Русские не должны бояться западных «страшилок» — бизнесмен из Черногории Владимир Пайич

Русские не должны бояться западных «страшилок» — бизнесмен из Черногории Владимир Пайич

Дата публикации 17 марта 2022 11:51 Автор Фото Алексей Пантелеев

Руководитель компании «Галерея Адриатики» Владимир Пайич в Россию приехал 25 лет назад, после того как в Югославии разгорелась война. Он поделился своими наблюдениями с «ОМСКРЕГИОНОМ» и провел параллели с нынешними событиями.

Владимир Васильевич, вы прекрасно говорите по-русски. Как вы оказались в Омске?

— Я фактически живу на две страны. Здесь у меня супруга, а там — родственники: родная сестра, племянники, кумовья. Родственники живут и в Черногории, и в Сербии.

Отец у меня был черногорец, а мать — русская. Прежде я жил на западе — в Лондоне, Греции, Италии, но решил в итоге приехать в Россию. Здесь я познакомился со своей будущей супругой и остался в Омске. Занимаюсь туристическим бизнесом, юридическими услугами. Одна фирма находится в городе Будва — центре черногорского туризма, а вторая — в Омске. Я являюсь директором и учредителем обеих компаний. В этом году я был посредником по организации визита делегации из Тивата, нам удалось привезти политиков пророссийских взглядов — они были в Омске в середине января, поучаствовали во вступлении в должность мэра Сергея Шелеста.

Почему вы решили покинуть родную страну?

— Я был еще гражданином Югославии, родился и учился, служил в армии еще в той стране. Югославия была процветающей страной с населением 22 млн жителей, с большой территорией, но после событий 1990-х годов стремительно падала вниз, начались военные действия. В начале войны, в 1991 году, я был там. Напомню, что Югославия состояла из шести республик: Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Македонии.

Запад и НАТО сознательно шли против сербов и были заинтересованы в распаде государства, которое произошло после распада СССР. Первой отсоединилась Словения, там боевых действий было меньше всего, так как там живет мало этнических сербов. Настоящая межэтническая война началась в Хорватии и Боснии и Герцеговине — сначала сербы были против хорватов, потом началась и религиозная война — католики против православных и мусульмане против православных. Как ни странно, католики и мусульмане объединились против сербов.

Война на территории Югославии шла четыре года. Запад помогал именно хорватам и боснийцам, за четыре года было около 250 тысяч погибших. Сербы боролись за целостность страны, но боевые действия привели к тому, что Запад давил на Сербию и объявил санкции. Может, они были не такие жестокие, как в России, но ощутимые для нас, сербская экономика не выдержала этого натиска. Началась страшнейшая инфляция, цены поднимались на 100% в день. Включился печатный станок, я сохранил некоторые купюры, например в 500 миллиардов динаров. Все пользовались валютой — тогда еще в ходу были немецкие марки.

Как оцениваете нынешнюю ситуацию в России и в мире?

— В России сейчас рубль держится крепко, он просел где-то на 35–40%, но я вижу, что он имеет тенденцию к восстановлению. Если в первые дни курс доллара доходил до 120 рублей, то сейчас уже меньше. К слову, сейчас в России бензин стоит 40 евроцентров за литр, в Черногории — 1,7 евро, в Албании — 2,2 евро, а в Германии — 2,5 евро. Считаю, что экономика западных стран при таком росте цен не выдержит, и я говорю русским: не слушайте эти «страшилки», не надо бояться, экономика России достаточно прочная. Я сам занимаюсь инвестированием, и сейчас есть возможности дешево купить акции российских предприятий. Что касается магазинов — в то время у нас в Сербии не хватало всего, за зубной пастой, стиральным порошком надо было ехать в соседние страны. Были спекулянты, которые торговали на черном рынке, занимались контрабандой из Италии, ездили в Румынию, Болгарию, Венгрию. Но это аграрная страна, хлеба, мяса, яиц было достаточно, так что народ выжил. Россия же огромная страна, имеющая ресурсы, полезные ископаемые, сырье, рынки. Мне есть с чем сравнивать, и здесь кризис не так заметен.

Вы занимаетесь инвестированием в акции?

— «Галерея Адриатики» — это фирма, которая с 2003 года работает в туризме. Когда этот рынок активно развивался, мы привозили в Черногорию туристов не только из Омска, но и москвичей, жителей других стран Европы, даже из Америки. Также занимаемся недвижимостью в Будве, инвестициями в фондовый рынок, в том числе зарубежный. Но когда у меня был портфель из акций американских компаний, я их сразу продал. Я бы все равно бы это сделал: когда идут боевые действия — кормить врага мы не будем. Сейчас биржа закрыта, но что касается экономики, тут я полностью спокоен.

А кем вы себя считаете по национальности?

— Я черногорец, но мы считаем себя сербами. К сожалению, политика привела к тому, что, как и на Украине, многие черногорцы начали себя считать отдельной нацией, но это неправильно. Я знаю своих предков на 400 лет назад, они все были сербами, так же как и, к примеру, сибиряки: они русские, хоть и живут на территории Сибири. Но в итоге черногорцы стали думать, что они какая-то «белая кость» и начали ненавидеть все сербское.

Как антипод каноничной сербской православной церкви появилась черногорская православная церковь. Но мы знаем, что еще в 1993 году она была основана как НКО — некоммерческая организация. Ее не признала Русская православная церковь, это раскольники.

Что еще интересно, дипломатические отношения России и Черногории насчитывают три столетия — с 1703 года. Это родовое общество, воинственный народ, который всегда смотрел в сторону России и воевал против турок, мы помогали Российской империи в войнах с Османской империей. А Россия щедро помогала Черногории, и я знаю, что Николай II гасил долги перед Австро-Венгрией. Великий славянский брат был покровителем православных и южных славян. Исторические связи очень переплетены, и мне стыдно за сегодняшнюю власть в Черногории, которая нарушает давние братские узы. Надеюсь, это удастся исправить, мы стараемся это сделать.

Какая сегодняшняя политическая ситуация на Балканах, успокоился ли последний конфликт в Косово?

— В Косово на протяжении веков жили этнические сербы, и там одно время даже была столица Сербии. Как Куликовская битва в России, так и Косовская битва в Сербии была вдохновляющей для нашего народа. Продвижение турок на Запад было остановлено на сто лет. Но в итоге албанцы туда искусственно переселялись во времена президента Югославии Тито. Он поощрял переселение в Косово албанцев и, наоборот, ограничивал возможности для возвращения сербского населения. Еще в 1970-е годы из Косово сделали автономный край, а потом албанцы выгоняли и убивали сербов.

В 1999 году агрессия НАТО вылилась уже в бомбежки Белграда и остальных городов Сербии, произошел отъем территории Косово. А ведь наши предки воевали за Косово и Метохию, там находятся могилы наших предков. К сожалению, Россия тогда была слабой, не могла вмешаться в конфликт и помочь братьям-сербам. Сегодня Россия совсем другая, что меня радует.

Сейчас в Черногории на последних выборах победили просербские и пророссийские силы. Теперь маски сняты, и нужно определяться. Мои друзья — за Сербию и за Россию. Черногорский язык — выдуманный, это диалект сербского. А я по духу и сознанию — русский. И тот, кто пронизан этим духом, понимает, что у нас нет другой надежды, кроме России. Однако власть в Черногории антинародная — она предала Сербию и признала Косово, предала Россию и объявила санкции. Но у нас есть и другие сильные лидеры.

Каково ваше мнение в отношении России и Украины?

— Дела в бизнесе идут своим чередом, но главное, чтобы специальная операция в Украине закончилась с успехом. Чтобы фашизм и нацизм, которые там зародились, прекратили существование. Мы видим на протяжении всех 30 лет, что Украина строилась как антипод России, как государство, которое существует просто для того, чтобы бороться с Россией. И возрождение бандеровцев, которые были не добиты еще во Вторую мировую войну, этому подтверждение.

Кстати, мой отец в ту войну воевал в партизанском отряде в Черногории — боролся против фашистов-итальянцев, потом против немцев. И у нас также были предатели, выступавшие за фашистов. А хорватские националисты-усташи были такими же, как бандеровцы, — несусветные нацисты и негодяи, устраивающие геноцид сербов.

Русские не должны обольщаться, что Запад нас любит. Мы в Сербии от этой иллюзии избавились, когда нас бомбили 19 стран НАТО. Но все равно нас не сломили, наши ребята заминировали всю границу с Албанией, ПВО боролось до конца дней натовской агрессии.

Сейчас Запад хочет видеть Россию слабой, а не сильной, здоровой, богатой страной. И я всегда говорю людям, особенно младшего поколения, чтобы они гордились свой страной, а не бежали из России.

Распечатать страницу