Герой войны, реформатор и борец с коррупцией — первый Западно-Сибирский губернатор Капцевич

Герой войны, реформатор и борец с коррупцией — первый Западно-Сибирский губернатор Капцевич

Дата публикации 12 апреля 2022 09:04

Омск стал его резиденцией в 1824 году. Капцевич пытался добиться официального признания за нашим городом статуса столицы Западной Сибири. А до революции его имя носила улица Красный Путь. В этом году у генерал-губернатора двойной юбилей.

Как правило, биографии известных деятелей прошлого содержат немало тайн. К ним можно отнести дату рождения, либо кончины, обстоятельства личной жизни, а также назначения и продвижения по службе. Герой нашего повествования не стал исключением в данном плане. Портрет этого храброго генерала, героя Отечественной войны 1812 года, находится в Военной галерее Эрмитажа. Его имя упоминается на восьми мраморных досках в Галерее воинской славы Храма Христа Спасителя. Но в советские времена за ним закрепилась характеристика, данная Александром Герценом в весьма недоброжелательном тоне:

«Худой, желчный, тиран по натуре, тиран потому, что всю жизнь служил на военной службе, беспокойный исполнитель — он проводил все во фронт и строй, объявлял максимум на цены, а обыкновенные дела оставлял в руках разбойников».

На самом деле, в жизни все было совсем иначе. Петр Михайлович Капцевич — первый генерал-губернатор Западной Сибири. В этом году у него двойной юбилей: 250 лет с момента рождения и 200 лет с момента обличения его губернаторскими полномочиями.

Репродукция варианта портрета Дж. Доу, опубликованная в издании великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий» т. 4. 1908 г. № 82. Из частной коллекции.

Петр Михайлович Капцевич родился в 1772 году в г. Переяславле. Число и месяц его рождения, к сожалению, пока остаются неизвестными. Образование и воспитание он получил в Артиллерийском и Инженерном кадетском корпусе, откуда был выпущен в 1792 году поручиком в квартировавшую в Гатчине артиллерийскую команду. Там он был представлен цесаревичу Павлу Петровичу и приобрел особенное его расположение. По вступлении в 1796 году Павла I на престол, Петр Михайлович был немедленно переведен в гвардейский артиллерийский батальон. В начале 1797 года его произвели в полковники, а через несколько месяцев – и в генерал-майоры, с назначением шефом артиллерийского батальона. Во главе этого батальона в 1799 году он участвовал в составе корпуса генерала Германа в англо-русской экспедиции и по возвращении из Голландии был произведен в генерал-лейтенанты.

Был близок к графу А.А. Аракчееву. Как хороший служака и прекрасный знаток артиллерийского дела, П.М. Капцевич и в царствование императора Александра I продолжал делать быструю карьеру. В 1803–1808 годах он состоял шефом 3-го артиллерийского полка и инспектором артиллерии на Кавказе, где и принимал участие в боях против горцев, а в 1808 году был назначен дежурным генералом при графе Аракчееве, занимавшем тогда уже пост военного министpa. В 1810 году, когда главою военного министерства становится генерал М.Б. Барклай де Толли, П.М. Капцевич получил в распоряжение 7-ю пехотную дивизию, во главе которой он и участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Формулярный список о службе П.М. Капцевича. Из фондов ГИАОО.

За отличия в обороне Смоленска награжден орденом Св. Владимира 2-й степени большого креста. Участвовал в Бородинском сражении где, «начальствуя 6-м корпусом, поражал и останавливал покушения правого неприятельского фланга и, невзирая на жестокий перекрестный огонь… продолжал командовать с большим духом и непоколебимою храбростию, не уступил места своего ни на один шаг», за что удостоен был военного ордена Св. Георгия 3-го касса. При отходе от Москвы 29–31 августа и 1–2 сентября 1812 г. командовал по поручению генерала М. А. Милорадовича арьергардной артиллерией, сдерживая натиск неприятеля близ Тарутина (6 октября) и под Малоярославцем (12 октября), а затем обратил его в бегство. Участвовал в нанесении поражения войскам Нея у с. Красного (8 ноября), за что отмечен золотой шпагой, алмазами украшенной, с надписью: «За храбрость».

В 1813 г. на территории Пруссии, командуя отдельным отрядом, блокирует крепость Кюстрин (2 апреля — 20 июля), после чего во главе 10-го пехотного корпуса в составе Силезской армии наносит поражение неприятельским силам в районе г. Гольдберга, окружив и взяв в плен большую часть отряда. За боевые отличия награжден орденом Св. Александра Невского и прусским орденом Красного Орла 1-й степени. Во время известной Битвы народов под Лейпцигом, несмотря на контузию (под ним были убиты две лошади, рикошетом получил удар ядром в бедро), остался в строю и одним из первых ворвался в город, за что пожалован орденом Св. Георгия 2-го класса. Капцевич был единственным из всех сибирских генералов и губернаторов, удостоенных столь высокой награды (он 56-й по списку из числа 125 награжденных за всю историю этим орденом).

Получив в 1822 году губернаторскую власть над Западной Сибирью, он решает для удобства управления и из геополитических соображений из Тобольска перебраться в Омск. В 1824 году наш город становится его резиденцией. Он пытался добиться официального признания за Омском статуса столицы Западной Сибири. Об этой истории нам повествует одно из дел, хранящееся в Российском Государственном Историческом Архиве (г. Санкт-Петербург).

Обложка архивного дела. Из фондов РГИА.

14 июня 1824 года Пётр Михайлович подаёт «Рапорт» на Высочайшее имя, в котором просил назначить ему и Совету Главного Управления Западной Сибири местопребыванием не Тобольск, а Омск и «позволить ему распорядиться возведением там приличных для сего помещений». Сибирский Комитет рассмотрел поданную просьбу на двух своих заседаниях: 8 августа 1824 года и 18 февраля следующего.

После бурного обсуждения Комитет рассудил так: «…что с одной стороны при настоящих занятиях Генерал-Губернатора по учреждению в Киргизской Степи нового порядка Управления и в особенности по тем удобствам, кои лично для Генерала Капцевича пребывание в Омске обещает, представление его заслуживает всякое утверждение; но с другой стороны перемещение Главного Управления Западной Сибири в город Омск навсегда не может быть принято по следующим причинам: [-А.Л.]

  1. Местопребывание Главного Управления в Тобольске назначено самим «Учреждением Сибирским» и потом повторено было во многих [законодательных-А.Л.] актах;

  2. Город Тобольск, по древности, обширности, населению и местным [хозяйственно-экономическим-А.Л.] способам его, яко Главное место всей Сибири, ни в какое сравнение с Омском поставлен быть не может, тем более, что сей последний город, всегда впрочем незначительный, двумя в недавнем времени случившимися пожарами [В 1819 и 1823 годах-А.Л.] приведён в крайнее оскудение;

  3. Соединение званий Корпусного Командира со званием Генерал-Губернатора не принято постоянным правилом, и, в случае назначения в сей должности различных лиц, пребывание Генерал-Губернатора в Омске не представляет уже никакой удобности;

  4. Город Омск, по географическому его положению, хотя и находится ближе к Томску, нежели Тобольск, и потому кажется в центре управления Западной Сибири, но тем не менее по состоянию промышленности, населения, водяных путей, и вообще по движению капиталов, он находится вне главных операций, кои сосредотачиваются в Тобольске, особенно по предметам продовольствия хлебом, вином и солью;

  5. Даже по отношению к Военному Управлению все хозяйственные части учреждены не в Омске, а в Тобольске, как то Провиантское и Артиллерийское Депо [склады-А.Л.], и Комиссариатское Комиссионерство [прообраз интенданства-А.Л.];

  6. Наконец, возведение в г. Омске необходимых зданий для всегдашнего помещения Главного Управления потребовало бы больших издержек [Вот с этого и нужно было начинать! Денег не хотели давать на отстройку после пожаров!-А.Л.]

По сим причинам Комитет полагал: не постановляя правилом пребывания Главного Управления Западной Сибири в городе Омске, позволить сие нынешнему Генерал-Губернатору, во уважение представленных от него причин, представив ему распорядиться таким образом, чтоб и Совет Главного мог находиться в том же месте, где будет он иметь пребывание…»

18 февраля 1825 года на заседании членам Комитета было объявлено, что их решение утвердил Государь Император Александр I.

В 1825 году П.М. Капцевич своей волей переводит в Омск Совет Главного управления Западной Сибири. Тобольские чиновники не хотели перебираться из благоустроенного Тобольска в неприспособленный южный город и начали писать в столицу жалобы и доносы на своего начальника. Их поддержало тобольское купечество.

В результате Тобольск вплоть до 1839 года оставался столичным городом, а Капцевича убрали с губернаторской должности. Сохранять свой пост еще некоторое время П.М. Капцевичу помогала поддержка Аракчеева. Приход к власти Николая I кардинально изменил положение генерал-губернатора. Приехав в Москву в 1826 г. на коронацию императора Николая I, Капцевич больше в Сибирь не вернулся.

Но за свое пребывание он сделал немало для Омска: поставил на казенное содержание Войсковое училище, добился, чтобы за внутренним порядком в городе следили не жандармы, а казаки, выступил инициатором и организатором создания суконной фабрики, а также отстроил в Омске ряд казенных зданий (суконная фабрика, магометанская мечеть, здание воинской канцелярии, позднее здание Сибирского кадетского корпуса, здание военного госпиталя).

При нем в 1823 году была учреждена Омская область. Одним из первых Капцевич поднял вопрос о Сибирском университете в Омске. Он справедливо полагал, что для жителей Сибири затруднительно будет получать образование в Европейской России, поэтому Пётр Михайлович выступил автором проекта создания университета в Сибири. По его мнению, финансирование университета должно было вестись на средства, полученные путём обложения крестьян оброчным платежом за рыбную ловлю (к величайшему сожалению, проект не получил тогда поддержки).

Заслуги Капцевича перед городом были отмечены омичами. До революции одна из улиц носила его имя (ныне это улица Красный Путь).

 

Начало улицы Капцевича в Омске. Дореволюционная открытка из коллекции автора.

А может быть стоит в год 200-летия Омской области вернуть его имя хотя бы начальному участку улицы Красный путь? Или поставить ему на территории омской крепости бюст, или хотя бы установить на каком-либо здании мемориальную доску?

Одной из важнейших задач Петр Капцевич считал развитие сельского хозяйства региона. Генерал-губернатор прекрасно разбирался в земельных вопросах. Обозревая Тобольскую губернию в 1823 году, Капцевич отметил, что «крестьяне почти все оставили посевы ржи и сеют яровицу». Его силами в Западной Сибири были созданы центры земледелия, для которых на средства из государственной казны закупались семена и сельскохозяйственный инвентарь. Решение проблемы защиты крестьян от чрезмерно высоких денежных налогов виделось генерал-губернатору в объединении волостей. Смысл предложенной им административной реформы содержался в формуле: из четырех волостей создать две.

С присущим ему административным рвением П.М. Капцевич насаждал хлебопашество среди кочевников-казахов и сибирских казаков, действуя при этом с учетом опыта создания военных поселений. Генерал С.Б. Броневский в своих «Записках» вспоминал об этой реформе так:

«Приехав первый раз в 1820 году на правый фланг линии осматривать войска, он увидел прекрасные земли не возделываемые и казаков вовсе не занимающихся хлебопашеством, изъявлял свое удивление! Казаки ему отвечали, что и предки их не занимались земледелием, что они живут промыслами и меною с киргизцами и что служба часто с долговременною отлучкою от домов не дозволяла им сего постоянного занятия.

Идея о учреждении общественной запашки, кажется, созрела у него еще в Петербурге. Следовательно, решено, тому быть и быть тотчас. По 160 десятин в 3200 квадратных саженей из вольной земли нарезано каждому эскадрону, взяты взаймы у крестьян сохи и бороны, наделаны свои, железный прибор привезли с уральских заводов. Лошади и сбруя — собственные казаков. И, несмотря на позднее осеннее время, подняты залоги на земле девственной, не видавшей на себе руки человеческой. Закипело дело! Вдруг явилось огромное хлебопашество на линии, но оно требовало еще: мельницы, овины, магазины, правила и урочные реестры для каждого селения...».

А вот какую личностную характеристику С.Б. Броневский даёт своему начальнику:

«Это был человек редкого усердия к службе, деятельный до невозможности, взыскательный, рачитель казенного интереса и часто говоривший, что общее он всегда предпочитает частному. К тем, которых он находил в службе к своему Долгу преданными, был чрезвычайно внимателен и безгранично милостив. Хлопотал до упаду везде о их награде. Черта чрезвычайная! Всякий здесь знает, к кому он не езжал с записками и не помыкал беспрестанно окружающих, стараясь за подчиненных. Никогда не довольствовался отведением одной формы. Но к тем, которые имели несчастие попасть на худое замечание, неумолимо строг и изобретателен на меры наказаний, помножаем их на столько раз, во сколько возрастал его пылкий дyх».

Автограф П.М. Капцевича. Из фондов ГИАОО.

«Наказания, которые налагал сам Капцевич, всегда отличались строгостью. Офицерам он назначал арест с содержанием на хлебе и воде, а нижним чинам чаще всего телесные наказания», — сообщается в журнале «Сибирский архив» за 1915 год.

Так же первый западно-сибирский генерал-губернатор объявил войну и коррупции.

«При всем болезненном состоянии я прибыл служить Государю и здешнему краю (Сибири) с покорностью к воле милостивейшего монарха, нашел много зла... писал П.М, Капцевич в одном из писем к А.А. Аракчееву. Я здесь один без добрых помощников, но должен бороться с умыслами... Я совсем не кичусь моими успехами в уменьшении здесь лихоимства и стачек, ибо делаю то по долгу и чувствам верно служить Государю, и ежели только скорблю, то потому, что не могу быть равнодушным к расхищению казны и соблазнам...».

К тому же, при всей безусловной строгости генерала, за все годы своего правления он не вынес ни одного смертного приговора.

Период управления Западной Сибирью П.М. Капцевичем составляет самую блестящую страницу в исторической хронике Омска начала XIX века По обозрении управляемого им края, он едва ли не первый обратил внимание на те экономические выгоды, которое может принести соседство России со Степью и Сибири с Россией.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу