Предтеча Омского педуниверситета отметил 110-летие

Предтеча Омского педуниверситета отметил 110-летие

Дата публикации 25 октября 2022 14:29 Источник фото Здание, где с 1915 г. находился Омский учительский институт

Омский педагогический университет 30 октября будет праздновать 90-летие с момента открытия. Но мало кто знает, что 110 лет назад в нашем городе появился Омский учительский институт. Его открыли 14 октября (по новому стилю) 1912 года.

Об этом учебном заведении писали историки С. А. Кочурина, Н. И. Чуркина, С. Г. Сизов и другие исследователи, однако для широкой общественности факты о нем остаются малоизвестным. Вот почему в данной публикации мы решили напомнить нашим читателям об этом дореволюционном учебном заведении.

Учительские институты в России появились после выхода в 1872 году «Положения о городских училищах». Согласно ему подготовкой учителей для городских начальных училищ должны были заниматься учительские институты. Они являлись средними специальными учебными заведениями и стали следующей, после семинарий, ступенью педагогического образования. Так же как и семинарии, они имели трехгодичный курс обучения. Сеть институтов росла медленно, и, как и семинарии, первоначально они в основном открывались на окраинах империи и в столицах.

 

Здание учительского института в Томске. Фото из частной коллекции

Омский учительский институт был учрежден с 1 июля 1912 года, а его торжественное открытие состоялось 1 октября. Главной задачей института стало обеспечение квалифицированными учителями городских школ Акмолинской и Семипалатинской областей. Институт содействовал развитию и укреплению педагогических традиций, заложенных Омской учительской семинарией.

Самый первый учительский институт за Уралом был открыт в Томске в 1902 году. За право открытия второго учительского института в Западной Сибири сразу боролись несколько городов. Выбор был сделан в пользу Омска. И он был предопределен активностью и заинтересованностью местной власти. Учитывая ограниченный государственный бюджет учительских институтов, Омская городская дума еще зимой 1911 года приняла постановление о бесплатном отведении участка земли под строительство института и ассигновании единовременно 20 тысяч рублей и по 5 тысяч ежегодно на его содержание. И хотя первоначальные планы по строительству собственного здания так и не были реализованы, Омский учительский институт был все же торжественно открыт.

На объявление об открытии Омского учительского института, опубликованное в сибирских газетах, откликнулось 43 абитуриента. После вступительных экзаменов на заседании педагогического совета, состоявшемся 29 сентября 1912 года, по результатам экзаменов было зачислено 23 человека. Все они имели не ниже 4 баллов по русскому языку и математике, и не ниже 3 по остальным предметам. По образовательному цензу воспитанники распределились следующим образом: 6 человек из них закончили учительскую семинарию, а 17 — городское училище. 15 человек из них имели звание начального учителя.

По сословному признаку обучающиеся института распределялись следующим образом. В 1914 году из 45 учащихся к дворянскому сословию принадлежало три человека, к духовному — один, к купеческому — один, к мещанскому — девять, к крестьянскому — двадцать пять, к казачьему — шесть. А год спустя из 60 обучающихся дворян было трое, духовного звания — один, купцов — двое, мещан — десять, крестьян — тридцать семь, а казаков — семь.

В институте к 1 января 1916 года обучалось 58 слушателей. Плата за их обучение составляла с каждого человека по 40 рублей в год. В институт зачислялись молодые люди в возрасте 16–25 лет, но с разрешения попечителя часто учились и взрослые слушатели (от 30 до 40 лет). После окончания выпускники института получали «Аттестат» и до получения учительских мест назывались «кандидатами на должность учителя». Каждый абитуриент, поступивший в институт, давал подписку прослужить учителем городского училища не менее шести лет.

15 августа 1913 года при учительском институте было учреждено двухклассное городское училище. Спустя три года в городском училище уже обучалось 33 человека. Плата с учеников за обучение составляла 10 рублей в год.

С момента открытия Учительского института в нем ощущался дефицит преподавательских кадров. Заработная плата педагогов института была приблизительно такой же, как и в учительских семинариях. К примеру, директор получал в год жалование 1200 рублей и 800 столовых, штатные преподаватели — 650 рублей жалования и 550 столовых. Поэтому основу педагогического коллектива несколько лет составляли преподаватели-совместители по найму: из учительской семинарии — И. А. Покровский, А. Н. Седельников, И. В. Волков, а из механико-технического училища — Н. Погоржельский.

