Горожане теперь могут попасть в святая святых музея – хранилище, где можно увидеть богатую коллекцию народного искусства: предметы быта, примеры городского костюма, мебель, детские игрушки и домашнюю утварь.
В центре «Эрмитаж-Сибирь» сегодня, 16 мая, представили открытое хранение фонда народного искусства (6+). Раньше с предметами этого интереснейшего раздела коллекции музея имени Врубеля можно было познакомиться только на редких выставках. Теперь же хранилище фонда стало более доступным для омичей.
Как рассказала директор музея Фарида Буреева, презентация проводится в канун Международного дня музея, 18 мая, и приурочена к году культурного наследия народов России, которым объявлен 2022-й. Впервые омичи смогут побывать в хранилище в Ночь музеев, 21 мая.
Фонд народного искусства перевезли в омский Эрмитаж из генерал-губернаторского дворца, там теперь появилось больше площадей для реставрационных работ. Система открытого хранения запущена в рамках стратегии развития музея Врубеля.
«Народное искусство востребовано, к сожалению, мы не можем сделать постоянную экспозицию, посвященную народному искусству. Площадей в нашем музее пока недостаточно, а коллекция у нас огромная. Она особенно востребована детскими садами и школами. Поэтому решили сделать открытое хранение», – отметила Фарида Буреева.
По ее словам, опыт открытого хранения в мировой музейной практике значителен. В России первооткрывателями являются Эрмитаж и Государственный русский музей. В некоторых региональных музеях тоже начали открывать фонды для посетителей.
Как сообщила хранитель народного искусства Светлана Ашаева, эта коллекция начала формироваться после создания музея в 1924 году. Фонд народного искусства стал отдельным подразделением в 1980 году. Тогда он насчитывал 104 экспоната, а сегодня уже около 2,5 тыс. предметов, датируемых XVII–XX веками.
Экспозиция включает два раздела. В первом представлены традиционные художественные промыслы и производства России: разнообразная коллекция народной игрушки из глины и дерева, росписи Хохломы, мебель, ткацкий станок, наличники, домашняя утварь, лаковая миниатюра Палеха и Мстёры, ростовская финифть, каслинское художественное литье, вышивка, кружевоплетение. Второй раздел демонстрирует предметы городского быта и «массовые» вещи: костюмы, шляпки, дамские сумочки, зонтики и другие аксессуары. География фонда обширна – регионы России, в том числе Омское Прииртышье, а также бывшие союзные республики: Армянская, Таджикская, Узбекская и Украинская.
«Коллекция пополняется за счёт закупок, даров и экспедиций. За время существования фонда было совершено 15 экспедиций в разные районы Омской области. В сёлах и деревнях собирались вещи, которые находились в домах, сделанные их хозяевами. Сегодня, возможно, уже и нет тех домов и их хозяев, но благодаря музеям мы сохраняем эту нить прошлого», – подчеркнула Светлана Ашаева.
Экспонаты хранятся в двух помещениях: одно, более открытое – здесь предметы представлены в стеклянных шкафах, их можно легко рассмотреть. В другом зале экспонаты в основном находятся в закрытых стеллажах и шкафах.
«В открытом зале представлены вещи, которые больше ассоциируются с народным искусством. Это глиняные игрушки, знаменитые промыслы, расписные подносы, лаковые миниатюры, изделия из бересты, дерева. Это материал, о котором можно содержательно поговорить с нашими юными зрителями. В этом же пространстве находится ещё одна часть нашей коллекции, которая стала формироваться не очень давно, и мы надеемся, что она когда-нибудь вырастет в самостоятельный фонд – коллекция городского костюма начала 1900-1970-х годов», – пояснила директор музея.
Как рассказала Светлана Ашаева, отдел городского костюма – самый молодой и самый пополняемый в фонде. Омичи активно приносят вещи своих дедушек и бабушек: стильные головные уборы, платья, сумочки, которые современные модницы носили бы с удовольствием.
Старейшими предметами коллекции являются ковши 17 века, они использовались для кваса и пива. Также в омском Эрмитаже можно увидеть специальные доски 18 века, которые применялись для окрашивания тканей. Как отметили в музее, в основном в коллекции представлены забытые предметы, которые сегодня не используются, и порой современные зрители не догадываются, для чего они были предназначены.
Главное отличие открытого хранения фонда от постоянной экспозиции заключается в том, что его главная задача — хранение предметов. Здесь нет концепции, идеи, глубокой научной проработки, в соответствии с которой выстраивается визуальный ряд. В открытом хранении большая концентрация предметов, которые объединены общим названием. При этом по каждому экспонату нет даже минимальной информации.
Новый фонд оснащен современным оборудованием, драйверами для хранения текстиля, выдвижными мобильными сетками, деревянными шкафами и витринами, специальным световым и климатическим оборудованием. В помещениях соблюдаются специальные условия хранения. Окна закрыты ролетами, чтобы не попадал естественный свет, особенно губительный для текстильных вещей. Если открыть окна, они выгорят за 3-4 дня. Стеклянные витрины имеют свой микроклимат, все стенки в них прорезинены. Для безопасного комплексного хранения предметов температурный режим составляет от 17 до 24 градусов, а влажность – 50%, минимум света. Все оборудование работает в автоматическом режиме. В музее есть климатолог, который измеряет показания специальных приборов и следит за режимом хранения коллекций.
Посетить фонд народного искусства можно по предварительной записи, для этого в музее оформляют пропуск. Попасть сюда, как на обычную выставку, не получится. Для сохранения экспонатов планируется проводить не более двух экскурсий в день с участием до 12 человек.