Забытый бунт: тарские вольнодумцы, царь-антихрист и «коловичи»

Забытый бунт: тарские вольнодумцы, царь-антихрист и «коловичи»

Дата публикации 28 февраля 2022 08:55 Источник фото Тарский бунт, миниатюра неизвестного художника

Триста лет назад в Таре вспыхнул бунт. Горожане отказались исполнить волю императора Петра I, за что жестоко поплатились – бунтовщиков ждала суровая кара, а город ещё очень долго рассчитывался за свой буйный нрав.

Более двух веков события 1722 года были скрыты под слоями архивной пыли, и о них не подозревали даже самые маститые исследователи прошлого.

Тара, наши дни. Остров посреди речки Аркарка в районе местного стадиона «Олимп». Десяток курчавых берёз и несколько кустарников, умещающихся на небольшом пятачке земли, окруженном водой. Всего-то пара десятков шагов от края до края. Но так было не всегда.

Ещё в 1970 годы это был никакой не остров, а курган. Но затем власти решили сделать на Аркарке искусственный затон для отдыха горожан. На речке построили дамбу, из-за которой уровень воды поднялся на несколько метров, а у стадиона появилась зона для купания, катамараны и даже пост спасателей. Какое отношение этот остров-курган имеет к нашей истории? Самое непосредственное – предания гласят, что курган – это место казни и захоронения тарских бунтовщиков начала XVIII века. Именно здесь, на тогдашних городских задворках, нашли свою смерть те, кто посмел идти против воли Петра Великого. Спустя три сотни лет летом тут удят рыбу жители окрестных улиц, а зимой любители лыж нарезают круги по замерзшей речной глади…

 

Возможное место массового захоронения тарских бунтовщиков – курган, ставший островом на реке Аркарке. Гипотезу о происхождении кургана впервые высказал краевед, основатель Тарского историко-краеведческого музея Аркадий Ваганов. Фото проекта «Тарский Бунт 1722».

«А царь ненастоящий!»

5 февраля 1722 года. Император Петр I подписывает указ о престолонаследии – им отменяется обычай, по которому престол передавался прямым потомкам монарха по мужской линии. Вместо этого самодержец постановляет: страной будет править тот, кого назначит лично он.

Сегодня многие исследователи считают: во многом именно «благодаря» этому указу страна вскоре узнает, что такое эпоха дворцовых переворотов. Из-за указа количество претендентов на титул и группировок за власть увеличилось, а в простом русском народе и вовсе начались волнения и брожения. Люди опасались, что по этому указу Пётр приведёт на трон самого Антихриста.

 

Портрет Петра I кисти Жана-Марка Натье, 1717 год.


Особым рвением отличались старообрядцы, которые со времён патриарха Никона видели Антихриста то в реформаторе церкви, то в царе Алексее Михайловиче, то в его сыне, будущем императоре Петре. Отпечаток на это накладывали и законы, принятые во времена Петра Алексеевича – подушный оклад старообрядцы вынуждены были платить в двойном размере, а передача веры для них каралась вплоть до смертной казни.

Чтобы не погубить душу, старообрядцы шли на коллективные самосожжения и бежали от преследования властей – и чем дальше, тем лучше. Сибирь приняла многих – здесь они собирались в общины и в скиты.

В начале 1720-х возле Тары было как минимум два скита, где императорский указ начали активно обсуждать…

«Отпорное письмо»

Известный историк Николай Покровский, впервые приоткрывший тайну событий Тарского бунта в своём труде «Путешествие за древними книгами», на основе найденных документов отмечал, что указ горячо обсуждался в скитах, где жили приверженцы двух направлений старообрядчества – беспоповского и поповского.


Первое издание книги учёного, академика РАН Николая Покровского «Путешествие за редкими книгами» вышло в 1984 году.

 Ознакомившись с указом, руководители обоих скитов – отец Сергий и Иван Смирнов – оказались солидарны: населению присягать по нему не стоит. Время шло, и уже в мае в доме у казачьего полковника Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, – «отпорного письма». Оно было составлено в скиту отца Сергия, который был авторитетом для казаков и уважаемых в Таре людей – Петра Байгачева, Василия Исетского и Ивана Подуши. Участники читали и толковали «древние» книги с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России.

В конце мая комендант Тары Глебовский назначил на соборной площади общий сбор – для приведения гарнизона и жителей к присяге. Но её согласились принять лишь несколько человек. Остальные подали «отпорное письмо», которое было тут же зачитано.

Исследователь Сибири Герхард Фридрих Миллер считал, что всего в публичном акте отказа от присяги у собора участвовало около 700 человек.


Первый лист «тарского дела» – «Копия с подлиннаго тарского в противности в присяге розыскного дела», обнаруженная Н. Покровским.

 На что они рассчитывали – сложно сказать. Быть может тарчане думали показать в очередной раз свой крутой нрав? Ранее, в 1705 году, в Таре уже имело место быть неповиновение – тогда жители и весь воинский гарнизон в 500 казаков отказались исполнить царский указ о бритье бород, усов и ношении немецкого платья. Тогда их никто не тронул. Но в этот раз всё закончилось иначе.

Наказание

Узнав об отказе от присяги и «отпорном письме», из Тобольска в Тару спустя пару недель выходят части Московского и Санкт-Петербургского пехотных полков с артиллерией и конницей. Вооруженный отряд в шестьсот с лишним человек идёт в град Тарский с одной целью – подавить бунт. И берёт город фактически без сопротивления.

«Семьдесят казаков и тарских жителей, решивших не сдаваться властям, укрылись в доме полковника Немчинова. Где он жил, нам неизвестно, если не в кремле, то наверняка в остроге, то есть, где-то в районе центральной площади или в примыкающих к ним кварталах. Поддавшись на уговоры власти, 26 июня из дома вышли 49 человек. Остальные подорвали себя пороховым зарядом. Пятеро погибли, выживших лечили, отложив казнь до выздоровления. Полковника Ивана Немчинова, умершего вскоре от ожогов, после смерти четвертовали, растыкав останки по копьям в назидание другим», – писал тарский историк Сергей Алфёров.


Тарский бунт (миниатюра неизвестного художника). Считается, что на рисунке изображено четвертование руководителя Тарского бунта полковника Немчинова. Рисунок обнаружен Н. Н. Покровским в рукописи XIX века из фонда Тарской канцелярии розыскных дел в Российском государственном архиве древних актов.

Несколько месяцев, до октября 1722 года, сумел продержаться, отстреливаясь в своем доме от правительственных войск, Иван Подуша с десятком сторонников. Но в итоге расправились и с ним. Дальнейшие действия власти были направлены на ликвидацию пустыней. В начале октября был разгромлен Сергиевский скит, десятки его обитателей и большая библиотека оказались в руках карателей.

Конфискованную литературу – а по данным Покровского это были 178 старопечатных фолиантов, 83 рукописных тома и 48 номеров тетрадей, столбцов и писем – отправили в столицу. Синод признал их зловредными и распорядился публично сжечь.

Иван Смирнов покончил с собой через самосожжение, а схваченному поручику Байгачеву тарский судья Верещагин за крупную взятку позволил по дороге зарезаться…

Миллер отмечает: смерть стала наказанием для половины тех, кто в своё время собрался у собора для подачи «отпорного письма». Остальные были отправлены в ссылку. Покровский пишет, что рядовых «противников» после пыток наказывали сотней ударов кнутом. При этом женщинам делали «скидку» – секли в два раза меньше, чем мужчин. Допросы и казни в Таре продолжались несколько недель, а розыск других участников бунта продолжался по Сибири ещё в течение нескольких лет.

 

Альбом рисунков М. С. Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грёзы» (Тюмень, 1875 год).

Многие горожане, как и Немчинов, были посажены на колья – и на десятилетия за тарчанами закрепилось нелицеприятное прозвище «коловичи». Спустя и шестьдесят лет современники отмечали: «…и от того времени город Тара прежнего могущества и красоты, и многолюдства весьма лишился»…

Тайны древнего кургана

Так какие тайны хранит курган-остров и действительно ли там нашли свою смерть тарские бунтовщики?

Впервые о происхождении этого места высказался тарский краевед, основатель местного музея Аркадий Ваганов ещё в 1930-е годы. Он отметил, что о происхождении холма в речной пойме ему рассказывали старожилы.

 

Аркадий Ваганов – краевед, основатель и первый директор Тарского историко-краеведческого музея.

Уже в наше время на это место обратил внимание омский археолог Сергей Тихонов – в прошлом году он подготовил материал на эту тему в «Вестнике омского университета». Изучив историю вопроса и имеющиеся материалы, Тихонов отмечает: они позволяют предполагать, что на этом холме была совершена массовая казнь тарчан, не согласных с указом Петра I. Впрочем, учёный отдельно отмечает, что пока этой гипотезе нет археологического подтверждения.

Возможно, год 300-летия бунта станет поводом устранить это белое пятно. Тем более, что в конце 2021 года историко-краеведческий центр «Тарский уезд» вместе со своим проектом «Тарский бунт 1722» стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

Целью проекта, получившего на реализацию 1,4 млн рублей, является проведение масштабного комплекса организационных, исследовательских и экскурсионных мероприятий к 300-летию Тарского бунта, направленных на изучение, сохранение и популяризацию трагического события в истории города Тары. В частности, планируется разработать виртуальный экскурсионный маршрут «По следам Тарского бунта», создать электронную базу данных, провести театрализованную экскурсию с элементами военно-исторической реконструкции и установить в городе памятный знак.

Как знать, быть может усилия исследователей и краеведов откроют новые страницы в истории Тарского бунта, который не имеет аналогов в истории Сибири и России.

Андрей Курников


Распечатать страницу