Вроде тут вопросов нет, но на самом деле их полно, и спустя 300 лет толком ничего нам неизвестно. Начнем с документов, что у нас есть.
Бухольц получил от Петра Великого указ следующего содержания от 22 мая 1714 года:
Указ подполковнику господину Бухалту. Понеже доносил нам сибирской губернатор господин князь Гагарин, что в Сибире близ калмыцкого городка Еркета, на реке Дарье, промышляют песочное золото.
1. И ехать тебе в Тобольск и взять там у помянутого господина губернатора 1500 человек воинских людей и с ними иттить на Ямышево озеро, где велено делать город. И пришед к тому месту, помянутых людей в той новопостроенной крепости и около нее, где возможно расставить на зимовье для того, чтоб на будущую весну, сколь возможно скорее и теми людьми собравшись иттить далее к помянутому городку Еркети.
2. И как… пойдете до Ямышева к Еркети, то… дорогою иттить такою, где б была для людей выгода так же в некоторых угодных местах, а именно при реках и при лесах делать редуты для складки провианту и для коммуникации. И чтоб редут от редута расстоянием больше не был как дней по шести или по неделе времени от одного к другому было на переход. И в тех редутах оставлять по нескольку человек… по своему усмотрению.
3. А когда бог поможет до Еркетя дойтить, тогда трудиться тот городок достать и как оным с помощью божией овладеть, то оный укрепить и проведать подлинно каким образом и в которых местах по Дарье реке тамошние жители золото промышляют.
4. Потом так же стараться проведать о помянутой Дарье реке, куда она устьем своим вышла.
5. Сыскать несколько человек из шведов, которые искусны инженерству и артиллерии и которые в минералах разумеют, которых с воли губернаторской взять так же и впротчем во всем делать с воли и совета губернаторского.
6. В протчем поступать как доброму и честному человеку надлежит во исполнению сего интересу по месту и коньюктурам
Двумя днями ранее Петр издал указ и князю Бековичу-Черкасскому, про тот же город:
О посольстве в Хиву.
Послать в Хиву с поздравлением на Ханство, а оттоль ехать в Бухары к Хиву, сыскав какое дело торговое, а дело настоящее, чтоб проведать про город Иркень, сколь далеко оный от Каспийского моря, и нет ли каких рек оттоль, (или хотя не от самого того места, однако ж в близости) в Каспийское море.
Позднее, после разведки Бековича, тот получил в феврале 1716 года новый указ, когда Петр еще ничего не знал о катастрофе Бухольца на Ямышеве http://kungrad.com/history/pohod/bekovich/, но знал, что тот отплыл из Тобольска в Яркенд и, видимо, посылал разведчиков, чтобы узнать, что там с Бухольцем.
1. Надлежит над гаваном, где бывало устье Аму-Дарьи реки, построить крепость человек на тысячу, о чем просил и посол хивинской.
2. Ехать к хану хивинскому послом, а путь иметь подле той реки, но смотреть прилежно течение оной реки, тако ж и плотины, ежели возможно, оную воду паки обратить в старой ток, к тому ж протчия устья запереть, которые идут в Аральское море, и сколько к той работе потребно людей.
3. Осмотреть место близ плотины или где удобно на настоящей Аму-Дарье реке, для строения ж крепости тайным образом, а буде возможно будет, то и тут другой город сделать.
4. Хана хивинского склонять к верности и подданству, обещая наследственное владение оному, для чего представлять ему гвардию к ево службе и чтоб оп за то радел в наших интересах.
5. Буде он то охотно примет, а станет желать той гвардии и без нее ничего не станет делать, опасаясь своих людей, то оному ее дать, сколько пристойно, но чтоб были на ево плате, а буде станет говорить что перво нечем держать, то на год и на своем жалованье оставить, а впредь чтоб он платил.
6. Ежели сим или иным образом склонитца хивинской хан, то просить ево, дабы послал своих людей (при которых и наших два бы человека было) водою по Сыр-Дарье реке вверх до Эркети-городка для осмотрения золота.
7. Также просить у нево судов и на них отпустить купчину по Аму-Дарье реке в Индию, наказав, чтоб изъехал ее, пока суды могут итти, и оттоль бы ехал в Индию, примечая реки и озера и описывая водной и сухой путь, а особливо водяной к Индии тою или другими реками, и возвратиться из Индии тем же путем или, ежели услышит в Индии еще лутчей путь к Каспийскому морю, то оным возвратитца и описать.
