Омские контрразведчики обнародовали уникальные документы о смерти Гитлера и Геббельса

Омские контрразведчики обнародовали уникальные документы о смерти Гитлера и Геббельса

Дата публикации 9 мая 2022 10:50 Фото Алексей Пантелеев

Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области рассекретило документы об обнаружении советскими бойцами в Берлине в мае 1945 года трупов Гитлера и Геббельса. Среди участвовавших в этом контрразведчиков был и омич.

Одной из великих тайн второй мировой войны на протяжении многих лет являлись обстоятельства смерти Адольфа Гитлера. Тогда, в мае 1945 года, весь мир пребывал в неведении, довольствуясь лишь информацией немногочисленных свидетелей, не подтвержденной никакими вещественными доказательствами.

30 апреля в Берлине в уличном бою был пленен ефрейтор морской службы Пауль Марзерс, входивший в состав сводного батальона СС. Получив от него данные, что до 28 апреля Гитлер, Геббельс и другие все еще находились в имперской канцелярии, начальник отдела контрразведки «СМЕРШ» 79-го стрелкового корпуса подполковник И.И. Клименко немедленно распорядился о том, чтобы подчиненные ему оперативные группы, с опознавателями из числа задержанных или пленных немцев, приступили к розыску нацистских главарей.

Для установления точного местонахождения Гитлера и его приближенных, остававшихся в Берлине, проводился розыск через их задержанных сослуживцев, знакомых и родственников. Им задавались вопросы о судьбе главных нацистов, об атмосфере, которая царила в бункере накануне и в дни штурма Берлина.

Именно советские военные контрразведчики во дворе рейхканцелярии обнаружили трупы Й. Геббельса, А. Гитлера и членов их семей.

Советские офицеры у обугленных тел Геббельса и его жены Магды. Второй справа – пленный немецкий вице-адмирал Ганс Эрих Фосс. Источник фото: http://waralbum.ru

3 мая в отдельной комнате бункера командир взвода отдела контрразведки «СМЕРШ» 207-й стрелковой дивизии старший лейтенант Л.А.Ильин стал свидетелем жуткой картины. Он увидел как будто только что заснувших детей. Шестеро детей Геббельса с признаками отравления лежали в своих постелях. Но это были шесть трупов.

Об обнаружении трупов И. Геббельса и его жены начальник отдела контрразведки «СМЕРШ» 79 -го корпуса (входил в состав 3 ударной армии) 1-го Белорусского фронта И.И. Клименко вспоминал так:

«…Наконец, розыскные группы уже оказались в подземелье Имперской канцелярии на Фоссштрассе. Мы узнали точно, что именно тут, в этом специальном бомбоубежище, размещался штаб Гитлера… Там мы сразу же нашли трупы Геббельса и его жены у запасного выхода «фюрер-бункера». Один из опознавателей воскликнул: «Да это же Геббельс и Магда!»… Я распорядился отправить трупы для опознания в тюрьму Плетцензее, где размещался отдел контрразведки корпуса. Солдаты положили их на какие-то двери, валявшиеся рядом, и втащили на грузовую автомашину с деревянной будкой.

В то время разведчики осмотрели внимательно каждый метр подземелья, в котором располагалась Имперская канцелярия, они заглядывали во все уголки, обследуя все выходы тайника. Подземное жилье Гитлера занимало несколько комнат: передняя, комната для совещаний, гостиная, его спальня, комната Евы Браун. Две комнаты в «фюрер-бункере» принадлежали Геббельсу… В одной из общих комнат бомбоубежища фашистской верхушки солдаты розыскной группы нашли трупы детей. Немцы уверенно сказали, что это тела детей Геббельса… Личный врач Геббельса Кунц рассказал об умерщвлении детей рейхсминистра пропаганды. В ночь на 1 мая его вызвали в кабинет Геббельса и разъяснили цель вызова. Он посоветовал Геббельсу отдать детей под защиту Красного Креста. Геббельс на это сказал: «К чему тут, доктор, Красный Крест, ведь это дети Геббельса». Врач усыпил детей при помощи морфия и высказал Магде Геббельс сомнение в том, что у него хватит душевных сил, чтобы сонным детям дать яд. В ответ на это Магда попросила Кунца пригласить к ней Штурмфюгера, личного врача Гитлера. Вместе с ним она вкладывала детям в рот ампулы с ядом и стискивала им челюсти (при медицинской экспертизе во рту у детей были обнаружены осколки ампул). Они лежали на койках в голубеньких рубашках, укрытых одеялами, - пять девочек в возрасте от 5 до 15 лет и мальчик в возрасте 3 лет…».

И.И. Клименко. 1947 г.