 

Преподаватель Омского учительского института А. И. Покровский. Из фондов ГИАОО

 

Преподаватель Омского учительского института А. Н. Седельников. Из фондов ГИАОО

Директором Омского учительского института с самого его открытия был Федор Гаврилович Шубин, 1861 года рождения, выпускник Санкт-Петербургского историко-филологического института. Некоторое время он преподавал в нем. Имел опыт работы как «наставник-руководитель студентов в практической подготовке», вел занятия в гимназии при институте. Кроме того, Ф. Г. Шубин являлся постоянным членом Географического общества, автором ряда научных работ, специально занимался разработкой методики преподавания ручного труда в средних и низших учебных заведениях. По характеристике попечителя Санкт-Петербургского учебного округа он «снискал общее расположение учительского персонала и любовь учеников, отличался большой добросовестностью и ревностью к службе, а также интересом к преподаваемому им предмету (география), постоянно посещая с этой целью рефераты и доклады в Географическом обществе. Своими нравственными качествами он снискал общее расположение учительского персонала и любовь учеников, причем последнее вызывается не какими-либо послаблениями, а мастерством преподавателя и чутким пониманием детской души…»

1 января 1915 года Федор Гаврилович получил чин действительного статского советника.

Уроки гимнастики вел поручик Шаркунов. Еще одним способом решения проблемы стало совмещение предметов. Сам директор кроме педагогики преподавал географию, учитель словесности Соловьев в 1913/14 учебном году вел физику. Осознавая очевидные недостатки такого обучения, Федор Гаврилович использовал различные способы поиска штатных преподавателей. Он отправлял приглашения в Казанский университет и другие высшие педагогические учебные заведения. Только в начале 1915/16 учебного года штат института был полностью укомплектован, за исключением наставника математики.

 

Учебное пособие, предназначаемое в том числе и для Учительских институтов. Из собрания автора

Не имея собственного помещения, Омский учительский институт поочередно арендовал в Омске следующие здания: дом Тоде и дом Кирьянова (ул. Банная, ныне Косарева, а также ул. Чапаева). А с 1 июня 1915 года институт переехал в здание первого Омского высшего начального училища на улице Александровской, ныне это улица Интернациональная. Деревянное здание рядом с кирпичным особняком Епархиального управления до наших дней не сохранилось. Омскому институту в связи с отсутствием собственного помещения отпускались дополнительные средства на содержание арендованных им зданий.

В первые месяцы работы института были разработаны основные документы: правила для воспитанников, программы преподавания, правила для лиц, желающих поступить в Омский учительский институт. Правила для воспитанников закрепляли казарменный уклад жизни института: строгая дисциплина, обязательное посещение занятий, безусловное исполнение требований преподавателя. После окончания института выпускник был обязан отработать учителем не менее шести лет или вернуть государству средства, потраченные на его обучение.

Учебный план института несколько отличался от подготовки в учительской семинарии: меньше часов отводилось для изучения Закона Божьего, некоторые курсы в институте были комплексными: например, черчение включало в себя рисование и чистописание, профессиональный блок в институте был скуднее, чем в учительской семинарии, педагогическая практика в учебном плане отдельной строкой не прописывалась. Основные курсы (математика, история, география, естествоведение) по количеству часов были примерно одинаковыми.

С началом 1914/15 учебного года, пришедшегося на первые месяцы войны, жизнь Западно-Сибирских учительских институтов, как и других учебных заведений страны, была практически пронизана патриотическим воодушевлением.

В Омском учительском институте, как следует из одного архивного документа, «пользуясь хорошей погодой и свободным временем, при отсутствии преподавателей, учащиеся институтцы ходили под командой учителя гимнастики на стрельбу и маневры». По словам директора Ф. Г. Шубина, «большое количество попаданий сравнительно со славными сибирскими стрелками, ловкость на гимнастических упражнениях и разных видах спорта — плавание на лодке, футбол, метание копий и дисков — очень подняли воинское самомнение воспитанников».

 

Дореволюционные учебники. Фото Алексея Пантелеева

В учебный план 1915/16 учебного года Омского учительского института были включены дополнительные уроки военного строя для выпускного класса. Учебный год в институтах в военное время традиционно заканчивался с наступлением пасхальных праздников.

Кроме того, Омский учительский институт под руководством Ф. Г. Шубина возглавил деятельность городского комитета по организации учебных заведений «для прибывших детей».

В августе 1915 года по решению педагогического совета Омского учительского института была открыта школа для детей беженцев. Школу было решено разместить в стенах института, скромные размеры которого стали единственным ограничением для приема детей. Возглавил школу сам директор, а проведение уроков было поручено слушателям разных курсов. Кроме того, совет постановил направить на подготовку и репетиции для детей военных 12% от сборов на раненых. И уже в начале 1917 года, по данным газеты «Омский вестник», в городе работала «особая педагогическая комиссия, имевшая целью подготовку детей призванных». Председателем комиссии также являлся Ф. Г. Шубин.

Несмотря на острый дефицит педагогических кадров, тяжелое положение на фронтах заставило правительство вновь пойти на жесткие меры по мобилизации всех годных к службе. По результатам призывной кампании 1916 года практически полным составом был призван выпускной класс Омского учительского института — 19 человек из 21. Все они были направлены в действующую армию либо поступили юнкерами в Московское, Тифлисское, Иркутское и другие военные училища. Из двоих оставшихся один выпускник — Пискунов — занимал на тот момент должность инструктора мастерских в Омском военно-промышленном комитете, не работая по специальности, а другой — Красноусов — добился разрешения поступать в высшее учебное заведение.

