От богатой дачи и колонии ГУЛАГа до женской обители: история Ачаирского монастыря

От богатой дачи и колонии ГУЛАГа до женской обители: история Ачаирского монастыря

Дата публикации 9 ноября 2022 15:39 Источник фото Ачаирский Крестовый монастырь. Снимок предоставлен автором

В минувшее воскресенье Ачаирский Крестовый женский монастырь отметил свое 30-летие. Но история этого места гораздо сложнее и насыщеннее различными событиями, в том числе трагическими.

На праздничную Божественную литургию собралось духовенство во главе с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром, четыре епископа (причем двое из них, с омскими корнями, специально приехали из других городов), а также огромное количество гостей. После завершения богослужения состоялось открытие музейной экспозиции, устроенной в колокольне обители. Выставка отражает всю историю создания монастыря и существование его исторических предтечей в лицах, документах и предметах эпохи.

Ачаирский Крестовый женский монастырь — православная жемчужина Омского Прииртышья. Расположен он в 50 км на юг от города Омска, по Черлакскому тракту, возле поселка Речного Омского района. Обитель сегодня стала местом постоянного паломничества. Сюда ежедневно поодиночке, семьями и даже большими экскурсионными группами прибывают паломники, школьники, православные омичи и просто гости нашего региона.

По занимаемой обителью территории это самый большой в настоящее время православный монастырь на территории Сибири. На территории монастыря находится самая большая колокольня на территории Омской области, высота которой вместе с купольным крестом достигает 57 метров.

Монастырская колокольня. Фото из собрания автора

Главным достоянием обители является святой источник с целебной минеральной водой. Вода, забираемая с глубины 1168 метров, имеет температуру 37 градусов по Цельсию. Она беспрерывно поступает из земных недр, тем самым постоянно пополняя уровень воды в искусственно образовавшемся озере. Здесь водится рыба и даже ондатры. Воду из источника не только пьют — в нее трижды погружаются. На территории монастыря установлен памятник Святителю Николаю Чудотворцу.

Памятник Святителю и Чудотворцу Николаю в Ачаирском Крестовом монастыре. Из собрания автора

14 октября 2006 года состоялось торжественное освящение памятника Святителю и Чудотворцу Николаю, в основании которого устроена часовня. Памятник Святителю Николаю в Ачаирском Крестовом монастыре является восьмым по счету памятником, установленным в России, и третьим по подобной скульптурной композиции. Скульптура Святителя — это дар Омской земле от Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца (г. Москва).

Закладка поклонного креста на бывшем кладбище. 1992 г. Фото автора

Датой основания монастыря считается 26 октября 1992 года, когда в поселке Речном была отслужена божественная литургия архиерейским чином, а на кладбище был установлен поклонный крест. По согласованию с властями тогдашний директор зверосовхоза «Речной» В. Д. Мещеряков (отец которого, кстати, пребывал здесь в заключении в колонии № 8) выделил под обитель 38 гектаров совхозной земли, на которой вскоре и было начато строительство монастырского комплекса.

В настоящее время на территории обители выстроены четыре отдельно стоящих храма, сестринский келейный корпус, в котором проживает 18 насельниц (из которых 15 монашествующих и 3 послушницы). На монастырской территории построены колокольня, часовня, гостиница для паломников, трапезная.

Митрополит Омский и Тарский Феодосий. Фото из собрания автора

Основателем монастыря является митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк, 1927–2016), который после своей земной кончины нашел упокоение в нижнем приделе Успенского собора обители. Создание монастыря увековечило собой два события: с одной стороны монастырь явился преемником существовавшего до революции на месте совхоза «Ачаирский» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1906–1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора, поскольку территория современного монастыря включает те земли, на которых находились хозяйственно-промышленная зона и сад печально известной колонии № 8 сталинского ГУЛАГа (находилась в 1935–1953 годах в поселке Речном Омского района).

Женская обитель — предтеча монастыря

В нескольких километрах южнее Ачаира находится поселок с одноименным названием — Ачаирский. Мало кто из сегодняшних омичей знает, что именно там, в 56 верстах от нашего города, до революции находился Богородице-Михаило-Архангельский женский монастырь, который по праву считается предшественником Ачаирского Крестового монастыря. История образования этой обители такова. В конце XIX века Войсковая администрация Сибирского казачьего войска по «Положению» 1877 года стала наделять офицеров и чиновников Войска земельными участками. Памятуя о печальном опыте в Донском войске, когда казаки, не имеющие времени на обработку земли, продавали только что выделенные им участки на сторону, Войсковое хозяйственное правление раздавало участки, но без документов на право собственности. «Данные» (то есть документы на собственность) выдавались нехотя и в исключительных случаях (например, при пожертвовании земли церкви или монастырю).

После выхода в отставку в 1896 году экзекутор Войскового хозяйственного правления, коллежский секретарь Михаил Маркович Бубеннов получил земельный участок в несколько сот десятин земли. Будучи глубоко верующим человеком и, видимо, имея некоторые затруднения в обработке столь большого земельного участка, Бубеннов решает выстроить церковь и пожертвовать часть земли под монастырь, а на остальную, пользуясь случаем, получить «данную». На это благое дело он получает благословление от омского епископа Григория. В 1902 году каменная церковь вместимостью на 75 человек была выстроена. Ее возведение обошлось благотворителю в 12 тысяч царских рублей. Годом позже храм был освящен во имя Архистратига Божия Михаила (небесного покровителя дарителя).

Ходатаем в деле устройства монастыря выступила вдова надворного советника Марина Алексеевна Малахова. Устройство же монастыря началось с организации женской общины. Она по внешнему устройству и образу жизни напоминала из себя монастырь, однако ее члены не принимали на себя монашеских обетов, но исполняли все правила и условия послушниц настоящих монастырей. Таким образом, община представляла из себя своеобразную переходную ступень от мирской жизни к монашеству. Учреждение общины привлекло и новых дарителей. Одной из таковых выступила омская купчиха Дарья Волкова, которая решила на территории будущего монастыря устроить церковь. Для освящения места под будущий храм она пригласила Святого праведного отца Иоанна Кронштадского, который по промыслу божьему прибыл в наш город и в ночь с 8 на 9 сентября 1905 года освятил предполагаемое под строительство место.

Забегая вперед, отметим, что храм во имя Великомученика и Победоносца Георгия был «окончен постройкою» 24 октября 1907 года. Через четыре дня после этого на нем были установлены кресты. Всего на сооружение этого деревянного храма ушло 20 тысяч рублей. Когда же возник вопрос, быть или не быть общине, то Д. Ф. Волкова стала хлопотать о переносе храма в Омск, что и было сделано в 1909 года. 29 июня 1909 года на омском подворье Михаило-Архангельского (Казинского) женского монастыря состоялась вторичная торжественная закладка храма, а 22 ноября того же года он был торжественно освящен епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом (Голосовым).

В 1912 году община была преобразована в монастырь. Небезынтересна и некоторая социально-хозяйственная статистика, имеющая прямое отношение к общине, а затем и к монастырю. Всего в 1908 году в общине жило 32 насельницы, из которых число монахинь было невелико — 6 человек. Возраст членов общины ограничивался цензом от 7 до 98 лет. Наиболее же преобладали насельницы в возрасте от 40 до 70 лет. По социальному происхождению в количественном порядке они располагались так: крестьянки, казачки, жены, вдовы и дочери чиновников, купчихи, мещанки. На 1912 год в монастыре состояла 1 монахиня и 25 белиц-послушниц. Сестры занимались рукоделием, хлебопашеством, огородничеством и животноводством (на хозяйственном дворе в то время имелось 5 коров, 3 телки, 4 лошади и 5 овец).

Одна из послушниц монастыря. Фото из собрания автора

Коммуна «Путь любви»

Основанием для закрытия монастырей в 1920-е годы чаще всего было обвинение монашествующих в контрреволюционной антисоветской агитации и эксплуатации местного населения. Так было и в отношении Богородице-Михаило-Архангельского женского монастыря. На своем заседании 15 октября 1920 года коллегия Губземотдела после доклада инструктора Пономарева приняла решение:

«Ввиду обнаруженности контр-революционности монастыря, реорганизовать монастырь, как сельско-хозяйственное объединение. Живой и мертвый инвентарь и запасы передать в распоряжение артели Наш путь. Здоровых монашек передать в Губкомтруд, старух и малолетних передать в собес. Временно, до полной реорганизации оставить монашек в жилых помещениях. Об освобождении участка осведомить п/отдел землеустройства».

Монахини бывшего монастыря разъехались по разным селеньям. Сведения о двух из них нам удалось собрать. Это монахиня Александра и послушница Екатерина, которые оставили о себе добрую память среди жителей села Покрово-Иртышского. Монастырские постройки со временем отошли к совхозу № 31.

Оставшийся после монастыря храм со всей утварью был передан в 1922 году общине верующих поселка Ново-Покровского Покрово-Иртышской волости Омского уезда в «бессрочное и бесплатное пользование». А на заседании президиума Омского Губисполкома, состоявшемся 28 января 1925 года, была решена и его участь. В «Протоколе № 93» под п. 5 значится:

«Ввиду того, что монастырская церковь при коммуне Путь Любви Ачаирского района религиозным культом не используется из-за отсутствия верующих, Президиум ГИК постановляет: а) указанную церковь закрыть, а церковное имущество ликвидировать порядком, обусловленным постановлением СНК РСФСР от 19 сентября 1923 г., распоряжением Ачаирского РИКа; б) здание бывшей монастырской церкви передать под клуб имеющегося при коммуне Путь любви Ачаирского детдома; в) так как здание бывшей церкви находится на территории Совхоза, переданного в использование указанной коммуне, числить его в составе государственных земельных имуществ».

13–15 мая 1925 года согласно «Акту приема-передачи» здание храма, оцененное в 2 186 рублей, было передано детдому при коммуне «Путь любви». А вокруг монастырской земли расположился совхоз «Ачаирский».

Переданное под клуб здание бывшего храма пустовало, а после Великой Отечественной войны в нем разместили пекарню. После 1948 года здание пекарни в течение 3-4 лет было разобрано. Так трагично оборвалась история обители.

В 2002 году в поселке Ачаирском была организована православная община, которая вскоре была преобразована в приход. Сейчас на месте Богородице-Михаило-Архангельского монастыря совершаются богослужения, почти достроен новый храм.

Строится храм в поселке Ачаирском. 2015 г. Фото автора

От дачи к колонии

На рубеже XIX–XX веков на месте современного поселка Речного были нарезаны земельные участки для офицеров Сибирского казачьего войска. Постепенно эти участки берут в аренду либо приобретают для своих загородных дач предприниматели, купцы, да и просто именитыми горожане.

К. А. Батюшкин. Фото из фондов Центра изучения истории Гражданской войны (г. Омск)

В 1905 году омский чиновник, педагог и общественный деятель К. А. Батюшкин (1859–1927) покупает на берегу Иртыша земельный участок под номером 144, принадлежащий сотнику Сибирского казачьего войска А. П. Путинцеву. Он построил два дома, а землю использовал под зерновое хозяйство. Посев он осуществлял в пределе 300–350 десятин как на своем участке, так и на арендуемой у Сибирского казачьего войска земле. По мере истощения земли хозяйство переходило к смешанному типу, где большое внимание уделялось скотоводству. Капитон Алексеевич, как и большинство его соседей по земле, занимался скупкой и продажей скота.