5 мая неподалеку от места, где были найдены трупы Геббельса и его жены, в воронке от бомбы рядовые И.Д. Чураков, Е.С. Олейник и И.Е. Сероух во главе с командиром взвода отдела контрразведки «СМЕРШ» 79-го стрелкового корпуса, гвардии старшим лейтенантом А.А. Панасовым обнаружили сильно обгоревшие мужской и женский трупы, засыпанные слоем земли. Давайте снова обратимся к воспоминаниям подполковника И.И. Клименко:

«…В саду, налево от входа в «фюрер-бункер», чернела воронка от бомбы или снаряда. В ней валялись куски бумаги, щепки, серые одеяла, а на дне лежал фаустпатрон.

Солдат Иван Чураков стал спускаться в воронку, но я на него накричал: «Давай, вылезай, еще взорвешься». Вылезая из воронки, Чураков увяз сапогами в рыхлой земле, а когда высвободился, то увидел чьи-то голые ноги. Он сразу закричал: «Товарищ подполковник, здесь находятся трупы».

Мертвецов было двое – мужчина и женщина. Я распорядился вытащить их. По обгорелым лицам и обожженным телам нельзя было определить, чьи это были трупы. Из гуманных соображений мы их завернули в одеяла и вновь зарыли в эту же воронку, где они были обнаружены.… В то время наше внимание было занято трупом, который вот-вот должен был стать предметом опознания авторитетной комиссии.

Примерно в 15-00 в Имперскую канцелярию прибыли начальник Управления контрразведки фронта генерал-лейтенант Вадис и уполномоченный НКВД СССР генерал-полковник Серов. Я представился ему и доложил, что из шести наших опознавателей пять в категорической форме заявляют, что в Голубой столовой лежит не Гитлер. Генерал Вадис отрекомендовал меня Серову: «Это тот Клименко, который нашел Геббельса». И здесь же попросил меня показать место, где был обнаружен труп Геббельса.

Когда мы прошли на место обнаружения трупа Геббельса, я рассказал Вадису о том, что в находившейся рядом воронке были найдены два других обгорелых трупа – мужчины и женщины. Вадис, пребывая в приподнятом настроении и общаясь с Серовым на веселой ноте, на мой рассказ, шутя, сказал: «Да это, наверное, и есть Гитлер»».

Проницательности А.А.Вадиса можно только позавидовать. Действительно, как впоследствии оказалось, эти трупы и принадлежали Адольфу Гитлеру и Еве Браун.

А.А. Вадис.

Останки семьи Геббельсов и четы Гитлеров, а также двух собак были перевезены для экспертизы в отдел контрразведки «СМЕРШ» 79-го стрелкового корпуса. Очень важно было наиболее надежными научными методами подтвердить логические выводы об идентичности трупов. Что и было сделано группой военных медиков, которой руководили главный патологоанатом Красной Армии И.А. Краевский и главный судебно-медицинский эксперт 1-го Белорусского фронта Ф.И. Шкаравский.

На доклад командующего фронтом маршала Советского Союза Г.К. Жукова о самоубийстве Гитлера И.В. Сталин ответил: «Доигрался, подлец. Жаль, что не удалось взять его живым». И далее Сталин добавил: «Фашистским подлецам никогда нельзя верить. Нужно разобраться, действительно ли ушли из жизни главари гитлеровского государства. Все проверить». Такой тщательной и доскональной проверкой, как явствует из рассекреченных документов, и занимались советские контрразведчики, тогда, в 1945-м!

Первый из рассекреченных документов — это сводка для Москвы об обнаружении трупов семьи министра пропаганды Третьего рейха.

Кстати, генерал-лейтенант А.А. Вадис лично присутствовал на опознании трупов семьи Геббельсов. И даже составил и подписал соответствующий «Акт».

Второй из рассекреченных документов — это «Докладная записка по ВЧ. Об обнаружении трупов Гитлера и Геббельса и их семей» на имя Л.П. Берии и В. С. Абакумова. Данный машинописный документ на 9 листах был передан в Москву 23 мая 1945 г. капитаном Недайбеда.

В нём, в частности, делался однозначный вывод:

«…Таким образом, имеющиеся в наличии материалы, как показания свидетелей, протоколы опознания обнаруженных трупов, акты судебно-медицинских экспертиз и вещественные доказательства, в достаточной степени подтверждают, что 30 апреля 1945 года рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер, находясь в своём бункере, покончил жизнь самоубийством путём принятия яда цианистых соединений. Трупы личным адъютантом Гитлера — Гюнше и слугой Линге были вынесены из бункера, облиты бензином и сожжены, а останки трупов закопаны в воронке от разорвавшегося снаряда возле бункера.

