Вера Таривердиева по достоинству оценила омского «Графа Калиостро»

Вера Таривердиева по достоинству оценила омского «Графа Калиостро»

Дата публикации 28 октября 2022 10:12 Источник фото Омский музыкальный театр

В Омске побывала музыковед, вдова композитора Микаэла Таривердивева и глава благотворительного фонда его имени Вера Гориславовна Таривердиева.

Поводом к ее приезду стал спектакль Омского музыкального театра «Граф Калиостро» (12+), ведь Микаэл Таривердиев — автор этой оперы-буфф, а наш Музыкальный — второй театр, поставивший это произведение. 

Как рассказала Вера Гориславовна, Микаэл Леонович активно участвовал в создании фабулы, а сам он в книге «Я просто живу» вспоминал, как спорил с автором либретто Николаем Кемарским о том, каким должен быть сюжет: «Доспорились мы до того, что действие повести [Алексея] Толстого перенесли в наше время. (…) Но усадьба оказалась музеем-усадьбой (...). Молодой человек, один из сотрудников музея, так же как и у Толстого, влюблен в портрет дамы 18-го века. Так же появляется знатный иностранец, только с экскурсией. Он оживляет этот портрет».

Премьера оперы состоялась еще в 1983 году в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского, где она с успехом шла до 2011 года. И вот теперь — новая постановка в Омске. Впервые зрители увидели ее в конце прошлого театрального сезона, сейчас она в постоянном репертуаре Омского музыкального. Художественный руководитель театра Александр Лебедев сохранил камерность постановки, что, по мнению Веры Гориславовны, правильно, ведь Таривердиев — мастер интимной интонации. Об этом произведении она сказала так: «Музыка возвышенная, она поднимает бытовые ситуации до высоких чувств, но без пафоса, очень естественно».


Первые впечатления Веры Таривердиевой об омском спектакле таковы:

«Спектакль живой, связан кровными узами с постановкой Покровского; он тоже камерный, что соответствует стилистике музыкального языка Таривердиева».


Спектакль, по мнению Веры Гориславовны, получился вполне цельным: есть единство вокального и актерского мастерства исполнителей. Но, считает она, его надо «обкатывать». Если спектакль сохранится в постоянном репертуаре, то постепенно «все встанет на свои места». Впрочем, это справедливо для любого спектакля.


Конечно, Таривердиев известен прежде всего как кинокомпозитор, он автор музыки более чем к 130 фильмам. Но писал он и балеты, и оперную, и симфоническую, и органную музыку. Так, симфония для органа «Чернобыль» появилась после того, как в сентябре 1986 года, через четыре месяца после аварии на АЭС, Таривердиевы побывали там: Микаэл Леонович выступал перед ликвидаторами.

Время было непростым и для него: за неделю до премьеры был снят с постановки его балет «Девушка и смерть». На эти личные переживания наложились и впечатления от чернобыльской трагедии.


«Симфония пришла целиком, он сел и сыграл ее, — рассказала Вера Гориславовна. Так же появились концерт для альта, концерт для скрипки: — Он играл произведение от и до — и только через какое-то время садился за письменный стол и по памяти создавал партитуру».


По-другому строилась работа над киномузыкой. Микаэл Леонович начинал с чтения сценария и далеко не сразу давал режиссеру согласие на сотрудничество. Так было и с «Семнадцатью мгновеньями весны»: незадолго до этого он написал музыку к другому «шпионскому» фильму — «Судьба резидента». Повторяться ему не хотелось, и работать над музыкой к этому фильму он начал, только когда нашел тему «далекой Родины», когда появилась интонация ностальгии, воспоминаний. Только после этого он принял решение работать с Татьяной Лиозновой. Лирически-интимная интонация в фильме появилась именно благодаря Таривердиеву.  


Сам он мечтал, чтобы чаще звучали не суперпопулярные мелодии кино, а его органная музыка. Именно это стало главной целью фонда Микаэла Таривердиева: с 1999 года в Калининграде раз в два года проходит международный конкурс органистов, где звучат самые разные произведения для органа, а исполнение музыки Таривердиева — обязательное условие для конкурсантов.

Как президент фонда, Вера Гориславовна побывала и в Омской филармонии:

«Мы договорились о том, что сделаем концерт симфонического оркестра из произведений Микаэла Леоновича, осуществлять будем вместе с филармонией».


Что ж, это отличная новость! Надеюсь, омичи на этом концерте откроют для себя новые произведения Таривердиева, как открыли «Графа Калиостро» благодаря постановке Музыкального театра. Будем ждать!


Елена Петрова

Распечатать страницу