До революции зарплата учителя гимназии с высшим образованием, 20-летним стажем и классным руководством, работающим на полторы ставки, могла достигать 3550 рублей в год или 295 рублей в месяц. А килограмм говядины в 1912 году стоил 36 копеек.
В «Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год» (Томск, 1916) сообщается, что Вторая мужская гимназия в Омске учреждена 1 (14 по новому стилю) июля 1912 г., а открытие учебного заведения состоялось 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1912 г. На днях с момента этого события исполнилось 110 лет. К сожалению, данное учебное заведение старого Омска, в отличие от Первой мужской гимназии, широкой известности не получило.
Ни в одном российском регионе необходимость в учебных заведениях так сильно не ощущалась, как в Сибири. Процесс создания учебных заведений в XIX в. здесь тормозился рядом причин: отсутствием учителей, подходящих помещений для учебных нужд, библиотек и книжных магазинов. У правительства не хватало средств для поддержания благоприятной обстановки в деле народного образования в Западной Сибири. По данным переписи на 1897 г., образовательный уровень жителей Омска был несколько ниже, чем в европейских губерниях России. Только 42,3% горожан были грамотными (в других городах России 45,3%).
Но с начала ХХ в. наблюдается активный рост учебных заведений не только в нашем городе, но и на территории Западной Сибири в целом. Уже в 1905 г. в Российской Империи возросшая потребность местного населения в получении среднего образования не восполнялась существующим количеством мужских гимназий, а также действовавших реальных и коммерческих училищ. Поэтому к 1908 г. в Министерстве народного просвещения был составлен проект формирования новой сети учебных заведений, по которому планировалось увеличить количество мужских гимназий во всех регионах страны, а особенно в городах Западной Сибири. К тому же, городские думы многих Западно-Сибирских городов вели активную переписку с Министерством народного просвещения о возможности учреждения этого вида учебных заведений.
Не стал исключением в этом плане и Омск, поскольку значительный дефицит мест наблюдался в средних учебных заведениях нашего города. Неслучайно директор Первой мужской гимназии в своем послании городскому голове от 12 августа 1910 г. отметил, что выдержали вступительные испытания в первый класс гимназии 61 человек. Но из этого числа педагогический совет смог принять в гимназию только 38 учеников. Остальные же 23 абитуриента из числа успешно сдавших вступительные экзамены (а это 37,7%) «ввиду перегруженности учебного заведения были зачислены только кандидатами на поступление в первый класс».
В связи с этим Омским городским управлением, согласно постановлениям Думы от 3 июля 1909 г. и 7 мая 1910 г., было возбуждено ходатайство об открытии в Омске второй мужской гимназии, которое вскоре и было удовлетворено.
С 1910 по 1914 гг. было открыто 8 мужских гимназий в следующих городах: Бийске (1910 г.), Ишиме (1910 г.), Кургане (1911 г.), Барнауле (1912 г.), Омске (1912 г.), Томске (1913 г.), Ново-Николаевске (1914 г.) и Каинске (1914 г.).
Расширение сети учебных заведений данного уровня привело к тому, что вновь открытые мужские гимназии не обладали собственными зданиями, а отсутствие у них достаточных средств приводило к задержке их строительства. Так, собственно говоря, было и со Второй омской мужской гимназией.
«Устав гимназий и прогимназий» (СПб., 1864 г.). Из частной коллекции.
По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в России устанавливались два типа гимназий: классические и реальные, обе с семилетним сроком обучения. В классической гимназии предполагалось преподавание латинского и греческого языков. В реальных гимназиях больше часов уделялось таким предметам, как математика, физика, естествознание.
В остальном программа была схожей, но право поступать в университет получали только выпускники классических гимназий. По «Уставу» гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Каждая из них должна была иметь библиотеку, набор наглядных пособий по естествознанию, географии, рисованию, математике, физический кабинет.
О деятельности в Омске Второй мужской гимназии в историко-краеведческой литературе имеются, к сожалению, весьма скудные сведения. Она разместилась в двух зданиях, отведенных городским управлением. Основным из них было здание бывшей женской прогимназии, расположенное на углу улиц Тарской, 10 и Александровской, 29 (ныне Интернациональная).
Здание это простояло до 1948 г. В связи со строительством нового жилого многоквартирного дома по улице Интернациональной, 35 оно было разобрано и перенесено во двор нынешней омской гимназии № 85, где благополучно стоит и сегодня. Кстати, момент его разборки запечатлел на своём снимке известный фотограф советского Омска М.И. Фрумгарц.
Разбор здания по улице Тарская, 10. 1948 г. Фото М.И. Фрумгарца. Из фондов ГИАОО.
