Драки посреди Оми и бег в шерстяных носках: как омичи праздновали Масленицу больше ста лет назадОдним из самых любимых народных праздников, который отмечался перед Великим постом и в православных святцах носил название сыропустной недели, был праздник «широкой», «разгульной» Масленицы.
Этот старинный праздник закрывал собой зимний праздничный цикл и открывал весенний. В нынешнем году Масленица пришлась на период с 28 февраля по 6 марта. Первоначально эта неделя, которая предшествовала Великому посту, называлась мясопустом, так как во время неё было запрещено есть мясо. Выражения: сырная неделя или Масленица появились в русском языке не ранее XVI в. Накануне масленичной недели, в Родительскую субботу, в каждой семье обязательно поминали умерших родственников и подавали соседкам-старушкам милостыню: блины, шаньги, яйца. Этот обычай напоминает языческую тризну — обряд, существовавший ещё у древних римлян, которые при встрече мартовских календ отмечали так же родительские дни, т. е. поминали усопших. Все дни масленичной недели имели свои особые названия: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, пятница — тещины вечерни, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, прощанья, целовальник, прощеный день. Как и западно-европейский карнавал, русская Масленица — наследие времен язычества. Обязательным атрибутом Масленицы являются блины, которые употребляли с маслом, творогом и… в непомерном количестве. Первый масленичный блин в старину на Руси и в России отдавался на помин усопших нищим. Масленица также олицетворяла собой начало новой жизни и являлась торжеством новобрачных. Время от 6 января вплоть до Масленицы слыло в нашем Отечестве свадебным. В «Новгородской летописи», под 1402 г. месяцы январь и февраль так и записаны свадьбами. Над теми, кто не успел пойти под венец в этот период, шутили следующим образом: женщины в прощеное воскресенье привязывали к ногам девушек и парней колодку (завернутое в холст полено или палку), как бы в наказание за то, что они не вступили в брак в минувший мясоед. Каток в саду "Аквариум" (нынешний Воскресенский сквер), 10 марта 1912 года. Фонд документов ООМИИ. Масленица на Руси издавна сопровождалась различными гуляньями и потехами. К числу их относились: катанье с гор (позднее на коньках), кулачные бои и борьба. В города и сёла приходили вожаки с медведями и козой, а также бродячий кукольник с Петрушкой. К числу масляничных забав принадлежат также качели и ледяные горы. Омичи позапрошлого, как и прошлого века также не оставляли себя без удовольствия покататься в масленичную неделю с ледяных горок. Строить горки («катушки», «катки») начинали уже с понедельника. Их сооружали тремя способами: настилали доски под наклоном; заливали водой берег реки; либо на жерди клали солому (или замерзший навоз), сверху насыпали снег и заливали водой. Хорошие отцы делали для своих чад горки во дворе или около дома. Старшие заливали горки общие, и катались с них люди всех возрастов, даже старики. Катались на дровнях, розвальнях, ряселках (дровни с загнутыми головками, оплетенные веревками) и даже лодках. Молодежь каталась на рогожах, деревянных санках, полозья которых были окованы железом, лотках. С горок мальчишки могли прокатиться и на деревянных коньках, подкованных железом, а девочки — на лыжах, выструганных из сосны. Катались и на «глызах» – застывшем коровьем навозе, на донцах прялок, чтобы определить, у кого лен будет длиннее. Катание с горы. Дореволюционная почтовая открытка. Копия из частной коллекции. На льду реки замораживали кол, на который надевали колесо с прикрепленным к нему шестом. К шесту привязывались санки. Колесо раскручивали 5–6 человек, катая таким образом по кругу других. На парня, который сватался к девушке и не высватал её, наваливались гурьбой его друзья и катились на нем с горки. Перелом в масленичном гулянии приходился на четверг («широкий четверток»), когда, по словам старожилов, «отвязывали Масленицу». Теперь на улицу выходили не только дети и молодежь, но и все взрослое население. В некоторых населенных пунктах устраивались соревнования в беге, в которых участвовали и молодые парни, и девушки, и взрослые мужчины с женщинами, и старики. У сибирских казаков это называлось «байгу пускать»: вывозили женщин за село и в шерстяных носках пускали бежать наперегонки обратно, победительница получала 3–4 аршина «мануфактуры» (фабричной ткани). Омский историк и этнограф Т.Н. Золотова так описывает данный обычай:
