Валентина Талызина: «Я сдаю перед омичами экзамен»

Творческий вечер народной артистки прошел в Омском театре драмы.
Творческий вечер народной артистки прошел в Омском театре драмы.

Она родилась в Омске, в роддоме на улице Тарской, жила на Третьяковской, потом в Шербакульском районе. И всю жизнь хотела сыграть на сцене Омского академического театра драмы. Желание исполнилось только в феврале 2013-го, когда народной артистке России Валентине Талызиной уже исполнилось 78 лет.

Она приехала в родной город на творческую встречу с поклонниками своего таланта. Впрочем, Валентина Илларионовна в последние годы часто приезжает в Омск: она является председателем государственной комиссии на факультете культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. 4 февраля на сцене Омской драмы народная артистка, по ее словам, «сдавала экзамен» как актриса театра, кино, эстрады и как певица. А еще Валентина Талызина отвечала на вопросы зрителей.
 
– Расскажите немного о жизни в Омске.

– Что я помню из детства? Мы с мамой жили в Борисовском зерносовхозе, и мама решила, что мне надо набираться культуры. Она отправляла меня летом в Омск на месяц к родственникам. Родственники жили на Волочаевской. Каждое утро я выходила из дома и шла мимо пивзавода, мимо других зданий, подходила к театру, шла дальше – к кинотеатру «Художественный», где начиналась удивительная  жизнь. Я смотрела кино и шла обратно, по дороге съедала штук восемь-девять мороженого. Вот это и была вся моя культура.

Воспоминание второе. Здесь, в зале, сидит Юра Шакин. Его папа когда-то устроил меня на экономфак сельхозинститута. Я была уже звездой института, когда мне дали прочитать стихотворение на слете студентов – про Ленина, Сталина и комсомол. Слет проходил в драмтеатре. На середине стихотворения я забыла текст – хоть убивай меня на месте, не вспомнила бы никогда.  Так я провалилась на этой сцене. Не хочу провалиться вновь.

Я сдаю перед омичами экзамен.

 
– Любите ли вы театр?

– Люблю. Я вообще всегда считала себя театральной артисткой. Но есть фильм на все времена – «Ирония судьбы, или С легким паром!». После него ко мне подходили и спрашивали: «Вам говорили, что вы похожи на артистку Талызину? И голос, главное, похож» Это я к вопросу о популярности. Однажды я была в магазине «Кухни», писала заказ, сколько полок мне нужно, кассир спрашивает: «Я вас где-то видел». «Не знаю», – отвечаю. Он опять: «Я определенно вас видел». Я отрицаю. Кассир спрашивает: «А вы у нас на кассе не работали?»

После «Зигзага удачи» меня часто спрашивали: «Слушайте, вы же хорошенькая женщина, как вы позволили себя так
изуродовать?» Но между прочим, никакого уродства не делали. Не красили.

Однажды я пришла в театр, а одну актрису пригласили в жюри за границу. Я иду и ем себя: «Вот тебя никогда не приглашают в жюри. И вообще ты не артистка». И вдруг передо мной возникает женщина, которая останавливается и говорит мне разные хорошие слова: «Вы такая, такая», разворачивается и уходит. А я думаю: «Валя, зачем тебе это жюри?»
 
– Вы любите читать стихи?

– Меня иногда спрашивают: «Вас не смущает, что вы читаете мужские стихи, например Арсения Тарковского?» Нет, не смущает. Но я читаю и женские. Однажды я познакомилась с алтайской поэтессой Натальей Николенко. У нее как будто написано обо мне:
 
        И где простор передо мной
                                   простерт,

        Где за готовность 
                        к самоотреченью

        Мне приоткроют
                     смысл и назначенье
        И бросят, потрясенную,
                                     в костер.

Я задохнулась от ее стихов. Теперь читаю их всегда, даже на канале «Культура».
 
– Сегодня вы предстали перед нами как певица, любите петь?

