Московские авторы обсудили с омскими архитекторами концепцию жилой застройки на месте ТЭЦ-1

Местные зодчие поделились опасениями, что город потеряет общественную территорию в историческом центре с появлением здесь жилого комплекса, и попросили столичное «Архитектурное бюро Асадова» повлиять на застройщика.

Вечером 8 февраля прошло онлайн-обсуждение концепции строительства элитного жилого комплекса в историческом центре города — на месте ТЭЦ-1. Встречу на площадке Zoom организовала горадминистрация. Обсуждение длилось почти 2,5 часа, в нем участвовало около 60 человек. Модератором выступила главный архитектор города Наталья Старченкова.

Сначала автор концепции, глава архитектурного бюро ASADOV Андрей Асадов представил эскизный проект и рассказал о его смыслах и задачах. Затем омские архитекторы задали наболевшие вопросы, поделились своими опасениями и выступили с предложениями.

Напомним, проект планирует реализовать АО «Основа Холдинг», в чьей собственности находятся земельные участки под ТЭЦ-1. В сентябре 2021 года владелец компании Игорь Антропенко представил эскиз нового жилого комплекса. Его авторы предлагают реконструировать заброшенное здание ТЭЦ-1 под культурно-просветительский комплекс и построить рядом три элитных дома высотой от 3 до 7 этажей. Компания проводила торги по поиску разработчика для проектной документации, но они пока закончились безрезультатно.

Концепция вызвала немало вопросов у общественности и омских архитекторов еще на ее обсуждении 25 ноября. Большинство участников тогда заявили, что исторический участок города нужно сохранить от дальнейшей жилой застройки. Омские зодчие планировали представить инвестору альтернативные идеи по использованию территории.

В конце января 2022 года депутат Госдумы Игорь Антропенко сообщил, что компания не пересмотрела свои планы по проекту застройки, но при этом его вынесут на архитектурно-градостроительный совет.

Представляя вчера обновленную концепцию, Андрей Асадов отметил, что преимуществом для застройщика является жилье, так как оно наиболее прибыльное, и часть территории отводится под общественные функции. При подготовке концепции авторы рассмотрели территорию в историческом аспекте, проанализировали прошлые идеи архитекторов, в том числе с реконструкцией ТЭЦ-1 под культурно-общественный центр, учли высотные и другие градостроительные ограничения.

Авторы пытались создать «комплексную, плотную, уютную территорию в историческом пространстве». Жемчужиной участка является ТЭЦ-1, ее планируют сделать точкой притяжения, но роль здания и наполнение предстоит определить вместе с городской общественностью. Вокруг ТЭЦ предлагается создать музейную площадь, опустив уровень земли и открыв взору часть здания, вросшую в почву.

В обновленной концепции фасады представлены в светлых цветах. В первом варианте предлагалось использовать красный кирпич в сочетании с черным цветом. По концепции первые этажи трех зданий отведены под общественные цели – рестораны, коммерцию, а также под детский сад на 50 мест. На остальных этажах разместят 1–4-комнатные квартиры. Скаты крыш будут достигать высоты до 24 м, в соответствии с ограничениями. Только лишь для жильцов предназначены внутренние дворы, остальные пространства между домами – общественные. В ЖК будет подземная парковка на 503 места, из них меньше половины для жильцов, около 270 – для горожан. Еще 70 машино-мест планируется возле зданий.

Первый вариант

По словам Андрея Асадова, важно, чтобы жильцы не огородили территорию. Ограничить их позволит создание сервитутов.

В обсуждении участвовал сам основатель архитектурного бюро Александр Асадов. Он подчеркнул, что такая застройка является не фоном, как в 1970-е годы, а ярким архитектурным решением в историческом пространстве. По его мнению, этот проект – редкая удача для города, это новое качество городской среды, полноценный кусочек города, который может стать достопримечательностью. В стране подобные проекты единичны, отметил известный архитектор.

Однако у местных зодчих другое мнение, особенно в части функционала. По словам Никиты Шалмина, если сравнивать Омск с Москвой, это то же самое, что построить у храма Василия Блаженного 10-этажные дома. Как он уже не раз заявлял, появление жилых кварталов убьет символ города, Омскую крепость – территорию XVIII века степного, европейского и русского мира. И такой проект не возвращает городу участок, а отбирает его до конца, жильцы в итоге поставят забор, уверен Шалмин. Таких примеров в Омске немало, в том числе на территории крепости.

Также у него возникли сомнения по поводу реализация этого элитного жилья на рынке. В качестве примера архитектор привел ЖК «Высоцкий», в котором распродано 25% квартир за 7 лет, и ЖК «Пионер», где тоже «нет жизни». В Омске не хватит среднего класса, чтобы заполнить новый квартал, считает Шалмин. Еще одно его замечание – авторы полностью закрыли зданиями исторический корпус ТЭЦ, который является объектом культурного наследия.

По словам Андрея Асадова, нужно жилье или нет – вопрос риторический, но есть понимание, что эта территория надолго была выключена из жизни города. Мастерская попыталась учесть условия заказчика, максимально используя свой и зарубежный опыт.

Другой омский архитектор, Олег Фрейдин, предложил убрать центральное здание, уменьшить два оставшихся на 40–50%. При этом он предлагает отдать под жилье максимум 20–30% площади, снизить его уровень с элитного до «комфорт+», добавить офисы и зону коворкинга. Ошибочными он считает решения по скатным крышам с ТЭЦ — промышленная эклектика не сочетается с готикой. В целом Фрейдин считает, что участок нужно сохранить под общественно-культурную функцию.

Как отметил в ответ Александр Асадов, эту застройку нельзя назвать высокоплотной. С учетом ТЭЦ половина площади приходится на общественную функцию, половина – на жилье. Это максимум для девелопера. Если проект пройдет, он станет положительным для города.

Посочувствовала столичным специалистам архитектор Ольга Кулагина. По ее мнению, «уважаемая московская мастерская попала в ловушку». Недоработка омских архитекторов на обсуждении градостроительных документов (Генплана и ПЗЗ) привела к тому, что этот участок перевели из общественной территории в историческую зону с возможностью жилой застройки. Здесь никогда не было жилья. Это проблема города и местных архитекторов, что не умеют договариваться, это непрофессионализм, и главный вопрос – как территория оказалась у частного инвестора, посетовала она.

Что касается концепции, по словам Кулагиной, ЖК «смотрит» на классическую архитектуру улицы Партизанской, поэтому фасады объектов должны быть прозрачными либо более строгими. Эти рекомендации авторы пообещали взять в доработку эскиза.

Также омский архитектор заметила, что детский сад запрещено строить над парковой. Андрей Асадов пояснил, что решением может стать строительство технического этажа.

«Мы должны понимать, чего мы хотим. Нужен конкурс на эскиз освоения территории. Мы хотим, чтобы нас поняли жители города и никого не осуждали – ни администрацию, ни архитекторов», – заявила архитектор Светлана Шевченко. Она выступает против жилой застройки, за культурно-общественное наполнение с туристической составляющей.

С более радикальным предложением выступил председатель Омского союза архитекторов Сакен Хусаинов. По его мнению, можно освободить больше земли для зелени за счет более высокой этажности. Тем более рядом строится 10-этажный апарт-отель в нарушение ограничений. Но авторы считают, что все-таки нужно придерживаться градостроительных регламентов.

В поддержку проекта выступил архитектор Александр Бегун. На его памяти это всегда была закрытая площадь, вокруг которой ходят люди. А данным проектом заброшенный участок хоть как-то возвращается в жизнь города. Но нужно его доработать.

Как отметил другой омский архитектор Михаил Тонких, в идеале территория должна быть общественной, но, если появился шанс развивать ее таким образом, нужно тщательно контролировать все стадии реализации. Чтобы у застройщика не было возможности упростить проект или изменить его наполнение. Особенно это касается облика зданий — негативные примеры в Омске есть.

Директор Центра по вопросам компетенции городской среды, депутат горсовета Алексей Сокин предложил приостановить работу над проектом, сформировать альтернативные варианты освоения территории и представить их заказчику.

Как подчеркнул Андрей Асадов, важно совместными усилиями провести более широкое исследование и найти более выгодный вариант для Омска, в том числе в части сокращения жилой площади и увеличения общественной. Прозвучавшие конструктивные предложения бюро пообещало передать заказчику.

А если ситуация будет развиваться по существующему сценарию, необходимо, чтобы инвестор исполнил гарантии по реконструкции ТЭЦ и общественной функции, считает автор концепции. «Иначе и горожане, и мы будем обмануты», – сказал Андрей Асадов.

«Ваш уровень позволяет разговаривать с заказчиком с определенной позиции, а не как город – прогибаться. Профессия архитектора не только творческая, профессиональная и коммерческая, но еще и гражданская. Задача архитектора – найти компромисс между инвестором, городом и общественностью. Мэрия давно не разговаривает с архитекторами и мнение их не учитывает», – обратился к москвичам Олег Фрейдин.

Александр Асадов подчеркнул, что боль архитекторов понятна. Важно, чтобы общественность слышала мнение архитекторов и, в то же время, чтобы учитывалось мнение горожан. Авторы надеются в следующий раз встретиться в Омске с местными зодчими и обсудить альтернативные варианты.

Добавим, сегодня, 9 февраля, по этому вопросу состоялся архитектурно-градостроительный совет, заседание проходило в закрытом для СМИ режиме.

URL: http://omskregion.info/news/104517-moskovskie_avtor_obsudili_s_omskimi_arxitektorami_/
Дата публикации:09/02/2022 14:45
Автор:Татьяна Ляпистова
Источник фото:Концепция