210 лет назад полк из Омской области покрыл себя славой при Бородино

210 лет назад полк из Омской области покрыл себя славой при Бородино

Дата публикации 7 сентября 2022 08:41 Источник фото Рядовые и офицеры Ширванского полка. Спичечная коробка.

24 июня исполнилось 210 лет с начала Отечественной войны 1812 года, а 7 сентября мы отмечаем 210 лет Бородинского сражения. В эти дни 210 лет назад жители нашей области записывались в ополчение и собирали пожертвования на нужды армии.

Отечественная война — это война, в которой на кон ставилось не завоевание дополнительных территорий или право на обладание новыми ресурсами, а само существование страны. Мало кто знает,что за свою историю Россия пережила три Отечественные войны. Последнюю из них, начавшуюся 22 июня 1941 г., мы все помним и чтим. А вот о двух случившихся ранее мы вспоминаем от случая к случаю. Это Вторая Отечественная война (известная большинству как Первая мировая), начавшаяся 1 августа 1914 г. И, конечно же, Первая Отечественная война 1812 г.

С 12 (24) июня по 21 декабря (2 января) – это хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. 12 июня (дата приведена по старому стилю) войска Наполеона перешли через Неман, вступив в пределы Российской империи, а 21 декабря (дата приведена по старому стилю) М.И. Кутузов донёс императору: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

25 декабря Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны, а 1 января 1813 г. начался Заграничный поход русской армии. Он закончился вступлением союзных войск во главе с Александром I в Париж 19 (31) марта 1814 г. и Венским конгрессом европейских держав (1814 – 1815 гг.).

Между тем Отечественная война 1812 г. – одна из самых героических страниц в истории нашей Родины. Сибирские полки сыграли значимую роль в сражениях с наполеоновской армией. Хотя в начале XIX в. почти все регулярные сибирские (полевые и гарнизонные) части, в том числе 24-я Сибирская пехотная дивизия были сконцентрированы на Сибирских военных (пограничных) линиях с целью защиты восточных российских границ.

 

Офицеры и нижние чины Ширванского полка. Открытка из собрания автора.

В состав дивизии входил Ширванский пехотный (мушкетерский) полк. Это один из самых знаменитых и титулованных армейских полков Русской императорской армии. Более 60 лет он охранял пограничную линию, подведомственную Омской крепости. В крепости располагались штаб и казармы полка. В 1812 году ширванцы отличились в боях под Смоленском. А в Бородинском сражении, находясь под сильным неприятельским огнем при штурме Курганной батареи, полк «с отменной храбростью ударил в штыки на наступающего неприятеля и обратил его в бегство».

Откуда же появились ширванцы в Омске? В 1745 г. для охраны границ в Сибирь прибыло пять регулярных полков под командованием генерал-майора X. Киндермана. Полки были размещены по городам Томск, Тобольск, Иркутск, Колывань и Омск. Позднее расквартированные на Сибирских пограничных линиях полки: два драгунских – Сибирский и Иркутский, три мушкетерских – Ширванский, Томский, Селенгинский, два егерских – 18-й и 19-й, гарнизонные батальоны в городах составляли 24-ю дивизию войск Сибирской инспекции под общим командованием генерал-лейтенанта Григория Ивановича Глазенапа.

Ширванский мушкетерский полк в разное время квартировал в различных местах: в Омской и Николаевской крепостях, Ачаирском форпосте, Новой деревне, с. Покровском, Калачинском, редуте Мельничном, некоторое время даже в Тарском округе и селе Чернолуцком.

Начиная с 1745 г. в село Чернолучье были водворены пехотный и кавалерийский полки. А в 1770 г. в селе Чернолучье размещен летний лагерь Ширванского мушкетерского полка (стоял на Иртышской линии), созданного в 1724 г. Петром I. В 1774 г. в Ширванский полк прибыл полковник барон Михаил фон Унтерн-Штернберг, который служил в нем до 1793 г. В 1788 г. генерал-поручик Г. Штрадман с полковником М.Унтерн-Штернбергом устроили смотр Ширванскому полку в Омской крепости.