Источниками существования гимназии были поступления из казны, от городского общества и деньги, получаемые с учащихся как плата за обучение. В мае 1912 г. на содержание гимназии было выделено 32 420 рублей. К 1916 г. эта сумма не увеличилась. На функционирование гимназии согласно «Штатам» от 10 мая 1912 г. всё так же ассигновывалось 32 420 рублей. Из них 2000 рублей включало в себя пособие от городской казны. Помимо этого платились деньги на наём квартиры директору и помощнику классных наставников в размере 1050 рублей обоим. Плата же за обучение составляла 60 рублей в год с ученика. К январю 1916 г. гимназия состояла из I-IV классов и в ней обучалось 170 учеников.
Директором гимназии с момента её открытия был назначен статский советник В.В. Гогин. Владимир Васильевич родился в 1872 г., получил образование в Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко и на юридическом факультете в Новороссийском университете. Вступил в службу 1 августа 1897 г. Спустя 12 лет дослужился до чина статского советника. За свою службу Гогин был удостоен наград: ордена святого Станислава 2 степени (награду получил в 1914 г., руководя гимназией) и святой Анны 3 степени, а также медали в память 300-летия царствующего Дома Романовых. За свою работу директор получал годовое денежное вознаграждение в размере 4875 рублей. Из них: 1800 рублей жалованья и столько же столовых денег, 375 рублей за ведение 5 уроков и 900 рублей квартирных денег.
В Омске перед революцией и в годы Гражданской войны В.В. Гогин проживал в доме № 49 по улице Проломной (ныне улица Яковлева). К 1916 г. Владимир Васильевич был женат. Воспитывал сына Игоря 1902 года рождения. В годы Гражданской войны Игорь вместе с отцом находился в Омске, учился в институте. 8 марта 1921 г. он, студент института, был арестован Омской губЧК. Однако 14 октября 1921 г. дело по его обвинению в контрреволюционной деятельности было прекращено. Судьба же его отца после оставления Омска белыми пока остаётся неизвестной.
Помощником классных наставников (по современному — завучем) был надворный советник Василий Пахомович Сырцов, выпускник Омской учительской семинарии. Вступил в службу 30 июня 1877 г. Чин надворного советника получил 1 сентября 1912 г. С 1 июля этого же года он был определён на вышеупомянутую должность во Второй мужской гимназии. За свою деятельность Сырцов был удостоен следующих наград: орденов святого Станислава 2 степени (получил 1 января 1916 г.) и святой Анны 3 степени, а также медалей в память царствования Императора Александра III и в память 300-летия царствующего Дома Романовых. За службу Василий Пахомович получал содержание в 300 рублей и столько же столовых денег. Поскольку у него имелась своя квартира, то к этой сумме добавлялось ещё 150 рублей. Итого получалось 750 рублей в год.
Должности Почётного попечителя и письмоводителя в 1915—1916 гг. оставались вакантными. Врачом в гимназии с 15 сентября 1912 г. работал надворный советник Михаил Петрович Зинин, выпускник Харьковского университета. Он получал годовое жалованье в 600 рублей (480 рублей жалованья и 120 рублей столовых).
В лечении заболевших гимназистов ему помогали выпускник Томского университета, окулист Николай Васильевич Серков и стоматолог Надежда Николаевна Петрова. Оба эти врача были зачислены без содержания.
Учителями гимназии являлись выпускники Петроградского, Московского, Казанского университетов, Петроградского историко-филологического института, Петроградского училища ордена Святой Екатерины, Университета Святого князя Владимира, Московского сиротского института, Пензенского художественного училища, Казанской духовной академии, Тобольской духовной семинарии.
В начале XX века императорским рескриптом была признана необходимость увеличения содержания учебно-воспитательного персонала. Учительский труд российское законодательство относило к «наиболее утомительному, тяжелому и истощающему».
Реализация образовательного проекта затянулась на долгое десятилетие, но в итоге он был претворен в жизнь даже с лучшими условиями для учителей, чем планировалось изначально. Только вдумайтесь, в 1912 году начинающие учителя языков и точных наук с высшим образованием первые пять лет получали оклад в 900 рублей. За каждые пять лет стажа получали надбавку в 400 рублей, так что учитель с 20-летним стажем получал 2500 рублей в год. Плюс были надбавки за дополнительные часы и классное руководство (тогда оно называлось наставничеством). Таким образом, зарплата учителя с высшим образованием, 20-летним стажем и классным руководством, работающим на 1,5 ставки (12+6 уроков в неделю) могла достигать 3550 рублей в год или 295 рублей в месяц. А 1 кг говядины в 1912 г. стоил 36 копеек. На омских базарах в этот период фунт (0,454 кг) говядины продавался за 12-13 копеек, цена на живую лошадь колебалась от 50 до 60 рублей, а пресловутая корова оценивалась в 8-25 рублей.