Кроме ужесточения правил призыва воспитанников, со второй половины 1915 года мобилизация коснулась и преподавателей. Так, в Омском учительском институте на военную службу была призвана большая часть педагогического состава: В. А. Суммер, В. В. Лабуновский, К. Н. Саввон, В. А. Лопато, Н. И. Шахлевич. Заявление о добровольном уходе на фронт «по собственному патриотическому побуждению» представил директору «лучший преподаватель института», учитель словесности М. Ф. Соловьев. Призыв поставил институт на грань закрытия. Пришлось срочно искать замены преподавателям в других учебных заведениях Омска.

Финансирование учительских институтов до 1917 года оставалось на довоенном уровне. Хотя уже в 1915 году получаемых средств перестало хватать даже на самое необходимое. Наиболее тяжелой проблемой для преподавателей и воспитанников институтов было ухудшавшееся с каждым годом материальное положение. Цены на продукты и аренду квартир с началом войны постоянно росли. Особенно тяжелой ситуация была Омске. Именно в нашем городе учительский институт испытывал серьезные бытовые трудности, не имея такой активной поддержки города, как это было в Тобольске, и не располагая собственными помещениями, как Томский учительский институт. В отчете директора Ф. Г. Шубина за 1915 год читаем:

«Учащиеся института живут по 2-3 человека в комнате, плохо едят, целый день заняты частными уроками или перепиской, а утром опаздывают или вовсе пропускают уроки… Разница против прошлого года в том, что в отчетном году жизнь в Омске стала гораздо дороже, и если в 1914 году воспитанникам не хватало стипендии, то в 1915 году этой суммы надо признать положительно недостаточной».

Слушатели институтов по-прежнему существовали на официальные 16 рублей 66 копеек в месяц, хотя расходы на самые скромные потребности обычного воспитанника составляли около 20 рублей в месяц. И это без учета затрат на одежду и обувь. В «минимальную потребительскую корзину» в годы Первой мировой войны входили: обед (из одного блюда) — 9 рублей, чай (¼ фунта) — 65 копеек, сахар (3 фунта) — 63 копейки, ежедневно 1 фунт белого хлеба — 2 рубля 40 копеек, керосин (5 фунтов) — 50 копеек, баня — 75 копеек, стирка белья — 2 рубля, 1 кусок мыла — 60 копеек, письменные принадлежности — 1 рубль, мелочные расходы — до 2 рублей. Итого 19 рублей 53 копейки.

 

Дореволюционный учебник и чернильница. Фото Алексея Пантелеева

К началу 1917 года материальное положение воспитанников Омского института было настолько тяжелым, что, по словам его директора, Ф. Г. Шубина, «приходилось влачить полуголодное существование». В этой ситуации, с разрешения попечителя в Омском и Тобольском учительских институтах среди имевшихся воспитанников стал распределяться стипендиальный фонд, оставшийся в результате недобора слушателей на первый курс. На сбереженные средства устраивались для слушателей «завтраки и покупка сахару к чаю».

В июне того же года статус Омского учительского института решили повысить. Теперь в него стали принимать только лиц со средним образованием. В институте появилось сразу три факультета: историко-филологический, физико-математический и естественно-исторический. Эти новшества еще более приблизили учительские институты к университету. Однако данные преобразования так и не были завершены, поскольку не было закончено согласование программ обучения и не были повышены требования к кадровому составу институтов.

С вступлением Красной армии на территорию Сибири повсеместно началась подготовка к реорганизации системы образования по образцу центральной части России. К началу 1920/21 учебного года местные учебные заведения должны были начать работу по новым правилам.

Летом 1920 года в находящихся на территории Западной Сибири учительских институтах и семинариях состоялся последний выпуск слушателей. Одновременно начались подготовительные работы по организации на их базах нового типа учебного заведений — Института народного образования. В 1920 году в результате слияния учительской семинарии и учительского института в нашем городе и был учрежден Институт народного образования. Формально Омский институт народного образования был открыт 21 июля 1920 года. Предполагалось, что создаваемый вуз должен объединить в себе все лучшие педагогические традиции предшествующих десятилетий и новые принципы советской школы на благо подготовки учительских кадров для сибирской школы.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»


ранее по теме

Омская «кузница» дореволюционных педагогов отметила 150-летний юбилей

Омская «кузница» дореволюционных педагогов отметила 150-летний юбилей

В мае этого года исполнилось 150 лет с того момента, как Сенатским указом было утверждено предложение Министерства народного просвещения «Об учреждении Учительской семинарии в Омске».


Распечатать страницу