В Омске находился Штаб Сибирского корпуса и место зимней дислокации Ширванского полка (около 1500 человек). В 1808 г. вышло Высочайшее повеление о выводе пяти полков на западную границу империи. Выполняя данный Указ 1808 г., Ширванский мушкетерский полк в том же году покинул свой лагерь в селе Чернолучье, а на месте его походной полковой церкви был установлен деревянный крест. Ширванцы-мушкетеры (шеф-полковник Зварыкин) покинули Омск 10 августа 1808 г. Полк участвовал в войнах на Кавказе, отличился при Бородине и европейских баталиях. Ширванский полк награжден четырьмя Георгиевскими знаменами (1803, 1814, 1859 и 1914 гг.). В 1819 году Ширванский пехотный полк был переведен на Кавказ, где и прослужил отечеству до конца Первой мировой войны.

Любопытные сведения о дислокации Ширванского полка, но еще в Омске, приводит в своих воспоминаниях первый начальник Омской области С.Б. Броневский.

 

Автограф исполняющего должность Омского областного начальника гвардии полковника С.Б. Броневского. 1823 год. Из фондов ГИАОО.

Он, в частности пишет: «…Войска квартировали в Омске: Омский гарнизонный батальон, командир полковник Волосатов, Омская инвалидная команда, инженерная команда, артиллерийская гарнизонная рота и крепостной штат, Ширванский мушкетерский полк, 2 роты полевой артиллерии, батарейная и легкая, составлявшие бригаду, линейных казаков до 100 и военно-сиротское отделение кантонистов.

В Ширванский полк, после выбытия шефа генерала Лаврова, назначен полковник Федор Васильевич Зварыкин, артиллериею командовал полковник Парфенек. Все части войск, ожидая смотров нового начальника, обучались. Ежедневно происходил развод с церемониею, музыка и барабаны гудели целый день, подсказывая, что это военное место.

Ширванский полк и артиллерия выступили в лагерь для практических занятий. Лагерь полка находился за Казачьим форштадтом, а артиллерии — за Бутырским, совершенно в противоположных сторонах. Палатки поставлены были в одну линию только для красы, а люди жили в бараках плетневых, довольно прочно устроенных. Ознакомившись с офицерами, между которыми много было весьма хороших, из дворянства казанского, оренбургского и симбирского, проводил довольно приятно время в лагерях: то артиллерийском, то Ширванском…

Вот, наконец, нагрянул и Григорий Иванович; я его встретил на пороге той квартиры, где суждено ему судьбою окончить достославное поприще. Все его ожидало с трепетом, не потому, чтобы могли опередить его какие-нибудь неблагоприятные слухи, а так: в Сибири редко случаются встречи и приемы начальников главных, поэтому многие одержимы доходящим до смешного подобострастием. Разумеется, отборный караул, ординарцы и все офицеры, до того набившие зал, что было душно, предстали новому начальнику, приветствовавшему их ласково. После краткого отдохновения поехали мы по городу и в лагерь Ширванского полка. Оказалось, что лагерного караула не было, люди не жили в палатках и офицеры перебегали в шлафроках по лагерю…

Командующему полком подполковнику Дьячкову дан был строгий выговор и предписано по получении выступить из квартир (разумея под этим плетневые бараки) в лагерь, где кроме палаток и форменного обоза ничему не быть, и лагерное место еженедельно переменять, сохраняя весь воинский порядок по уставу. Халаты только что не преданы анафеме и всесожжению. Не весела была первая встреча ширванцев с начальником. Они, имея инспектора шефом, правда, возмечтали о себе, воображая, что лучше их нет; и оканчивая почти лагерный срок, вместо того, чтобы идти на выгодные квартиры по деревням, начали снова лагерь с перекочевками. Приехал к тому [времени] новый шеф полковник Зварыкин.

