Несбывшийся проект: история установки в Омске памятника Пушкину

85 лет назад, 10 февраля 1937 года в Омске на месте снесенной годом ранее Ильинской церкви состоялась торжественная закладка памятника Пушкину. Но монумент в память о великом поэте в нашем городе так и не появился.

Вчера омичи вспоминали о гибели Александра Сергеевича Пушкина — со дня скорбной даты минуло уже 185 лет. А в 1937 году в СССР широко отмечалась 100-летняя годовщина со дня смерти А.С.Пушкина. В связи с этим был создан Всесоюзный Пушкинский комитет, который разработал специальную программу чествования памяти поэта на всей территории страны. Она была утверждена Советом Народных Комиссаров. Разработанная обширная программа мероприятий ставила основную цель – «ознакомить широкие массы с жизнью и творчеством поэта». Согласно этому документу в различных городах нашей Родины намечались многочисленные выставки, должны были устраиваться концерты, осуществляться издание произведений поэта, и в том числе проходить установка памятников Александру Сергеевичу.

Публикация в газете "Омская правда". Предоставлено автором.  

В Омске в ноябре 1936 года были образованы областной и городской Пушкинские комитеты. Их возглавили заместители председателей областных и городских исполкомов. В честь А. С. Пушкина в Омске было решено улицу Фабричную переименовать в улицу Пушкина, его имя было присвоили одной из городских школ, решено назвать его именем сквер, где позднее предполагали поставить памятник поэту, а нынешнюю площадь Ленина в народе стали именовать «площадью Пушкина» и «Пушкинской горкой» (вместо Ильинской горки).

Открытка, источник фото: pastvu.com. 

В 1937 году в городе прошли выставки и вечера. Статьи о поэте на страницах областной газеты «Омская правда» написали поэт Леонид Мартынов, ученый и поэт Пётр Драверт.

Речь об установке памятника А. С. Пушкину в Омске зашла уже в год столетия со дня его смерти, и к 10 февраля 1937 года изготовить и установить такой памятник было невозможно, поскольку до юбилейной даты оставалось слишком мало времени.

Местом для памятника была выбрана площадка бывшей Ильинской церкви у сквера вдоль р. Оми. Территорию к сооружению постамента подготовили жители города, в том числе студенты и курсанты речного училища.

Наступило 10 февраля 1937 года. В памятный день вначале состоялось торжественное заседание в здании Омского драматического театра, а затем в пять часов была произведена торжественная закладка памятника. В сквере собрались многочисленные делегации омских предприятий, вузов и учреждений, общественных организаций. Открыл митинг заместитель председателя Горсовета и по совместительству председатель городского пушкинского комитета товарищ Балуев. Свою речь он начал такими словами:

«Для нас, трудящихся г. Омска, имя Пушкина – это знамя борьбы за овладение знанием и культурой».

На митинге также выступили: учитель Луговников, работница завода имени Куйбышева Ноздрякова, художник Суслов и студент Обухов. На большую гранитную глыбу председатель облисполкома С. С. Кондратьев прибил медную табличку, на которой красовалась следующая надпись:

«10 февраля 1937 г. здесь заложен памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину. 1799–1837».

Заметка о закладке памятника А.С. Пушкину в Омске. Газета «Омская правда» за 11 февраля 1937 г. Из фондов Омской областной библиотеки имени А.С. Пушкина

Несколько дней подряд к месту будущего памятника поодиночке и группами приходили горожане и возлагали цветы.

Памятник городские власти планировали поставить к концу года. Первоначально предполагалось, что его созданием займется Омский проектный институт (впоследствии Омскгражданпроект), но он почему-то решился только на оформление близлежащего сквера.

