Омск нуждается в специализированной площадке для хорового пения.
На общегородской платформе «Точка кипения» прошла встреча журналистов с хормейстером, доцентом кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания ОмГПУ Татьяной Капустиной – одним из организаторов «Хоровых игр Сибири». Она рассказала, что такое хоровое движение сегодня и какие у этого движения есть проблемы.
Первый блин не комом
«Хоровые игры Сибири» проводились в этом году впервые. Форум стал большим культурным событием, собравшим 39 коллективов (более 700 человек) из семи регионов страны. Причем не только сибирских. Были также участники из Подмосковья, Самары.
Татьяна Капустина под-черкнула:
– «Хоровые игры» – не фестиваль и не конкурс, а именно игры, где соединилось «несколько разных историй». Была концертная программа (концерты дружбы, концерты в ходе церемоний открытия и закрытия), был конкурсный день, были мастер-классы от экспертов (образовательная программа). Причем, наряду с любительскими коллективами, на сцену выходили и профессиональные хоры, решившие поддержать мероприятие. Так, хор Омского музыкального театра исполнил на сцене форума одно из произведений Родиона Щедрина. Еще одной особенностью «игр» стало участие коллективов разного возраста – от детских хоров до хоров ветеранов. Различались исполнители и по творческой манере.
– Сейчас хоровое искусство стремительными темпами движется в современность. И мы уже можем видеть на сцене целые театрально-хоровые сюжеты. Платья в пол, ровненько встали, приготовились и отпели, без какой-то придуманной истории, без движения, без хореографии – это картинка академического хорового выступления 20 лет назад. Сегодня все поменялось. Есть даже такая номинация, как эстрадный хор. Нередко хоры работают, смешивая стили. Ну, допустим, эстрадное пение плюс народное, эстрадное пение плюс битбокс, академическое пение плюс эстрадное. В результате у нас получилось очень интересное, яркое действо, – рассказала Татьяна Капустина.
«Игры» удостоились высокой оценки членов жюри. Довольны остались и участники. Организаторы потом в течение месяца читали на их сайтах примерно такие отзывы: «Как же было приятно участвовать в этом форуме, как много мы для себя почерпнули»!
Татьяна выразила благодарность партнерам «игр», решавшим вопросы размещения и пребывания коллективов. По ее словам, «шикарно отработали волонтеры педагогического университета». Кроме того, вуз безвозмездно, просто за спасибо предоставил площадку для проведения мастер-классов. Разнообразной была экскурсионная программа. При ее составлении туристические агентства учитывали в том числе и личные пожелания артистов.
В поисках зала
При этом хоровой форум обозначил такую весьма существенную проблему, как отсутствие в Омске зала, отвечающего всем требованиям хорового искусства. На это обратили внимание и члены жюри. Они говорили: «Какой высокий уровень хоров, и как же сложно работать участникам! Для такого мероприятия вам еще бы зал подходящий!»
Татьяна Капустина отметила: разных площадок у нас немало. И при подготовке к «играм» рассматривалось несколько вариантов. В том числе Концертный и Органный залы. Но там такая плотность мероприятий, что попасть туда практически нереально. Другие же залы – совсем не «в стратегии хорового пения». В них или акустика не та, или сцена не той величины, или нет помещений для переодевания и распевания, или зрительный зал недостаточной вместимости. В итоге выбор был остановлен на областном Доме работников просвещения. Но и здесь не обошлось без досадных нюансов. Оказалось, на этой площадке нет рояля. А когда его нашли и привезли, выяснилось, что инструмент нельзя поставить на сцену. Не было также станков для разминок, подставок для хористов. И с этим пришлось смириться.
Татьяна Капустина считает: в идеале Омску нужна специализированная площадка, на которой разместился бы центр хоровой музыки. Она отметила: все те коллективы, которые были на первых «играх», обещают приехать на следующий год. Люди соскучились по такому формату. Ведь в последнее время зачастили короткие однодневные мероприятия, когда не успеваешь познакомиться с другими коллективами, их творчеством. А на нашем фестивале люди смогли объединиться, пообщаться, поделиться опытом и даже подружиться.
Вообще, говорит Татьяна, «петь вместе у нас в крови». Лишь в 1990–2000 годы эта история развалилась, хоры потеряли большое количество певцов, потому что просто было не до пения. Но сейчас хоровое искусство набирает обороты, развивается.