Должно и стоит того, чтобы сказать, что такое был Ширванский полк. Офицеры, как уже изъяснился выше, были очень хороши и достаточно образованные люди. Нижние чины — исполины и стройные красавцы. Старика ни одного, рост, начинаясь с 2-х аршин 13 вершков, заканчивался 2 аршинами 6 вершками, особенно в гренадерском батальоне. Музыка изрядная для фронта (тогда не наступила еще пора щеголять многочисленною музыкою), обоз превосходный, лошади — все одной масти, не хуже драгунских, сбруя — блестящая с набором, шанцевый и прочий инструмент — полированный и укладывался в футляры, обитые сукном. Григорий Иванович называл это галантерейною лавкою. Квартировали в наилучших деревнях, широко и приохотно, отъедаясь на отвал; шагу не делали пешком, все на подводах, с изобилием съестной провизии.

Шествие их в лагери — эпоха! Другой, увидя нескончаемые обозы, подумает, что это идут две армии, либо целая губерния колонизуется в места обетованные. Странно, что артели не были так богаты деньгами, как в других полках. Щегольство в одежде замечательное, перевязи, портупеи, ранцевые ремни и сапоги чистили под лак, пуговицы и пряжки — полированы. Мундиры и панталоны построены и слишком в натяжку. Этому причиною, я думаю, толстота закормленных людей. Выправка и стойка неправильны и некрасивы; марширование на каблуках с вздернутыми носками, шаг короток и потому качки и стуку много; ружейные приемы сильны, но ловкости и развязки в руках нет, стрельба залпами хороша, но рядами слаба и шумят во фронте, суетятся, толкаются. На первом учении такие замечания сделаны новым инспектором новому шефу...

Отличный служивый Зварыкин, в форме командир, круто занялся одиночным учением и чрез две недели дал такой развод, что всех удивил быстрою во всем переменою. Натиск такой на Ширванский полк [был] очень кстати, получено высочайшее повеление о выступлении в Россию из Сибирской инспекции полков: Иркутского и Сибирского драгунских, Ширванского и Томского и 19 егерского. Россия заблаговременно притягивала к своему сердцу силы свои на отражение страшного врага. Сибиряки, уделив для гвардии цвет свой, особенно ширванцы, более 600 человек, в Отечественную войну покрыли себя славою. Всякий помнит, как храбрые ширванцы хладнокровно выдержали в Бородинском сражении удары несметной французской кавалерии, раз за разом разбивавшиеся о стальную грудь сибиряков!...».

 

Портрет Ф.В. Зварыкина работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). // Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог.

Федор Васильевич Зварыкин (1765 – 1826), боевой командир ширванцев, полковник, в битве за Лейпциг был пожалован чином генерал-майора. В битве под Краоном Зварыкин получил новые ранения «...в правый пах навылет и в поясницу». И очередной орден – святой Анны I степени. А три батальона Ширванского полка за проявленный ими героизм были отмечены высшей государственной наградой – Георгиевскими знаменами с надписью «За сражение при Краоне. 23 февраля 1814 г.». Зварыкин после заключения мира возвратился в Россию залечивать старые раны. А с 1817 года получил новое назначение – комендантом города Витебска, а оттуда 30 апреля 1821 г. — в Астрахань. Скончался 13 сентября 1826 года в Кисловодской крепости.

Воинские формирования, выведенные из Сибири в период Отечественной войны 1812 г., сначала приняли участие в обороне Смоленска. Ширванский полк находился в составе прославленной 24-й Сибирской пехотной дивизии, которой командовал генерал-майор П. Г. Лихачев (входила в 6-й пехотный корпус генерала Д. С. Дохтурова).

В составе 1-й Западной армии М. Б. Барклая де Толли воины Ширванского полка защищали легендарную батарею Н. Н. Раевского на Бородинском поле. В Российском государственном военно-историческом архиве хранится ведомость потерь I Западной армии в сражении при селе Бородино. Среди сибирских частей, бывших в деле, наибольшие потери понес именно Ширванский полк: «Убито 5 унтер-офицеров, ранено 14. Рядовых убито 174, ранено 283. И 41 человек пропал без вести». Такая вот статистика лишь одного полка, в одной битве. Далее полк участвовал в разгроме наполеоновских войск на территории Варшавского герцогства, германских государств, Франции (ширванцы отличились при штурме Лейпцига, в Краонском сражении во Франции).

 

Переход французов через Неман. Дореволюционная открытка. Собрание автора.