Имперский министр пропаганды доктор Геббельс и его жена покончили жизнь самоубийством 1 мая 1945 года, которыми предварительно за несколько часов до самоубийства были умерщвлены их шестеро детей, путём отравления цианистым соединением с непосредственным участием зубного врача имперской канцелярии – Кунц…».

Оба документа ушли за подписью начальника Управления Контрразведки «СМЕРШ» 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенанта А. А. Вадиса (1906-1968).

Рассекреченные документы очень важны для историков-исследователей, поскольку они в деталях рассказывают о том, что в действительности произошло с двумя главарями Третьего рейха.

Как рассказала «ОМСКРЕГИОНУ» директор омского Исторического парка Ольга Безродная, 26 апреля в мультимедийном Историческом парке «Россия — моя история» открылась выставка, посвященная 100-летию контрразведки: «Контрразведка Прииртышья. Этапы большого пути». Это не первый проект сотрудничества музея и регионального Управления ФСБ. В Омске сохранились уникальные архивные материалы, связанные с разными историческими периодами. Но особенно ценны материалы, которые касаются Великой Отечественной войны. Это сообщения особых отделов «СМЕРШ» по разным аспектам боевых действий.

И один из омских контрразведчиков являлся участником тех самых событий первых дней мая 1945 года, связанных с обнаружением и установлением фактом смерти Гитлера и Геббельса — это майор Быстров.

«Когда ты своими глазами видишь служебные записки «СМЕРШевцев», посвященные этим фактам, немного берет оторопь и перед глазами встают события тех дней, — рассказала Ольга Безродная. — Это записки, обращенные к генеральному комиссару госбезопасности Берии и начальнику Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Абакумову. Эти документы рассекречены и опубликованы у нас на экспозиции. Почему так важно снова рассказывать о факте смерти предводителей фашисткой Германии? Со времен мая 1945 года так или иначе запускается версия о том, что Гитлеру все-таки удалось избежать смерти, что, возможно, был убит двойник, а самому Гитлеру удалось выбраться в Аргентину и уйти от возмездия за свои преступления против человечности».

В информационной сводке 7 отдела политуправления Первого Белорусского фронта под заголовком «Отклики берлинцев» на известия о смерти Гитлера и Геббельса, например, говорится:

- Среди берлинцев существует много версий, одни говорят: Гитлер и Геббельс застрелились. Другие — что повесились. Третьи утверждают, что отравились. Однако не все слухи предполагают смерть. Некоторые говорят, что им удалось избежать наказания, и они остались живы.

Наши контрразведчики очень серьезно проводили операцию по идентификации тел, и в документах приводятся свидетельства тех, кто хорошо знали Гитлера при жизни. Например, это хирург Вернер Хаазе, который подтвердил личность Гитлера. Это были комплексные методы, которые используются в судебно-медицинской эспертизе. Но первые свидетельства наших контрразведчиков очень важны.

Интересна также еще одна информационная сводка о реакции жителей Германии на смерть своих предводителей. Наши контрразведчики приводят конкретные наблюдения, как 65-летний берлинец Франц Ланге в беседе заявил: «Я слышал, что Гитлер и Геббельс покончили с собой. Туда им и дорога. С ними погибли и их сумасбродные идеи. Они ведь хотели покорить всю Европу, Россию и весь мир».

А рабочий Альфред Мюллер сказал: «Жаль, что Гитлер покончил жизнь самоубийством. После тех страданий, которые он принес нашему народу и стране, он заслуживал другого наказания».

Слова берлинца Маттеуса Вальтера: «Мы очень долго ждали гибели Гитлера. Мы также ждали русских, чтобы скорее закончились наши мучения».

Есть также свидетельства о настрояниях в войсках еще до объявления капитуляции Германии — фиксировались факты сдачи в плен военнослужащих вермахта. Это показывало полную безнадежность дальнейшего сопротивления и то, что после смерти Гитлера они стали считать себя свободными от присяги, чтобы прекратить сопротивление и сдаться в плен. То есть, факт смерти Гитлера был очень важным и для остановки военных действий. Фашисты сдавались тысячами и десятками тысяч, хотя самые упертые совершали самоубийства.

Ранее эти документы с грифом «совершенно секретно» были доступны только отдельным исследователям, которых допускали к а архивам, а сейчас они рассекречены и представлены на всеобщее обозрение. Экспозицию можно посмотреть на одном из стендов в «Историческом парке» (6+) об истории омской контрразведки.

Александр Лосунов омский историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири», Алексей Пантелеев, главный редактор ИА «ОМСКРЕГИОН».



Распечатать страницу