К 1916 году большую роль в его хозяйстве начинает играть молочное животноводство. Гордостью дачи был также сад, где, по воспоминаниям старожилов, росли очень вкусные яблоки. 3 декабря 1919 года имение К. А. Батюшкина, как «бежавшего с белыми» (хотя это и не соответствовало действительности), было описано и национализировано. На это время в хозяйстве значилось: 550 десятин земли (из которых распахано было 275 десятин), 6 лошадей, 12 голов рогатого скота, 27 свиней, 5 телят, 8 гусей, 8 уток, 12 индюшек и 11 куриц. Зерновые запасы имения определялись в 40 пудов пшеницы. С 1922 по 1924 год загородная дача сменила трех хозяев: Агросоюз, Губсоюз и УЗУ. С 1924 года имение находилось в ведении Губпартшколы I и II ступени. Затем в период с 1935 по 1938 год в зданиях и на прилегающей к ним территории была сельскохозяйственная колония для подростков-беспризорников. В 1938 году детская колония подверглась расформированию, а на месте, ею занимаемом, была открыта колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером 8.

Схема колонии № 8. Составлена омским художником М. И. Бородкиным по воспоминаниям очевидцев. Из собрания автора

Колония имела преимущественно сельскохозяйственный профиль. Ииными словами, заключенные в ней узники занимались в основном сельскохозяйственными работами. С высоты птичьего полета колония напоминала прямоугольник с четырьмя вышками по углам, обнесенный высоким забором, рядами колючей проволоки и пахотой. Сегодня ее территорию один в один занимает совхозная больница. «Зона» была смешанная, то есть одновременно в колонии содержались мужчины и женщины, правда порознь. Общая вместимость заключенных ежегодно достигала 800–900 человек.

Здесь отбывали сроки как политические заключенные, так и уголовные. Среди первых было немало интеллигенции и духовенства. За всю историю существования колонии, с 1929 по 1953 год, из нее был совершен только один побег. Большинство сидельцев гибло из-за тяжелейших условий жизни, холода и голода. 8 марта 1953 года колония была переведена из этих мест в Омск.

В связи с функционированием колонии № 8 образовался разросшийся сегодня совхоз «Речной». Начало ему было положено несколькими домиками для охраны и работающих в колонии вольнонаемных лиц. Следует отметить, что упомянутые жилые постройки были ничем иным, как домами расказаченных и арестованных зажиточных казаков Ачаирской станицы. За отсутствием хозяев срубы разбирали и переносили на новое место.

За время функционирования колонии было устроено два кладбища, где хоронили заключенных. Одно из них находилось сразу за остановкой по пути в город, а другое — возле зверофермы. По времени их возникновения первое из них можно отнести к довоенному, а второе — к послевоенному периоду. Ранний погост временем и людьми уже стерт с лица земли, а поздний — сознательно и беспощадно уничтожался зверофермой в недалеком прошлом, которая, несмотря ни на что, прорывала по территории кладбища сточные канавы, а кости и черепа погребенных узников бесцеремонно выбрасывались вместе с отвалами земли у прорытых траншей.

Непосредственно к самой зоне прилегала так называемая промышленная территория. На ее месте заключенными были разбиты сад и огород, имелась небольшая гончарная мастерская. Сегодня эту территорию и занимает Ачаирская женская обитель.

История возникновения Ачаирской Крестовой обители имеет не менее интересную историю, чем ее предшественники. Все, как ни странно, началось с фильма! Конец 1980-х годов ознаменовался не только перестройкой, но и размышлением «над темными пятнами советской истории» — сталинскими репрессиями. Автор этих строк, будучи в то время школьником и работая в качестве исследователя в Историческом архиве Омской области, обнаружил в документах тот факт, что под Ачаиром, в поселке Речном, функционировала колония сталинского ГУЛАГа, узниками которой были многие известные люди. Достаточно привести фамилию профессора с мировым именем — Б. Ф. Адлера, который внес заметный вклад в антропологию и этнографию. С членами местного общества «Мемориал» и местным телевидением выехали на место. Снимали остатки построек концлагеря, беседовали с бывшими заключенными и охранниками, засняли могилы узников на кладбище. Весь этот материал в виде фильма вышел в эфир. И так уж случилось, что данную телепередачу увидел Его Высокопреосвященство митрополит Омский и Тарский Феодосий. Сразу же по окончании передачи архипастырь Земли Омской решил устроить на этой многострадальной земле святую обитель, которая бы по примеру наших предков явилась бы самым лучшим памятником всем жертвам сталинских репрессий.

Александр Лосунов, омский историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу