную студию, у нас очень много талантливых вокалистов.
— В прошлом сезоне состоялась премьера балета «Лебединое озеро», спектакль пользуется большим спросом у зрителей. В репертуар даже были добавлены дополнительные показы. Летом 2022 года запланирован выпуск еще одного масштабного балета — «Конек-Горбунок» (6+). Расскажите подробнее, кто будет работать над постановкой, что ждет зрителей и какие еще премьеры готовите?
— У нас будет несколько премьер. После Нового года мы приступим к постановке драматического произведения «Если сначала» (12+) французского и бельгийского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Мы уже связались с его агентом, который нам предоставляет право на постановку. Премьера, полагаем, будет приурочена ко Дню театра, который отмечают во всем мире 27 марта. Традиционно 29 и 30 апреля у нас запланирован Гала-балет, приуроченный к Международному дню танца. На нашей сцене вновь выступят гости из других театров, а наши артисты исполнят партии из популярных спектаклей. Планируем поставить музыкальную драму «А зори здесь тихие» (12+), а в параллели у нас будет готовиться балет «Конек-Горбунок». Мы задумывали поставить его в честь 200-летия Омской области, все-таки это близко, это Сибирь. А потом, у нас есть артисты, которым это по силам. Ставить спектакль будет Надежда Станиславовна Калинина. Премьера запланирована на 1 июня, День защиты детей. Кром того, в мае планируется юбилейный концерт в честь 75-летия Музыкального театра, а в июне хотим провести концерт, приуроченный ко Дню России, приглашенной звездой станет наш друг, дирижер из Вены Томас Рёзнер. Непременно с его участием мы еще раз сыграем «Веселую вдову» (12+).
— Нэлли Александровна, в заключение скажите, что бы вы пожелали в новом году своим зрителям?
— Дорогие омичи, любимые зрители, благодарим вас за то, что вы были с нами. Поддерживали и встречали премьеры, радовались нашим победам. Надеемся, что следующий, юбилейный, 75-й год мы проведем вместе! Пусть в новом году вам сопутствует удача, здоровье, благополучие, счастье и радость. До встречи в нашем театре! С Новым годом!