Даже если сравнивать начинающего учителя, только вышедшего из университета, то он за свои 12 уроков в неделю получал в три раза больше среднестатистического рабочего, который имел годовой доход в 255 рублей. К закату Императорской России сложилась ситуация, когда учитель в гимназии зарабатывал больше, чем доцент в университете.
Перенесённое здание гимназии во дворе Гимназии № 85 по адресу ул. Фрунзе, 71. Фото автора.
Давайте и мы рассмотрим, какие предметы преподавались во Второй омской мужской гимназии. И как их преподавание оплачивалось в 1915-1916 гг.
Итак, в программу обучения входили: русский язык и словесность (преподавал с 1914 г. Сергей Петрович Дудкин, получая жалованье за 12 уроков в неделю 1300 рублей, за 4 урока – 300 рублей, за классное наставничество (руководство) 600 рублей, за общий надзор во втором помещении гимназии 600 рублей, за одно пятилетие стажа надбавку в 400 рублей, а всего 3200 рублей в год).
Латинский язык преподавал с 1915 г. Александр Яковлевич Александров, получая жалованье за 12 уроков 1300 рублей, за 6 уроков 450 рублей, за классное руководство 600 рублей, а всего – 2350 рублей в год.
Французский преподавала с 1914 г. София Ивановна Касацкая, получая жалованье за 12 уроков 950 рублей, за 6 уроков 180 рублей, за классное руководство 600 рублей, а всего 1730 рублей в год. Немецкий язык преподавала по совместительству с 1914 г. Нина Николаевна Санаева, получая жалованье за 12 уроков 950 рублей, за 4 урока 240 рублей.
Математику преподавал с 1914 г. надворный советник Николай Иванович Лимонов, получая жалованье за 12 уроков 1300 рублей, за 4 урока 300 рублей, за одно пятилетие стажа надбавку в 400 рублей, за классное руководство 600 рублей, за должность библиотекаря 180 рублей, за службу в Сибири 180 рублей, а всего – 2960 рублей в год.
Историю преподавал с 1914 г. Михаил Васильевич Крылов, получая жалованье за 12 уроков 1300 рублей, за классное руководство у двух классов 1200 рублей, за должность секретаря педагогического совета 180 рублей и библиотекаря – 180 руб., всего 2860 рублей в год.
Природоведение и географию преподавал по найму (совместительству) с 1916 г. Борис Оскарович Лассениус, получая жалованье за 6 уроков 650 рублей, за 4 урока географии 240 рублей. Рисование и чистописание преподавал по совместительству с 1915 г. Леонид Иванович Жигачев, получая за это 665 рублей. Гимнастику и физические упражнения преподавал с 1914 г. Александр Григорьевич Бочковский, единственный из педагогического состава римско-католического вероисповедания (все остальные были православными), получая за это вознаграждение в размере 600 рублей. Пение преподавал с 1916 г. Иван Захарович Кайдалов, он же был регентом церковного ученического хора, получая за это вознаграждение в размере 700 рублей. А также музыку преподавал с 1915 г. Николай Павлович Саросек, он же являлся дирижером ученического великорусского оркестра, получая за это вознаграждение по договорённости.
Учебник по истории, из библиотеки Второй омской мужской гимназии. Из частного собрания.
Во Второй мужской гимназии имелся домовой храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Каждое утро воспитанник гимназии обязан был являться в стены учебного заведения за четверть часа до начала уроков для общей молитвы.
Уроки начинались с 9 часов утра и продолжались по часу. Между каждым уроком устраивались 10-минутные перемены, а между 3-м и 4-м уроками была получасовая перемена для отдыха и завтрака. По окончании последнего урока ученики оставались на чтение молитвы. Учащиеся обязаны были в воскресные и праздничные дни посещать общие богослужения. А в страстную седьмицу ежегодно бывать у исповеди и Святого причастия.
Уроки Закона Божьего и богослужения в гимназии проводил протоиерей Фёдор Иванович Канарский. Он родился в 1852 г., в семье пономаря Рязанской губернии. Окончил духовную семинарию и академию в Казани, кандидат богословия. До принятия священнического сана преподавал в Тобольском духовном училище и Тобольском епархиальном женском училище. К 1893 г. имел чин статского советника. С 24 января 1893 г. – священник. В этом же году приехал в Омскую и Семипалатинскую епархию, где стал служить и преподавать Закон Божий в Александро-Невской церкви при Омской классической гимназии, а затем и во Введенской церкви при 1-й Омской женской гимназии, где также преподавал Закон Божий. С 1901 г. – протоиерей и председатель Омского епархиального училищного совета. К 1913 г. является цензором журнала «Омские епархиальные ведомости. С 1 августа 1912 г. – законоучитель во Второй омской мужской гимназии. За свою беспорочную службу отец Фёдор имел награды: ордена святого Станислава 3-й степени и святой Анны 2 и 3 степени (последний получил, служа во Второй мужской гимназии, 6 декабря 1913 г.), а также наперсный крест от Св. Синода. За свои труды на ниве духовного просвещения получал годовое жалование в размере 2683 рубля 30 копеек. Отец Фёдор был женат на священнической дочери, учительнице церковной школы с. Введенского Курганского округа, Александре Петровне, урождённой Сосуновой. Собственных детей у семьи не было. Воспитывал двух приёмных дочерей.
