Омские операционки внедряют в школах Таймыра, Белгорода и Красноярского края

Омские операционки внедряют в школах Таймыра, Белгорода и Красноярского края

Дата публикации 30 сентября 2022 12:28 Автор Фото Алексей Николаев

Пока на Западе ломают голову, как отлучить Россию от современных компьютерных программ и технологий, омские IT-разработчики готовятся выйти на большой рынок с искусственным интеллектом.

Прокомментировать сегодняшнюю непростую ситуацию с компьютерным оснащением российских предприятий, обеспечением иностранными и отечественными программами, а также повышением компьютерной грамотности, в том числе пожилых омичей, мы попросили технического директора IT-компании «ЮБИСОФТ» Дениса Разумова.

— Денис Александрович, как вы отнеслись к решению Минобороны не призывать в рамках частичной мобилизации сотрудников аккредитованных IT-организаций, имеющих профильное высшее образование?

— Идея верная, учитывая, что нам сейчас особенно важно обеспечить технологическую безопасность страны. Не секрет, что с началом спецоперации количество попыток проникнуть в наши системы увеличилось в разы. Предотвращать вторжение должны профессионалы.

Однако, к сожалению, много специалистов в нашей сфере не попадают под критерии, обеспечивающие бронь. Их надо дорабатывать, и, насколько я знаю, Минцифры России уже ведет диалог на эту тему с Минобороны. К примеру, я являюсь председателем дипломной комиссии в Омском авиационном колледже имени Жуковского. Мы готовили там ребят несколько лет. Кто-то уже работал у нас, других мы, зная их уровень, готовы были трудоустроить. А получается, что отсрочку они имеют только на период обучения. Все прекрасно понимают, что помощь жителям Донбасса — это наш общий долг. Однако даже на федеральном уровне заявлено, что есть категория специалистов, которая гораздо эффективнее отдаст его, работая по специальности.

— Об этом совсем недавно высказался и глава нашего региона Александр Бурков. Он призвал всех омичей осознать, что в сложное для Родины время мы не туристы в своей стране, а граждане. Не надо пытаться переждать на чужбине сложное время, а бороться с поднимающим голову фашизмом там, где ты больше всего нужен. Будь то линия соприкосновения, станок или, как в вашем случае, компьютер.

— Полностью согласен. Скажу более, мне как гражданину крайне неприятна активность русскоязычных СМИ на Западе, которые подробно объясняют, как покинуть Россию. Честно скажу про себя и про работников своей компании — от повесток бегать не собираемся. Надо будет — пойдем без вопросов защищать Родину. Поэтому у нас и в мыслях нет куда-то убегать, хотя наш продукт востребован не только на отечественном рынке, потому что он во многом уникален. Без проблем перерегистрировались бы хоть в Грузии, хоть в Казахстане. Но остаемся здесь, в Омске, в России.

— Кстати, о ваших уникальных разработках. Не получится ли так, что в скором времени ваши программы и осваивать-то не на чем будет? Конечно, программа импортозамещения реализуется в стране активно. Но каковы ее успехи в оснащении предприятий, да и наших с вами обычных квартир современным оборудованием.

— Я бы при ответе на этот вопрос вернулся в 1980-е годы. Тогда по уровню микроэлектроники мы в чем-то даже опережали другие страны. В каждом тогда еще советском городе были свои предприятия по производству электроники. Затем их позакрывали, в том числе в Омске. А в тех же США все заводы остались. Там в каждом штате сегодня есть предприятия, выращивающие кристаллы и делающие микросхемы. А у нас подобная активность только в Москве и Зеленограде. Догонять развитые страны мы бросились лишь в двухтысячные годы. А сегодняшняя ситуация с санкциями, несмотря на всю ее сложность для нас, дает шанс ускорить все эти процессы.

— Но как быть прямо сейчас, где взять эти интегральные микросхемы, или, как чаще говорят, чипы, без которых современная электроника не работает?

— Многие компании Тайваня, в том числе знаменитая TSMC, отказались выпускать чипы для России. Отечественные процессоры: «Эльбрус», Байкал», «Элвис» — делают в Тайване. Предприятие «Байкал» вопрос уже решило, зарегистрировав компанию-поставщика в одной из азиатских стран. В ближайшее время поставки возобновятся. Что касается микроэлектроники для российского производства, она уже производится в стране. Для этого не нужны сложные технологические процессы. Решим проблему и с вычислительной техникой. Слава богу, людей с хорошими мозгами у нас много. Да и к самим компаниям, разрабатывающим новые электронные продукты, отношение особое. Их поддерживают грантами, льготными займами, оказывают другую помощь. В том числе на региональном уровне.

— Однако министерства цифровизации в регионе до сих пор нет, хотя губернатор Александр Бурков, выступая весной на VI Международном форуме «Цифровая трансформация регионов», поставил задачу добиться цифрового прорыва в регионе.

— Министерство цифровизации давно существует в Новосибирске, в Томске. Оно контролирует все закупки в госсекторе, обладает компетенциями предотвратить перерасход средств, что позитивно отражается на бюджете города и области. К тому же министерство помогает развивать компании на внутреннем рынке. Как это, к примеру, делают в Бийске, где молодые компании получают очень серьезную поддержку. Надо как можно быстрее запускать министерство цифровизации в Омской области.

— Ваша компания, являясь участником «Сколково», набрала максимальное количество баллов за всю историю этого технопарка. Я знаю, что независимая комиссия присуждает баллы за инновационность проекта, его технологическую подготовку, продвижение, профессионализм команды и многое другое. За что наградили вас?

— Дело в том, что наша операционная система позволяет полноценно работать даже непрофессионалу. Представьте себе ситуацию, когда, к примеру, доктор ведет прием. Без компьютера сейчас не обходятся ни в одной больнице. А функционал у него огромный. Электроника может сама зависнуть. Или тот же медик нечаянно нажал не те клавиши. А может, отказал принтер. В результате работа остановилась. Естественно, вызывается специалист по компьютеру. Сколько его ждать? И сколько он будет искать поломку и все исправлять? А очередь из пациентов ждет.

Наша система работает в защищенном режиме. Если что-то случилось, не надо никого звать. Достаточно ее перезапустить. Фактически, потребуется нажать одну кнопку. К тому же она защищена от вредоносных программ, тех же вирусов.

Мы часто оснащаем нашими программами школы, потому что специалистов по наладке компьютеров в образовании мало, у них оклады маленькие. Пока ремонтник прибудет, а урок-то идет. Наши системы установлены даже в школах Таймыра. Представляете, сколько им приходится ждать компьютерщика, если неискушенный в электронике педагог нажал не те клавиши?

Проект, с которым мы вошли в «Сколково», — это безопасная операционная система UBLinux XDR AI, способная предотвращать утечки информации и анализировать возможности утечек с помощью искусственного интеллекта. В инфраструктуре компании создается распределенная нейросеть, которая отслеживает угрозы и своевременно реагирует на них.

— Кроме Таймыра, где еще работает ваша операционная система?

— В прошлом году на нашу систему перешли белгородские школы. В нынешнем году к ним прибавились школы Красноярского края. На данный момент на нашу операционную систему переходит Мордовия. Мы активно внедряем ее как на предприятиях госсектора, так и в коммерческих фирмах. В Омске мы внедрили свою систему в три школы: 120-ю, 17-ю и 33-ю. Это все пилотные проекты. Кроме того, мы оснастили нашими системами городской клинический перинатальный центр на Герцена и областную клиническую больницу на Березовой. Кстати, через месяц наша система начнет работать на всех интерактивных панелях детского лагеря «Артек».

— Вероятно, ваша система идеально подходит для пожилых пользователей?

— Совершенно верно, ведь овладеть компьютерной грамотностью для людей старших поколений сегодня даже важнее, чем молодежи. Записаться на прием к врачу, найти аптеку, где необходимое вам лекарство стоит дешевле, пообщаться вживую с родственниками из другого города, да мало ли... Сейчас для пожилых открыто много обучающих курсов по пользованию компьютером. А мы бесплатно предлагаем систему для домашнего и некоммерческого использования, которая поможет технике не ломаться.

— Какими разработками вы заняты сейчас?

— Создаем операционную систему, способную предотвратить с использованием искусственного интеллекта утечку данных. Она будет способна анализировать действия пользователя, вплоть до учета его эмоционального состояния. Будет учитывать всю его связь с внешним миром — с коллегами, клиентами и абонентами. Если что-то пойдет не так и система почувствует угрозу утечки информации — доступ к рабочему месту будет заблокирован. А данные об инциденте, если это случится в организации, уйдут в службу безопасности.

— Большое спасибо за беседу!

Распечатать страницу