3 июля 1937 года Президиум Омского горсовета утвердил предложенное архитектором Степановым (из Омскпроекта) оформление сквера у памятника с небольшими изменениями. Городскими властями было рекомендовано убрать кольцевую посадку вокруг памятника, оставив лишь газон у постамента, а также увеличить ширину центральной лестницы. Правда, были еще кое-какие предложения по планировке газонов в главной части сквера. Изготовление ваз и полуваз для цветов передали мастерской товарищества «Художник». Также планировалась установка в сквере фонтана. Его бассейн предполагали оформить полированной штукатуркой с мраморной крошкой зеленого цвета. Для устройства в сквере плошадок готовили каменные плиты, а тесанный камень планировали для выкладки ступенек к памятнику. Омск ждал открытия монумента.

Облисполком через свое представительство в Москве пытался выяснить, нет ли в столице готовых монументов для продажи, но ничего не нашёл. Поиски привели омичей в производственное бюро Московского областного Союза советских художников-скульпторов. Заказчиком от нашего города выступил Омгоркомхоз. 1 апреля 1937 года стороны заключили между собой договор на изготовление для Омска скульптурной фигуры поэта высотой в 2,5 метра, барельефа портретного сходства, текста для памятника, а также постамента. Готовый памятник должны были установить в Омске не позднее 20 октября 1937 года. Кстати, из городского бюджета Горкомхозу на его изготовление и установку выделялось 50 тысяч рублей, из которых сумму в 42.500 рублей он перечислял в Москву.

Разработкой памятника занялось производственное бюро Московского областного Союза советских художников-скульпторов, которое поручило этот вопрос скульптору М.Б. Айзенштадту.

М. Б. Айзенштадт. Фото с выставки «Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х» (г. Москва 2018-2019 гг.) https://yavarda.ru/meeraizenstadt.html

Меер Бенцианович Айзенштадт (1895-1961) родился в маленьком городке Клецке в Белоруссии. Пробиваться к своему призванию Айзенштадту пришлось долго и трудно. После окончания ремесленного училища в Минске юноша трудился у частных предпринимателей по слесарной и электротехнической части. Затем были служба в царской армии, дезертирство с фронта во время Первой мировой войны (по его словам, «не желал работать на царя»), суд и заключение, освобождение, скитания по Польше и Литве, плен у белополяков, тюрьма в Вильно. Уроки лепки и рисунка молодой человек впервые получил в 1916 году у минского художника Кругера, у которого занимался около года. В 1923-1926 годах учился на рабфаке, по окончании которого был зачислен на скульптурное отделение Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские — это московское художественное учебное заведение, действовавшее в 1920 по 1926 год. В 1926 году преобразованы в московский Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН). В 1930 году он оканчивает скульптурный факультет ВХУТЕИН.

Диплом М.Б. Айзенштадта об окончании Московского Государственного высшего художественно-технического института в 1930 г. Фото с выставки «Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х» (г. Москва 2018-2019 гг.) https://yavarda.ru/meeraizenstadt.html

Айзенштадт работал в станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Создавал скульптурно-архитектурные композиции, которые, однако, не имел возможности воплотить в городской среде.

Автор портретов и барельефов. Занимался рисунком и акварелью. Обращался к жанру анималистики. Выполнял модели для Гжельского и других керамических заводов. Многие произведения были утрачены, в том числе и находившиеся уже в музеях (Музей революции в Москве, Третьяковская галерея).

С 1932 года являлся членом Союза художников СССР. Начиная с 1927 года участник ряда всесоюзных выставок, хотя и выставлялся скульптор нечасто. Признание к нему стало приходить спустя два десятилетия после смерти. Его посмертные персональные выставки состоялись в Москве только в 1986 и в 1991 годах.

Первоначально по памятнику А.С. Пушкину для Омска никакого тематического задания скульптор не получил, ему дали полную творческую самостоятельность и рекомендовали делать все на усмотрение автора. Но затем условия изменились. В работе над монументом для Омска впервые в своей практике Айзенштадт встретился с ограничениями, неизбежно накладываемыми реальным заказом, реальными условиями. Это не могло не сказаться на архитектурной стороне задуманного мемориального сооружения, спроектированной, как и принято поныне, профессионалом, архитектором. Многоступенчатый пьедестал, обнесенный низкой балюстрадой из плит, носит нивелированный, типовой характер и с равным успехом мог бы служить постаментом для любого однофигурного памятника. Тем не менее скульптор сумел внести запоминающийся образный мотив и в общий вид ансамбля: по четырем углам каре, в центре которого возвышается пьедестал со статуей Пушкина, расположились на высоких столбиках мальчики, несущие над головами светильники в виде факелов.