21 февраля 1915 г. в духовной жизни учебного заведения произошло весьма значимое событие. В гимназию прибыл образ преподобного Сергия Радонежского, который был написан в иконописной мастерской Свято-Троицкой Сергеевой лавры. Икону византийского письма освятили в 1914 г. на мощах Преподобного, вставили в дубовый киот (кстати, он был выполнен по чертежу учителя гимназии Н.К. Молочникова) и отправили в Омск. Изготовление и доставка образа обошлась администрации гимназии в 310 рублей 58 копеек. Если верить воспоминаниям старожилов, то православные омичи и сегодня могут приложиться к образу Преподобного. Он хранится в соборе Воздвижения Креста Господня на улице Тарской. От других икон образ Сергия Радонежского отличает мощевик.
Образ Святого Преподобного Сергия Радонежского в Крестовоздвиженском соборе г. Омска. Фото автора.
Из воспоминаний омских старожилов нам известно, что гимназисты одной гимназии недолюбливали учеников другой. Взаимная ненависть выливалась в уличные драки, нелепые столкновения в общественных местах. Нередки были такие случаи: «1 ноября после всенощной ученики 1-й мужской гимназии группами возвращались домой мимо здания 2-й мужской гимназии. Один из них гайкой выбил два стекла в окне гимназии. В короткое время это уже второй случай озорства учеников по отношению к 2-й мужской гимназии».
Дореволюционная фотооткрытка «Кутёж гимназистов». https://runivers.ru.
О серьёзных недостатках в учебных заведениях Омска и Сибири в целом неоднократно извещал либеральный журнал «Сибирские вопросы» в рубрике «Сибирские письма». В них сообщали о ряде самоубийств в мужских и женских гимназиях, недовольстве учащихся введением в учебных заведениях военного строя и военизацией школы, злоупотреблениях отдельных администраторов и преподавателей.
С началом Первой мировой войны здания Второй мужской гимназии, равно как и других учебных заведений нашего города, частично были отведены под квартиры для нижних чинов полков 11-й и 14-й стрелковых дивизий.
В эти здания городским управлением доставлялись рогожи и солома для подстилки, дрова для варки пищи, лампы, керосин, вода; в некоторых из этих зданий были поставлены котлы для варки пищи и кипятильники для воды.
Февральская революция 1917 г. во многом изменила привычную жизнь учебных заведений Омска. Известия о беспорядках в столице и отречение Николая ΙΙ от престола вызвали у всех учащихся и преподавателей сильное потрясение и неоднозначное отношение ко всему происходящему. Большевистский переворот и начавшаяся Гражданская война только усугубили эти настроения.
Вскоре после падения советского Омска, 27 августа 1918 г. Акмолинский областной распорядительный комитет по квартирному довольствию войск в связи с ожидавшимся расквартированием призыва, состоящего из 12 600 человек, постановил изъять здания всех начальных училищ, перенеся занятия школ на вечернее время в здания Первой и Второй мужских гимназий. В белом Омске военные власти разрывались в поисках помещений для штабов, воинских частей и формирующихся соединений, учреждений, жилых помещений для командного состава. По решению уполномоченного МВД с 15 марта 1919 года в Омске прекратились занятия в 1-ой и 2-ой женских и мужских гимназиях, в частных гимназиях Хвориновой, Каеш, Эйнарович, Лезевиц, Шанской и Бегичевой, в политехническом институте и учительской семинарии, фельдшерско-ветеринарной школе, училище Совета Омской железной дороги – их помещения были отданы для нужд Военного министерства.
Юридически, мужские гимназии просуществовали до 1 января 1920 г., т.е. до того момента, как вышло соответствующее постановление советской власти. Общеизвестно, что любая школьная система консервативна, и её опыт не исчезает бесследно. Вследствие медлительности образовательных процессов их результаты можно увидеть лишь спустя годы. Несмотря на то, что в первое десятилетие советской власти произошел отказ от старой системы образования, взамен которой был создан новый вид учебного заведения – трудовая школа, опыт дореволюционной школы не был утрачен. Уже в 30-е гг. XX в. советское руководство начинает возрождать старую систему образования, наполняя её новым идеологическим содержанием. Таким образом, опыт мужских гимназий, накопленный более чем за сто лет, не пропал. Он в измененном виде существует и до сих пор в современной системе российского среднего образования.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»