Жизнь в инсталляции — в Омске рассказали историю ленинградки, пережившей блокаду и сталинские репрессии

Жизнь в инсталляции — в Омске рассказали историю ленинградки, пережившей блокаду и сталинские репрессии

Дата публикации 3 апреля 2022 15:57 Автор Фото Алексей Пантелеев

В рамках проходящего в Омске IV Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» (16+) одно из представлений не вписывается ни в какие обычные форматы.

Это спектакль-инсталляция или иммерсивная выставка — кому как ближе — по роману в комиксах питерской художницы Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Произведение под названием «ДЫМ» (12+) в Омск привез молодежный театральный центр «Космос» из Тюмени.

Его принял и разместил в одном из своих помещений «Лицейский театр». Каждый пришедший получает на входе на листочке путеводитель по 17 точкам, каждая из которых — это фрагмент из жизни Валентины Сурвило, блокадницы, дочери «врага народа». Спектакль-инсталляция рассказывает об ее пребывании в довоенном и блокадном Ленинграде и немного затрагивает послевоенное время.

В основе — графический роман или, говоря проще, комикс — из него для инсталляции взяты монохромные иллюстрации, фигурные баннеры главных героев, а рядом можно найти «пузыри» с текстом — это те «облачка», в которых пишут реплики персонажей.

Вот мы узнаем о счастливом детстве родившейся в 1925 году Вали Сурвило, которое прошло в бывшем доходном доме на рабочей окраине Ленинграда рядом с портом. Крестьянское происхождение позволило рабочей семье безмятежно прожить до 1937 года, но однажды отец не вернулся с работы. Семья не знала причины ареста и его судьбу, а вскоре мать с двумя дочерьми вынудили оставить квартиру и ехать зимой в ссылку в Башкирию. Семья отправилась в полную неизвестность, мать эти события не пережила.

Обо всем этом зритель узнает на «станциях»-экспозициях выставки, пронумерованных в маршрутный лист: вот можно заглянуть в окошко родительского дома, а вот за рабочим столом девушки можно полистать ученические тетради Вали, ее дневники и семейные фотоальбомы. В динамике — беспрестанный звук скрипящего пера, говорящий о том, как семья писала кипы писем о произошедшей ошибке и несправедливости, просила разобраться и найти их отца. Все они оставались без ответа.

А еще везде есть QR-коды, из которых можно получить еще больше информации на странице спектакля с дополнительными материалами, аудио, видео и фотографиями. Выставка-спектакль максимально интерактивная и контактная — все предметы, шкафчики, дверцы и окна хранят массу секретов и тайн, готовых рассказать — стоит только открыть и заглянуть.

Можно погрузиться и в детские воспоминания героини, первое из них — это «пирог», который зритель достает из современной микроволновки. Это понятный сегодня символ домашнего очага, чего-то теплого и уютного. Второе воспоминание — разбитое, разрубленное пианино.

В 1940-м 17-летняя Валя вернулась в Ленинград и поступила в Ленинградский историко-архивный техникум. А через год началась война. В начале войны и блокады девушка работала санитаркой в тюремной больнице НКВД — в иное место дочери «врага народа» было не устроиться.

О времени блокады опять же доступным зрителю языком говорит инсталляция с холодильником. На нем — детские фигурки доисторических людей, как символ того, как быстро порой человек теряет привычный человеческий облик. А если открыть морозилку — находишь вмерзших в лед оловянных солдатиков, на полках ниже — «закатки» с бог весть какой травой с пустырей, обои с крахмальным клейстером, кожаные ремни и подошвы от обуви — все это страшные знаки голодающего города.

В 1943 году Валентина устроилась на работу бухгалтером, на которой проработала всю свою жизнь. В 1945-м вышла замуж за друга детства Петю, который тем самым сломал свою карьеру, но у семьи появится ребенок, а затем и квартира в «хрущевке» — габариты которой зритель также может оценить на макете.

Предпоследняя «станция» — «Белый стол». Во время хрущевской оттепели семья наконец-то смогла выяснить судьбу отца. Он провел под арестом всего 11 дней, а затем был расстрелян по совершенно надуманному обвинению. Зритель берет в руку трубку советского телефона и слышит сухую скороговорку бесцветным мужским голосом:

- Дело по обвинению гражданина Сурвило Викентия Казимировича 1884 года рождения… арестованного 15 ноября 1937 года, работавшего до ареста мастером инструментального цеха Канонерского судоремонтного завода в городе Ленинграде, пересмотрено военным трибуналом Ленинградского военного округа 28 марта 1958 года. Постановление … в отношении Сурвило В.К. отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Граждан Сурвило реабилитирован посмертно.

Последняя «станция» — воронка земли, вокруг которой оставленная поношенная обувь тех лет — символ ушедших людей. А еще старое окно и фраза: «Я за вас беспокоюсь». Это ассоциации уже самой художницы Ольги Лаврентьевой — бабушка всю свою жизнь за всех беспокоилась и переживала: «Что будет завтра?».

Валентина Викентьевна до сих пор жива, но похоронила мужа. А в этом необычном спектакле она — человек-эпоха и символ, история которой обрамляет значимые и страшные события XX века. Но с другой стороны она же — и вполне реальная бабушка автора комикса, которая посредством представленной биографии ведет разговор со своими взрослыми внуками, да и со всеми гостями иммерсивной выставки.

А о том, что контакт найден, говорит интерес в глазах и школьников, и взрослых.

«Ты погружаешься в эту атмосферу и пропускаешь все через себя. У нас это первый опыт такого формата — иммерсивная выставка-спектакль. Он для любого возраста, главное, чтобы эта история не прошла по касательной. У нас — не прошла», — поделились впечатлениями Ольга и Ирина.

Как рассказала менеджер театральных проектов молодежного театрального центра «Космос» Аэлита Садретдинова, чтобы привезти спектакль в Омск, потребовалась грузовая «ГАЗель».

«Проект создавался в прошлом году к празднику 9 Мая, и первый показ был в 2021 году в театральном центре «Космос» в Тюмени, — добавляет она. — Мы собрали команду, мейкеров из разных городов — Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Кто-то рисовал, кто-то делал домики, создавал музыку, есть еще и видеодорожки. Для этой экспозиции предусмотрено огромное помещение, но у нас не было такой возможности, поэтому она получилась сжатой, нет видеорядов, далеко не все аудиодорожки можно прослушать».

К слову, спектакль вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2020/2021 гг.

Но, сожалению, инсталляция о суровой жизни Валентины Сурвило проработает в Лицейском театре только до 4 марта включительно. Может найдется в будущем в Омске и другая площадка, которая смогла принять бы эту иммерсивную выставку на более длительный срок и в полном формате?

ранее по теме

Фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» в Омске открылся легендой о пианисте

Фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» в Омске открылся легендой о пианисте

Спектакль «Новеченто» (16+) стал первым на IV Всероссийском фестивале моноспектаклей в Омске, а всего зрители до 6 апреля увидят 15 постановок.


Распечатать страницу