Любимым масленичным развлечением всех возрастов являлось катание на парах и тройках лошадей. Самые зажиточные запрягали в кошевы по 6–7 лошадей. В гривы лошадям вплетали разноцветные ленты (красные, зеленые, малиновые) и яркие бумажные цветы. На расписные дуги, обвитые лентами и полотенцами, подвешивали колокольцы, на шею и сбрую, обитую медными бляшками или пятаками, прикрепляли бубенцы, а спину лошади покрывали нарядной попоной с кистями. В сани клали кошмы, ковры, одеяла, подушки в вышитых наволочках. Масленица в г. Омске 30 января 1915 г. Вид на мост через р.Омь. Фото из коллекции автора. Эту забаву подробно описал в своих воспоминаниях Иосиф Белов, который, будучи офицером, состоял в 1842-1847 годах при Штабе Сибирского корпуса, находившемся в Омске. Ему слово:
Досуг горожан из простого люда в последние дни зимы также дополняли катание на коньках на речном льду и… драки. Вот что писал об этом известный омский краевед И.Н. Шухов:
Омские телеграфисты на традиционном катке на Оми. Из собрания Музея омских железнодорожников. Из-за девушек также случались традиционные драки «край на край». Силу и ловкость отдельные мужчины и целые семьи могли продемонстрировать в борьбе. Молодые парни лазили на облитый водой столб высотой 7–8 м, на вершине которого привязывали балалайку, сапоги, пряники, мануфактуру и другие призы. Соревновались и в перетягивании палки или веревки, поднимании деревянных колод и гирь. Обильной и разнообразной была масленичная пища. Основным масленичным лакомством являлись блины, которые потребляли с маслом, и творогом. Широко распространенной в нашем регионе была игра «взятие снежного городка». Из снега формировали своеобразные «кирпичи», из которых и выкладывали «город» – крепостную стену высотой в человеческий рост. Разбивались на две команды – защитников и нападающих. Отражение производилось помелами и метлами. Если флаг нападающими был сорван или свален хотя бы один снежный камень, «город» считался взятым. Осаждающие, после долгой борьбы, въезжали в ворота. Взявшие городок купали в проруби своего предводителя, а потом все вместе разрушали городок и с песнями возвращались домой. Одним из основных событий «прощеного» дня являлся масленичный поезд, который чаще всего состоял из одной дряхленькой лошаденки, запряженной в розвальни или бат (долбленую лодку). Лошади в гриву вплетали солому и всякие «ремки», ленточки, на ноги надевали пимы, чембары, мешки, старый шабур или шубу, на шею вешали ботало, мочало, по бокам привязывали березовые веники, на голову – старую шапку-ушанку, краской рисовали круги. На санях делался настил или ставилась телега, на которую усаживали одну или несколько пожилых женщин. Они были одеты в смешные лохмотья и чембары, в руках держали прялки. Иногда устанавливали целый ткацкий станок. Женщины пели протяжные песни и озорные частушки, пряли, ткали, а одна из них – «заметала метлой зиму». На санях могли возить соломенное чучело, которое чаще всего изготавливали в виде женщины – в старом сарафане или юбке, изодранной кофтенке, поношенном платке, с волосами из кудели, которое в конце праздника раздирали, разбрасывая клочья по земле, либо сжигали. Данное действо олицетворяло собой конец зимы и начало весны. Зимний вид Омска. Почтовая открытка из коллекции автора. Этот праздник нашёл своё отражение в пословицах и поговорках нашего народа. Достаточно вспомнить крылатое выражение о том, что «не все коту Масленица». Кстати, при встрече этого праздника наши предки любили повторять: «Хоть что заложить, а Масленицу проводить», после проводов говорили, что «Масленица объедуха, деньгам приберуха», или что «Масленица широка, затопила великий пост» и не без иронии относились к тем, кто «пил на Масленице, a с похмелья ломало на радоницу» (т.е. в родительский день). И сегодня из года в год мы, как и наши предки, встречаем Масленицу и провожаем русскую зиму. Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»
|