Служившие в Западной Сибири офицеры и солдаты участвовали во всех крупных сражениях Отечественной войны, особенно отличились подполковник В. М. Шухов, полковник К. Ф. Клодт, поручик Е. Р. Андреев из Тары, М. А. Беляев и Путята из Тюкалинска, генерал-майор П. И. Ивелич.

Петр Иванович Ивелич (1772 — после 1850), генерал-майор, бывший «подполковник Ширванского полку», в Отечественную войну командовал бригадой в 17-й пехотной дивизии. В конце XVIII века приехал в Сибирь, имея в послужном списке участие в русско-турецкой войне. Серб на русской службе. Согласно архивам: «сербской нации, греческого вероисповедания из венецианской графской фамилии, принят в российское подданство». В русскую службу определён 5 июня 1788 года поручиком Нашебургского пехотного полка из капитанов Венецианской республики. В 1793 году переведён в Ширванский пехотный полк. 17 января 1799 года в чине майора назначен командиром Ширванского мушкетёрского полка, находящегося в Сибири. Служил в городе Таре.

 

Портрет П.И. Ивелича работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог.

В 1815 году в Сибири, в Тарском уезде Тобольской губернии Петр Ивелич получил от императора Александра I в вечное владение землю с дворовыми людьми (ныне село Петрово в Тарском районе нашей области, которое входит в состав Чекрушанского сельского поселения). Сам проживал в Таре. Здесь был тесно знаком с тарскими купцами I гильдии коммерции советницей Ксенией Фёдоровной и коммерции советником почётным гражданином города Тары Иваном Фёдоровичем Нерпиными. Впоследствии женился на их дочери Татьяне. В 1831 году принимал участие в окончании строительства в городе Таре Параскеевской церкви, начатого Нерпиными. В 1849 году был прихожанином Богородице-Казанской церкви города Тары. Однако после Отечественной войны, вернувшись в Сибирь, он оказался забытым, так что в списках героев войны 1812 года дата смерти Ивелича указана расплывчато «после 1816 года». Но он был жив ещё в 1850 году!

Участие омичей в войне 1812 г. выражалось не только в поставке регулярных воинских частей. По царскому манифесту о создании народного ополчения в первые месяцы войны жители Омского округа (крестьяне, мещане, мелкие чиновники) начали записываться в народное ополчение. Ратники обучались в сибирских городах, а потом влились в состав московского ополчения, получившего свое боевое крещение на Бородинском поле.

Многие из прославленных героев той всенародной войны по долгу службы находились впоследствии в Омске. К таковым следует отнести генерал-губернаторов Западной Сибири П. М. Капцевича, Г. X. Гасфорда, П. Д. Горчакова и Н. С. Сулиму. А один из героев Отечественной войны 1812 года, командующий 27-й пехотной дивизией М. Л. Булатов, умер в 1825 году в Омске и был похоронен на ныне упраздненном Бутырском кладбище.

 

Портрет М.Л. Булатова. Из фондов ОГОНБ имени А.С. Пушкина.

И совсем не случайно в России день Рождества Христова вплоть до 1917 года был ознаменован и воспоминанием об избавлении нашей Родины от нашествия Наполеона в 1812 году. В честь этого по окончании Божественной литургии обычно служился благодарственный молебен.

По данным омского историка и архивиста Е. Н. Евсеева, в первые месяцы войны Тобольская губерния, в которую входил Омский округ, по рекрутскому набору дала самое большое количество солдат по сравнению с другими сибирскими губерниями – 2 152 человека. Повсеместно проводился сбор пожертвований.

Так, в Тобольской губернии наибольший вклад своими регулярными пожертвованиями, составившими к концу войны общей суммой пять тысяч рублей, внес Иван Фёдорович Нерпин – известный тарский купец 1-й гильдии и коммерции советник.

Жертвовали люди всех сословий: казаки, крестьяне, ямские общества, чиновники. Пожертвования вносились деньгами, ценными вещами, серебром. Сдавали сукно, одежду, оружие, овес, пшеницу, хлеб. А после войны поступали пожертвования для пособий вдовам и сиротам убитых в сражениях, инвалидам войны, разоренным неприятельским нашествием. 

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу