Поэты-омичи в Русском Зарубежье

Поэты-омичи в Русском Зарубежье

Дата публикации 27 января 2022 16:49 Фото Алексей Пантелеев

В историографии всплыли имена поэтов-эмигрантов, чья судьба была связана с нашим городом. Это казачьи поэты-эмигранты, в разное время жившие или родившиеся в Омске.

В Историческом парке «Россия — моя история» состоялась онлайн-лекция «Русское Зарубежье — феномен отечественной истории и культуры». Перед слушателями выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры Петр Базанов.

Фото предоставлено сотрудниками Исторического парка.

Гражданская война (1917-1922 гг.) привела к массовому исходу противников советской власти из России. Русское зарубежье – понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое, и оно характеризует жизнь и судьбу нескольких волн российской эмиграции. В период ХХ в. было четыре волны эмиграции из России. Каждый поток уносил за пределы страны огромный культурный и научный потенциал, вызывал необходимость сохранения русской культуры и одновременно приспособления к новой социальной среде. Русские эмигранты в ХХ в. фактически создали новую страну, обладавшую всеми признаками государственности – Русское Зарубежье. Оно возникло как обобщенный образ первой волны исхода из России после революции 1917 г. и служило обозначением «второй» или «малой» России, совокупностью диаспор бывших российских подданных, обосновавшихся в разных странах.

Русские за рубежом считали своим долгом хранить устои и ценности национальной культуры, чистоту русского языка, особенности образа жизни, быта, православной веры, традиционных праздников, ритуалов, обрядов, национальных символов, форм общения и гостеприимства, русского искусства и литературы, фольклора и народных промыслов, рецептов русской кухни. Конечно, каждый поток эмиграции обладал индивидуальными чертами, отличался отношением к России, особенностями национального самосознания, причинами отъезда, глубиной связей с культурой покинутого Отечества.

Элита отечественной эмиграции была прямой наследницей «Золотого» и «Серебряного» веков русской культуры, а себя рассматривала как единственную законную правопреемницу национальных традиций. В ходе вопросов и обсуждения всплыли имена поэтов-эмигрантов, чья судьба была связана с нашим городом. О них и пойдёт наш сегодняшний рассказ.

ХХ век привнёс в литературу новые имена поэтов — сибирских казаков: А.Е. Новосёлова, Г.А. Вяткина, А.А. Ачаира, М.В. Волковой. В большей степени все они (за исключением разве только А.Е. Новосёлова) поэты, в меньшей – прозаики и мемуаристы. Творческий их дебют состоялся в России, а известность, по крайней мере, к двум последним пришла уже в эмиграции.

Поэт-музыкант Алексей Ачаир

Поэт, музыкант, эмигрант А. Ачаир. Фото периода эмиграции. Предоставлено автором.

Алексей Алексеевич Грызов (такова настоящая фамилия поэта, вошедшего в литературу Русского Зарубежья под именем Алексея Ачаира) родился 5 сентября 1896 г. в Омске, в семье офицера Сибирского казачьего войска. Отец его происходил из казаков Ачаирской станицы. Вот это обстоятельство и оказало влияние на выбор поэтом в дальнейшем литературного псевдонима. В связи со службой отца семья часто меняла место своего жительства, живя то в Омске, то в Семипалатинске. В годы юности была учёба и блестящее окончание Омского кадетского корпуса. Именно в стенах этого учебного заведения кадет Грызов начал писать стихи, выступая с ними на литературных вечерах, устраиваемых в Корпусе.

Часть экспозиции, посвящённая кадету А.А. Грызову в ГЦИНК им. Н. П. Литвинова г. Новосибирска. Фото В. Панова.

По состоянию своего здоровья он не мог избрать военную карьеру и продолжил образование в 1914–1917 гг. в чисто гражданском вузе — Петровско-Разумовской сельскохозяйственной и лесной академии в Москве. Приход к власти большевиков не принял. Ушёл добровольцем в Белую армию. Служил в партизанском отряде И.Н. Красильникова. С июня 1919 г. состоял при штабе 1-й Сибирской казачьей дивизии. Участник Великого Сибирского Ледяного похода, в ходе которого получил увечье – отморозил ступню правой ноги. При окружении и разгроме дивизии в Красноярском крае совершил подвиг: вырвался из окружения и спас дивизионное знамя, за что и был награждён Георгиевским крестом. В 1922 г. во Владивостоке в чине хорунжего вышел в отставку и затем эмигрировал в Китай.

23 года Алексей Алексеевич прожил на чужбине, в Харбине. Зарабатывал на жизнь литературным трудом. Неслучайно расцвет его поэтического творчества приходится именно на харбинский период. С 1925 по 1943 гг. в Харбине вышло пять его сборников со стихами: «Первая Медитат» (1925), «Лаконизмы»(1937), «Полынь и солнце» (1938), «Тропы» (1939), «Под золотым небом» (1943).

Обложка одного из поэтических сборников.

По линии «Христианского союза молодых людей», членом которого с 1923 г. являлся Алексей Алексеевич, он руководил в Харбине созданием детских садов и гимназий для русских эмигрантов. В 1927 г. он также стоял у истоков молодёжного литературного кружка «Молодая Чураевка». Кружок этот просуществовал до 1934 г. Его члены, а это были юноши и девушки в возрасте от 13 до 18 лет, ставили перед собой цель – изгнание из литературы политики. В 1942-1943 гг. А. Ачаир является также вице-председателем «Студии молодых эмигрантских литераторов в Харбине» и руководит поэтической секцией этой организации. Выступал в качестве редактора периодических и юбилейных изданий.

В 1945 г., после входа в Харбин советских войск был арестован контрразведкой «СМЕРШ». В апреле 1946 г. военный трибунал Приморского военного округа приговорил его за участие в белоказачьем вооружённом движении во время Гражданской войны и за стихи антисоветского содержания к 7 годам лагерей. Однако отсидел поэт в Краслаге все 10 лет. После освобождения жил в ссылке в посёлке Байкит, что на севере Красноярского края, преподавал в местной школе. Только в 1959 г. ему разрешили поселиться по соседству с его родиной, в г. Новосибирске. В этом городе он устроился работать учителем пения в среднюю школу № 29.

А.А. Ачаир и его ученики. г. Новосибирск. 1960 г. Частное собрание.

Работал страстно, полностью отдавая себя детям. Организовал огромный детский хор, а также кружок любителей литературы и музыки. 16 декабря 1960 г. он умер от инфаркта на рабочем месте. Похоронен на новосибирском Главном кладбище.

А.А. Ачаира иногда называли «поэтом-музыкантом», тем самым подчёркивая его пристрастие к мелодекламации. Благодаря тому, что в детстве он получил хорошее музыкальное образование, он нередко, садясь за рояль, сочинял музыкальное сопровождение к своим стихам.

«Надо было только видеть, как выдержанный, и даже молчаливый в повседневной жизни человек, оказавшись перед музыкальным инструментом, буквально преображался, очень артистично и своеобразно мелодекламируя свои стихи», — вспоминал один знавший его знакомый.

Освободившись из лагеря, Алексей Алексеевич посылал свои стихи в различные советские журналы, но их нигде не публиковали. Такое положение дел сильно угнетало поэта. И только с 1989 г. его стихи стали доступны для российского читателя. Однако многие из его произведений, опубликованные в омской периодике в годы Гражданской войны, остаются ещё неизвестными широкому читателю. Хотелось бы привести одно из них, увидевшее свет на страницах журнала «Иртыш. Голос сибирского казачьего войска» № 6 за 19 января (6 февраля) 1919 г:

Там, где вагоны с шумом пробегают,

Меж пограничных каменных столбов.

Беспечных путников так часто занимают

Простые надписи давно знакомых слов:

«Европа», «Азия». Две стороны, два слова

Но смысл один: там, где спокойна ширь,

Там, в тех снегах, что я увидел снова,

Моя любимая, печальная Сибирь.

Певица казачьей славы, доблести и скорби 

Известнейшей поэтессой русского зарубежья является сибирская казачка Мария Вячеславовна Волкова. Она родилась (2) 15 октября 1902 г. в г. Усть-Каменогорске и была крещена в местной Троицкой церкви. По линии отца она имела сибирские казачьи корни, а по линии матери – уральские.

Будущая казачья поэтесса с родителями. Из собрания О.М. Тарлыковой.

Её отец – герой Первой мировой войны и активный участник Белого движения Вячеслав Иванович Волков (1877 - 1920) родился 15 (27) сентября 1877 г. в станице Атаманской (ныне Ленинский Административный округ нашего города) Омского уезда Акмолинской области, в семье офицера Сибирского казачьего войска. В 1895 г. он окончил 1-й Сибирский кадетский корпус, а спустя два года – 3-е Александровское военное училище. 13 августа 1897 г. он был выпущен в 4-ю сотню 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеевича полка. Карьера молодого казачьего офицера развивалась стремительно: в 1901-м году его производят в сотники, в 1904-м году – в подъесаулы. Полковой командир, каковым тогда был небезызвестный П.Н. Краснов, отзывался о Волкове как о «рыцаре без страха и упрёка» и «образцовом командире сотни». В 1913 г. Волков оканчивает офицерскую кавалерийскую школу с отметкой «успешно» и производится в есаулы.

С началом Первой Мировой войны Вячеслав Иванович отправляется на фронт. Во главе 4-й сотни 1-го Сибирского казачьего полка он сражается на Кавказском фронте, в частности, принимает участие в конной атаке под Ардаганом, где сотня во главе с ним захватила знамя турецкого 8-го пехотного полка. За этот бой В.И. Волков был награждён Орденом Святого Георгия 4-й степени, и существует стойкое предание, что орденский знак, который получил отважный казачий офицер, ранее принадлежал самому М.Д. Скобелеву. Именно он был одним из трёх непосредственных исполнителей переворота 18 ноября 1918 г., в результате которого А.В. Колчак стал Верховным правителем России.

Мама Марии, Анна Сергеевна, родилась в Уральске в 1881 г. Она происходила из знатного старинного казачьего рода Толстовых: была дочерью генерала от кавалерии Сергея Евлампиевича Толстова, казака станицы Гурьевской, и Марии Павловны, в девичестве Сычуговой, — дочери войскового старшины Уральского войска.

Будущие родители Маруси познакомились в Семиречье, где отец Анны Сергеевны в 1895—1899 гг. командовал Отдельной Западно-Сибирской казачьей бригадой.

Поэтический дар, вероятно, передался Марии Волковой от отца, который сам писал лирические стихи. О его большом литературном таланте говорили и фронтовые письма, представлявшие собой «законченные литературные произведения», в которых все «жило, дышало, переливалось», и собственные отцовские сказки, которые он сочинял и рассказывал вечерами маленькой дочке. Став взрослой, она не найдет их среди сказок ни одного народа. В стихотворении «Поэт» Мария Волкова назовет их «чародейной речью»:

«Помню, знаю, что выдумки были – чудо

От начала и до конца.

И откуда брались они только, откуда

У отца?»

В 1918–1919 гг. Маруся жила с родителями в Омске, Иркутске, снова в Омске, в Петропавловске. Судя по выписанным удостоверениям от 26 августа 1919 г., В.И. Волков планировал заранее эвакуировать жену и дочь вместе с другими семьями офицеров и чиновников Конной группы в один из городов Сибирской магистрали: от Иркутска до Владивостока, – а еще лучше – в Харбин. Почему это не удалось выполнить, неизвестно.

В 1919 г. она выходит замуж за личного адъютанта своего отца, сотника А.А. Эйхельбергера, вместе с которым пережила весь ужас гибели Белого движения и потерю всех своих близких (отца, матери и своего первенца — дочери). После многих мытарств вместе с мужем в 1922 г. Мария эмигрирует в Европу (в Литву, а затем в Восточную Пруссию).

М.В.Волкова в эмиграции.

Писать стихи Мария Вячеславовна начала, находясь на чужбине. Жизнь Марии в эмиграции была тяжелой: вставать приходилось в 5 часов, потом следовала уборка дома, приготовление еды; уход за детьми, птицей, работа в огороде и саду — все лежало на ее плечах. Поэтому посвящать себя поэзии она могла только урывками и то по ночам. Весьма важным событием в литературном творчестве Марии Вячеславовны стала публикация ее стихов и очерка «Старые места» в юбилейном, посвященном 350-летию Сибирского войска, сборнике «Сибирский казак», изданном Войсковым представительством Сибирского казачьего войска под редакцией Е. П. Березовского. Этот сборник уникальных материалов по истории сибирского казачества увидел свет в 1934 г. в Харбине.

Её произведения появляются на страницах не только эмигрантских периодических изданий, но и отдельными авторскими поэтическими сборниками. Первый из них «Песни Родине» вышел в 1936 г. в Харбине при финансовой поддержке представителей русской эмиграции. В начале 50-х годов, словно набирая силу после временного затишья, вновь начинает звучать голос Марии Волковой. Ее стихи опять появляются на страницах новых и возрожденных после войны старых изданий.

В 1972 году умирает ее муж Александр Эйхельбергер. Уже тяжело больная сердечным расстройством Мария Вячеславовна хлопочет об издании книги, где была бы собрана ее поэзия за все время ее работы. Она начинает писать воспоминания обо всей своей жизни со многими несчастьями и испытаниями, и, конечно, продолжает писать стихи. Свою земную жизнь Мария Вячеславовна закончила 7 февраля 1983 г. в Германии, в госпитале Оттерсвейера. Последний посмертный сборник ее стихов был выпущен в Мюнхене в 1991 году уже ее дочерью.

Первая волна русской эмиграции буквально изобиловала блестящими талантами и великолепными достижениями в художественной культуре, в развитии философии и истории, открытиями в науке и технике, и конечно же в литературе. Такой взлет творчества трудно поддается рациональному объяснению. Скудные материальные условия, непривычное, а иногда даже чуждое по образу жизни и духовным ценностям социальное окружение, конкуренция и ограниченные возможности для организации выставок, печатания изданий и других форм культурной деятельности, казалось, должны были негативно влиять на творчество. Но происходило обратное. Активно развивалась духовная жизнь, публиковались новые и интересные литературные произведения. Несмотря на все невзгоды и испытания, русское зарубежье сыграло уникальную и до сих пор недостаточно оцененную роль в истории мировой культуры. И нам, омичам, должно быть приятно знать и осознавать, что среди представителей Русского Зарубежья были известные личности, напрямую связанные с нашим городом.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири».



Распечатать страницу