– Я снялась в 115 фильмах, в некоторых я пою романсы, к слову, являюсь их первой исполнительницей. Например, «Колыбельная» в фильме «Долгая дорога в дюнах». Романс «Слоники», который мы со Славой Невинным поем в картине «Безумный день инженера Баркасова», композитор Марк Минков написал специально для нас.
 
– Учат ли сейчас актерскому ремеслу?

– Учат. Только ремеслу и учат.

Я, между прочим, книгу написала, там есть цитата: «Некоторые говорят, что сцена – это наркотик. Нет, сцена – это взлет, но чтобы взлететь, надо еще что-то, кроме ремесла».
 
Байка от Валентины Талызиной

В фильме «Зигзаг удачи» мне посчастливилось играть вместе с Женей Евстигнеевым и Жорой Бурковым. Эльдар Александрович решил снимать зиму в самую холодную ее пору – в феврале. Снимали в две смены! Рязанов захотел сэкономить время и деньги. Мы, актеры, сильно мерзли и во время долгожданных перерывов, конечно, «грелись». Евстигнеев охотно делился водкой, которую ему приносили друзья, со всей съемочной группой, но в основном пили он, я и Бурков. Нас даже в шутку за глаза стали называть «звено Евстигнеева» – как в хоккее. Было весело: мы балагурили, травили анекдоты. Расслаблялись как могли, но без пошлости. Естественно, вскоре до Рязанова дошли слухи о том, что мы выпиваем. Тогда Эльдар Александрович собрал нас у автобуса и сказал: «Всех вас ненавижу! Не знал, что вы так плохо ко мне относитесь. Каждому напишу открытое письмо в театр, по «телеге» отправлю». Он укоризненно посмотрел на Евстигнеева: «Женя, я не мог сейчас выбрать ни один трезвый дубль!» Потом ко мне повернулся: «А ты, Талызина, вообще монстр!» Сказал и ушел, а в группе гробовая тишина повисла...

А на следующее утро мы продолжили съемки. По-прежнему было очень холодно, и природа, что называется, взяла свое! Пришлось прятаться. Мы пили, но вели себя более сдержанно. Как-то доснимали. И ведь картина получилась удачной. Когда впервые увидела ее на экране, поняла: классика!
 
«Иронию» я не смотрю, я ее слушаю»

В прошлом году Валентина Талызина выпустила книгу-биографию «Мои пригорки, ручейки». Книга написана легко и очень свободно, актриса не боится показаться слишком откровенной. Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок.

«До сих пор поражаюсь, что мой голос подошел для картины «Ирония судьбы». Это была очень ответственная работа, и мне удалось выполнить ее достойно. Я сыграла то, что недоиграла Брыльска.

Вот эта ленинградская учительница, которая всю жизнь была любовницей, и у нее ничего не происходило в личной жизни, и она надеялась выйти замуж за Ипполита-Яковлева. И свалилась на нее эта ночь с Мягковым. Обрушилась как дар свыше. Мне, кстати, Мягков очень нравился…

Потом мне многие стали говорить, что я могла бы сыграть эту роль. А Эльдар Александрович меня даже не пробовал. Людмилу Гурченко пробовал, Алису Фрейндлих, Ларису Голубкину. Восемь проб сделал Светлане Немоляевой. Но однажды он сказал, что в «Иронии судьбы» Талызина сыграла половину роли. Ну да, с точки зрения режиссера и зрителя, это действительно полроли, голос за кадром. А для меня это целая роль.

«Иронию» я не смотрю, я ее только слушаю. Мой любимой кусок – когда летит самолет и мы с Мягковым читаем стихи. Озвучивать этот кусок было непросто. Да и присутствие Рязанова на меня действовало. Когда он находился рядом, я не могла так сразу, с ходу, взять конец строки, ударение, паузы».
©
URL: http://omskregion.info/news/10457-valentina_talzina_ya_sdayu_pered_omichami_ekzamen/
Дата публикации:13/02/2013 11:30
Автор:Татьяна Шипилова