8. Будучи у хивинского хана, проведать и о бухарском, не мочно ли ево хотя не в подданство (ежели того нельзя сделать), но в дружбу привести таким же маниром, ибо и там тако ж ханы бедствуют от подданных.
9. Для всего сего надлежит дать регулярных четыре тысячи человек, судов, сколько потребно, грамоты к обеим ханам, также купчине к ханам же и к Моголу.
10. Из морских офицеров порутчика Кожина и навигаторов человек пять или более послать, которых употребить в обе посылки, первая под образом купчины, другая — к Эркети.
11. Инженеров из учеников Куломовых дать двух человек.
12. Нарядить казаков яицких полторы тысячи, гребенских пятьсот да сто человек драгун и доброго командира, которым иттить под образом провожания каравана из Астрахани и для строения города, и когда оные придут к плотине, тут велеть им стать и по той реке, где плотина, прислать к морю для провожания его сколько человек пристойно. Вышеописанному командиру накрепко смотреть, чтоб с обыватели земли ласково и безтягостно обходилися и для делания там города отпустить с помянутыми конными несколько лопаток и кирок.
13. Порутчику Кожину приказать, чтоб он там разведал о пряных зельях и о других товарах и как для сего дела, так и для отпуску товаров придать ему, Кожину, двух человек добрых людей из купечества, и чтоб оные были не стары.
От Сената князю Гагарину в Тобольск ушел следующий указ от 4 июня 1714 года, он длинный, я лишь приведу нужный фрагмент:
По имяному его царского величества указу определен в Сибирскую губернию подполковник Бухалц для строения новых городов и о даче ему подвод...
Собственно, такова фактическая сторона дела. Петр посылает Бухольца сначала строить крепость и город на Ямышев-озере, после разрешает ставить редуты на расстоянии 6-7 дней пути по дороге в Яркенд. Чуть позднее Бекович со своим отрядом должен двигаться на Аму-Дарью и послать разведчиков в Яркенд к Бухольцу.
Никакой Омск основывать Петр не приказывал.
Однако весь парадокс ситуации состоит в том, что военное поражение экспедиции Бухольца и во многом случайное основание Омска при отступлении Бухольца в Тобольск весной 1716 года позволило создать, как почти сразу выяснилось, ключ-город, который открыл свободную дорогу русским экспедициям вверх по Иртышу.
Смотрите сами.
1715 год. Омска нет. Бухольц строит Ямышевскую крепость, как велит указ Петра, но вынужден весной 1716 года ее бросить, уничтожить и отступить. При этом обращаю внимание, что Бухольц регулярно пишет Петру о том, какой плохой сибирский губернатор Гагарин, как он долго и плохо его снарядил и т.п. Донесение Бухольца Петру из Тобольска от 9 июня 1715 года доступно как и его донесение от 12 октября 1716 года уже из Омска. Как и его ответы перед Сенатом от 22.01.1719.
1716 год. Появляется Омск, с санкции губернатора Гагарина. Бухольц, видимо, тоже не просто так остановился на Оми, после разгрома он хотел добиться ну хоть какого-то положительного результат экспедиции, вот и остановился тут и начал укрепляться.
И тут начинается:
1. 1716 год. Отряд Матигорова восстанавливает Ямышевскую крепость. На нее почему-то в этот раз никто не нападает.
2. 1717 год. Для удобства между Омском и Ямышево ставят Железинскую крепость. Это делает уже отряд Свиерского.
3. 1718 год. Отрядом Чередова ставится крепость возле семи палат, остатков заброшенного джунгарского города-монастыря Доржинкита. Появляется Семипалатинск.
Таким образом, за два года от Тары удалось зайти на юг на 1000 км! После основания Омска все пошло как по маслу! Никаких нападений джунгар, русские экспедиции идут одна за другой, князь Гагарин безо всяких указов Петра одну за другой ставит крепости и города на Иртыше. Экспедиции, снаряженные тем же Гагариным, спокойно идут и делают свое дело. Все быстро, четко, по отлаженному механизму. Никто не пишет Петру о том, как плохо Гагарин готовит экспедиции. Ну мистика просто какая-то!
Игорь Федоров