Фотографии проекта памятника Пушкину и письмо из Скульптурно-производственного комбината «Всекохудожник». Фото с выставки Выставка «Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х» (г. Москва 2018-2019 гг.) https://yavarda.ru/meeraizenstadt.html

Его коллега скульптор Е. М. Коварская вспоминает:

«По ночам работал. Ломал работы, было слышно. Кажется, много ломал. Настоящие художники, наверное, так и работают».

Однако творческие искания привели скульптора к грандиозному срыву сроков.

А.С. Пушкин. Центральная часть модели памятника для Омска. 1937. Гипс. Фото с сайта Масловка – городок художников.

В июне 1937 г. московское бюро писало в Омск, что работа в периоде исканий, готовится эскиз и через месяц-полтора скульптуру закончат в глине. Омское представительство назначило на 20 сентября общественный просмотр и разослало приглашения пушкиноведам, искусствоведам, скульпторам, в том числе известному скульптору И.Д.Шадру, работавшему в начале 1920-ых годов в Омске. Но когда подошло время, то всех известили, что просмотр переносится на более поздний срок в связи с переделкой скульптуры автором. Так переписка шла весь 1937 год. Затем она плавно перешла в 1938-й. В марте 1938 года памятник обещали показать первому секретарю Омского обкома ВКП (б) Д.А.Булатову, но он опять не был готов. Сроки переносились и переносились. В Омске стали нервничать, требовали выполнения заказа. Чтобы сдвинуть дело, обратились к профессору Н.В. Цицину, который от Омской области был депутатом Верховного Совета СССР. В московском бюро профессора заверили, что памятник будет готов до мая 1938 года. Но и тогда уже было ясно, что этот срок нереален – работа находилась только на начальном этапе, шла обработка гипса.

Переписка с московским бюро временно прекратилась. Омичам стало понятно, что в ближайшее время скульптуры не будет. Конечный документ этой истории мне удалось обнаружить не так давно. 6 мая 1941 г. на адрес скульптора М.Б. Айзенштадта было отправлено официальное письмо следующего содержания:

«По получении настоящего письма Скульптурно-Производственный комбинат «ВСЕКОХУДОЖНИК» просит зайти, захватив с собой имеющиеся у Вас фото с проекта памятника Пушкину. К нам поступил запрос из Омска изготовить фигуру в железо-бетоне или граните. На для составления сметы необходимо видеть фото проекта… Зав.отделом заказов Васильченко. Ответисполнитель Теслер».

Предоставил М.Б. Айзенштадт просимые у него снимки или нет, пока остаётся не известным. Ясно только одно, что вскоре начавшаяся Великая Отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула все планы об установке памятника А.С. Пушкину в Омске. Сменившаяся в послевоенное время омская партноменклатура к этому вопросу уже не возвращалась. По воспоминаниям старожилов, рядом с закладным камнем в послевоенные годы был установлен бюст (скорее всего гипсовый) А.С. Пушкину. А 20 апреля 1957 года на этом месте был открыт памятник В. И. Ленину.

Вся эта история с памятником А.С. Пушкина невольно наводит меня на аналогии с памятником А.В. Колчаку в нашем городе. И там, и здесь проект и изготовку проплатили, прождали, однако монументы, так и не получили. Как говорится, история имеет свойство время от времени повторяться.

Александр Лосунов историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»





URL: http://omskregion.info/news/104617-nesbvshiysya_proekt_istoriya_ustanovki_v_omske_pam/
Дата публикации:11/02/2022 14:01
Источник фото:Открытка, источник фото: pastvu.com.