Как в Омске праздновали при Колчаке День Георгиевских кавалеров

Как в Омске праздновали при Колчаке День Георгиевских кавалеров

Дата публикации 9 декабря 2022 17:11 Источник фото А.В. Колчак с представителями иностранных миссий на параде в Омске. Фотокопия из фондов ГИАОО

Сегодня, 9 декабря – памятная дата, которая, начиная с 2007 года, отмечается в нашей стране ежегодно. Это — День Героев Отечества. А до октябрьского переворота 1917 года в России в этот день отмечался праздник Георгиевских кавалеров.

25 января 2007 года председатель Государственной думы Борис Грызлов, беседуя с журналистами, особо подчеркнул, что «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника — Дня Георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник». Уже на следующий день, 26 января 2007 года, памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной Думой. С этих пор георгиевский день воспринимается как праздник воинской доблести всех времен и как день, напоминающий о победных традициях нашей армии.

До октябрьского переворота 1917 года, в день памяти Святого Георгия Победоносца (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник Георгиевских кавалеров.

Церковная предыстория этого праздника такова. В этот день, в 1051 году, в Киеве Митрополит Илларион освятил новую церковь. Её построил сам князь Ярослав Мудрый, который во святом крещении носил имя Юрия (Георгия). Поэтому и освятить вновь построенный храм он приказал во имя своего небесного покровителя. День этот князь заповедал праздновать во всей Руси ежегодно как праздник святого Георгия. Со временем день этот стал одним из любимых церковных праздников, прозванным народом «Егорием» или «Юрьевым днем».

А еще Юрьев день был славен и памятен у наших предков тем, что в этот праздник крепостные крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому. Это был день свободного выбора — и его крепко запомнили в народе, хотя уже в конце XVI века эта поблажка была потеряна.

26 ноября 1769 года Императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской Империи — орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость». Императрица исполнила тем самым волю Петра Великого, подарив русской армии военную награду. До этого сугубо боевых полководческих наград в России не было. И Андрея Первозванного, и Александра Невского, и Анну можно было заслужить не только на поле боя. А воевать молодой империи приходилось постоянно.

Внешний вид Ордена Святого Георгия I степени. Из фондов ОГОНБ имени А. С. Пушкина

Екатерина Алексеевна организовала так называемую Думу георгиевских кавалеров со своей резиденцией и кассой. Туда входили все награжденные любой степенью ордена. Это учреждение, безусловно, придавало вес новой награде. Орден был разделен на 4 степени и предназначался для награждения сугубо за отличие в военных подвигах.

«Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны, не дают право быть пожалованным сим орденом: но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком, или подали мудрые, и для Нашей воинской службы полезные советы... Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается», —отмечалось в статуте ордена.

День учреждения ордена и стал считаться праздничным Днем Георгиевских кавалеров, который должен был ежегодно отмечаться как при Высочайшем Дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста».

Парадный портрет Императрицы Екатерины II с крестом первой степени на ленте через плечо и звездой военного ордена Св. Георгия, написанный художником Ф.С. Рокотовым в конце 70-ых-начале 80-ых годов XVIII века. Из собрания ГИМ

Государыня Императрица Екатерина II уже сам день учреждения ордена превратила в праздник. Пока она в Зимнем дворце представляла орден своим приближенным, в Санкт-Петербурге гремели фейерверки, вечерний город освещала иллюминация, а вино лилось рекой. По воспоминаниям современников, это был настоящий народный праздник с шумными и весёлыми гуляньями.

По всей России в церковных проповедях священники рассказывали прихожанам о Святом Георгии и о том, как важен новый орден для русского воинства. Еще никому не удалось удостоиться новой награды — а о ней уже знали не только в армии, но и в народе.

При дворе учреждение «военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия» провозгласили после молебна. Тогда же императрица сама на себя возложила высшую — 1-ю — степень ордена.

Она стала первой и последней женщиной, удостоенной столь высокой награды. Впоследствии из всероссийских самодержцев на такое решился лишь Александр II.

Фотопортрет Государя Императора Александра II. Автор С. Левицкий. На груди Императора видны орден Св. Георгия 4 степени и звезда ордена Св. Георгия 1 степени. Источник: https://russiainphoto.ru

Однако, как и в случае с Екатериной II, это было скорее статусное награждение, произведённое 16 ноября 1869 года, накануне столетия учреждения ордена. Остальные монархи ограничивались более скромными степенями ордена.

