На сцене Омской драмы поставили пьесу эпохи Серебряного века с любовным «квадратом»

На сцене Омской драмы поставили пьесу эпохи Серебряного века с любовным «квадратом»

Дата публикации 30 мая 2022 17:21 Фото Алексей Пантелеев

В премьерном спектакле академического театра драмы «Осенние скрипки» (16+) четыре главных героя, каждый из них испытывает любовь, но чувства каждого отличаются так же, как отличаются друг от друга времена года.

Пьеса Ильи Сургучёва была написана более ста лет назад, в 1915-м. В ней есть и дух Серебряного века с его апологией индивидуальной свободы, и влияние 19-го века, во всяком случае, черты лесковской «Леди Макбет Мценского уезда» просмативаются в главной героине Варваре Васильевне (Екатерина Потапова). Возможно, даже не по воле автора, пьесу которого современники воспринимали как мелодраму, а в режиссёрско-актёрской драматической интерпретации этого образа.

Именно её любовь — осенняя, ей посвящено и название пьесы. Осенью начинается и действие спектакля.

«Падают листья, медленно плывут по небу облака, летят караванами птицы... И все нежные души грустны теперь и слышат, чутко слышат, как играют скрипки осени», — так переживает это время муж Варвары Васильевны, присяжный поверенный Дмитрий Иванович (Александр Гончарук). Но скрипки в душе Варвары Васильевны вовсе не нежны. Лязг и скрежет звучит в её истерзанной страстью душе.

Надо сказать, что музыкальное оформление спектакля Виктории Сухининой — выдающаяся работа. Музыка порой полнее и правдивее, чем слова, выражает состояние героев. Своего рода кульминацией, точкой невозврата становится исполнение главной героиней фортепианной пьесы, которое превращается в танец, выражающий смятение чувств Варвары Васильевны (хореограф — Анна Закусова). Она, женщина «осеннего» возраста, чутко слышит скрипки осени и боится наступления зимы, ведь любит она не мужа, а его молодого коллегу Виктора Ивановича (Степан Дворянкин), и понимает, что с уходом её молодости уйдёт и его любовь, поскольку он — человек летних чувств.

Юная Верочка, приёмная дочь супружеской четы (Ирина Бабаян), конечно же, любит первой весенней любовью, и когда её чувства замечает Виктор Иванович, то не может на них не ответить. Правда, Верочка называет его «декабрём», но это дишь потому, что он, увлечённый Варварой Васильевной, долго был холоден к Верочке: до тех пор, пока не заметил её пленительной весенней свежести и первых трогательных чувств.

Любовь мужа Дмитрия Ивановича безусловна, но это — чувства зимние, ведь жизнь прожита, остались болезни и воспоминания. Такой же безусловной любви он ждёт от жены, мучается подозрениями в её неверности и рад обманываться, лишь бы сохранять покой.

Вот такой «любовный квадрат». Как он разрешится? Сделает ли роковой шаг Варвара Васильевна? Режиссёр Георгий Цхвирава не даёт окончательного ответа, оставляя зрителя переживать и размышлять.

Елена Петрова 

Распечатать страницу