При Александре II широко отмечалось 100-летие ордена. Именно Царь-Освободитель возобновил традицию широких георгиевских праздников, добавив к сложившемуся ритуалу торжество нижних чинов — кавалеров солдатского Георгия, в обществе с которыми самодержец выпивал стопку водки. И это был не просто широкий жест. Значение солдатских наград к середине XIX века заметно возросло по сравнению с екатерининским временем. Сказались отмена крепостного права и рекрутской повинности.

Праздники георгиевских кавалеров ежегодно проводились в Эрмитаже. Московским святилищем славы кавалеров прославленного ордена стал Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, построенный в 40-ые годы позапрошлого столетия. Этот зал в Кремлевском дворце практически сохранился в первозданном виде.11 апреля 1849 года во время правления императора Николая I было принято решение об увековечивании имен георгиевских кавалеров и воинских частей на мраморных досках возле колон парадного зала. В наше время там размещено свыше 11 000 фамилий георгиевских кавалеров. И список их пополняется и сегодня.

Как же праздновали день Георгиевских кавалеров более столетия назад у нас, в Омске?

Шёл 1910 год. Праздник в нашем городе начался с богослужения в Воскресенском военном соборе.

Дореволюционная видовая почтовая открытка, с изображением Воскресенского военного собора. Из собрания автора

Протоиерей и настоятель храма Василий Грифцов отслужил вместе с другими священниками Божественную литургию и благодарственный молебен. В своей проповеди он призвал присутствующих на богослужении воинов к нравственному совершенствованию на пользу и благо Родины.

В полдень, на плацу перед собором состоялся церковный парад, в котором приняли участие строевые части Омского гарнизона.

Смотр воинской части на плацу Омской крепости. Нач. ХХ в. Из фондов ОГИК музея

Перед строем были вынесены все Георгиевские знамёна и регалии войсковых и казачьих частей.

На правом фланге строя стояла рота Георгиевских кавалеров, которой командовал подполковник Никольский. В её рядах находились: 18 человек, служившие в Омском гарнизоне, 79 запасных и отставных нижних чинов, проживающих в нашем городе и его окрестностях, а всего — 97 человек из которых 19 были сибирскими казаками. Все они, и убелённые сединами ветераны, и люди, пребывающие в расцвете сил и здоровья, были участниками разных войн конца XIX – начала XX вв. Очевидец того построения отмечал:

«…Единая по духу группа кавалеров с Георгиевскими крестами на груди, у некоторых по три креста, праздновали со всей армией свой праздник. Это был день торжественного и радостного свидания, в котором Родина выражала им свою любовь и благодарность. Слава и осознание исполненного до конца долга соединили этих героев в единую и дружную семью. Его Высокопревосходительство, командующий войсками Омского округа, генерал от кавалерии Е.О. Шмит, обходя строй, поздравил Георгиевских кавалеров и войска с праздником, и провозгласил здравицу Верховному Вождю Армии, Его Императорскому Величеству, покрытую звуками гимна и могучим, долго не смолкающим "Ура!". Когда "ура" смолкло и ружья были взяты к ноге, командующий войсками Округа лично скомандовал "На караул!", и все части отдали честь Георгиевским кавалерам. После чего, войска, включавшие и всех Георгиевских кавалеров, прошли церемониальным маршем перед генерал-губернатором Степного Края Е. О. Шмитом и удостоились похвал из уст Его Высокопревосходительства за бодрый и молодцеватый вид. После чего военнослужащие были распущены по казармам…».

Генерал-губернатор Е.О. Шмит (справа) на торжественном построении. 1913 г. Из фондов ОГИК музея

А далее последовали торжественный обед, здравицы, выражение в телеграмме царю верноподданических чувств, получение и чтение ответного Высочайшего послания, песни и танцы, и вечерний спектакль в Омском драматическом театре.

Фонды ОГОНБ имени А. С. Пушкина донесли до нас сведения о том, как отмечали данный праздник спустя четыре года. Сценарий по его проведению не изменился.

Пройдет три года, и революция и Гражданская война расколят корпус Георгиевских кавалеров так же, как и всю Россию. Многие кавалеры Георгиевских крестов будут воевать в рядах Белых армий, другие — в Красной. Некоторые из них станут позднее известными советскими военачальниками. Так, например, рядовой Родион Малиновский получил крест 4-й степени, а младшие унтер-офицеры Константин Рокоссовский и Георгий Жуков были отмечены двумя крестами каждый, 3-й и 4-й степеней. Все трое стали впоследствии маршалами Советского Союза.

Но вернемся к Омску. Первым государственным праздником, который был возрожден в нашем городе в годы Гражданской войны, стал праздник Георгиевских кавалеров. Он был введен указом Верховного Правителя, адмирала А.В. Колчака 26 ноября 1918 года. А 30 ноября им же был подписан Приказ № 55 о восстановлении празднования дня Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В нём, в частности, говорилось:

«Считать этот день праздником всей Русской Армии, доблестные представители которой высокими подвигами, храбростью и мужеством запечатлели свою любовь и преданность нашей Великой Родине на поле брани. День сей торжественно праздновать ежегодно во всех воинских частях и командах».

Репринт дореволюционного плаката. Из собрания автора

Однако его торжественно отметили уже по новому стилю — 9 декабря 1918 г. Дело в том, что с 1 октября 1918 года ещё Временное Сибирское Правительство ввело новый стиль. Тогда на государственном уровне было постановлено, что первое октября считать четырнадцатым октября. Именно с этого времени пользование новым стилем стало обязательным для всех учреждений, предприятий и частных лиц. Православной же церкви разрешалось при богослужениях пользоваться старым стилем.

Празднование дня Георгиевских кавалеров, как и в прежнее, дореволюционное время, началось с церковной службы. В 11 часов утра Святителем Сильвестром в Успенском кафедральном соборе был отслужен молебен. На богослужении присутствовал сам Верховный Правитель, его министры, а также представители иностранных миссий. По окончании службы, адмирал А.В. Колчак проследовал на площадь (ныне на этой территории находится стадион «Динамо»), находящуюся за строящимся зданием для будущего Сената (ныне его занимает Законодательное собрание Омской области). Там были построены войска. Верховный Правитель России был одет в лёгкую шинель. В её петлицу была вставлена георгиевская ленточка.

«Поприветствовав войска, Верховный Правитель, выйдя на середину площади, громко провозгласил: "В честь и во славу Георгиевских кавалеров, ура!" В ответ раздалось многогласное "ура!". Затем генерал, командующий парадом, в свою очередь, провозгласил: "В честь и во славу Георгиевского кавалера, Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака, ура!". В ответ прозвучало еще более мощное "Ура!". После этого войска прошли церемониальным маршем перед Верховным Правителем», — так этот парад описывает в своей книге известный омский историк, доктор исторических наук С.Г. Сизов.

Понимая значения георгиевской традиции, адмирал А.В. Колчак не ограничился только восстановлением данного праздника. 9 февраля 1919 года он утвердил «Правила награждения офицеров, военных врачей, военных чиновников, военных священников и солдат орденами и другими знаками отличия». Таким образом, фактически была восстановлена традиционная наградная система. За боевые отличия военнослужащих стали награждать Георгиевским оружием, орденом Святого Георгия, Георгиевскими крестами и медалями.

А на своём заседании 15 апреля 1919 года в Екатеринбурге собранная при штабе Сибирской Армии Георгиевская Дума постановила:

«За разгром армий противника Русскими Армиями под управлением Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего Адмирала Колчака на основании параграфа 1 статьи 8-ой Георгиевского статута, просить Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего Адмирала Колчака принять Орден Святого Георгия 3-ей степени. Верховный Правитель своим приказом за № 121 от 20 апреля 1919 года, данным в городе Омске, утвердил это постановление, добавив от себя: "Принимая эту высокую воинскую награду, я уверен, что доблестная возрожденная Русская Армия не ослабнет в своем порыве и до конца доведет дело освобождения России от врагов и поможет ей стать снова могучей и сильной в среде великих держав мира"».

Верховный Правитель России, адмирал А.В. Колчак. 1919 г. Из фондов ГИАОО

Более полутора столетий высшие воинские награды Российской Империи носили имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Самым почетным отличием для офицера был орден Святого Георгия, для солдата — знак отличия военного ордена (Георгиевский крест), для полка — Георгиевское знамя или штандарт. Полученная «За Службу и Храбрость» (орденский девиз) награда была свидетельством выдающихся заслуг на поле брани. Как видим, как тогда, так и сегодня данный праздник, безусловно, имел большое значение для поднятия патриотического духа в армии. И Омск в его проведении даже в 1918 году сыграл достойную и значимую роль.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу