Характер по наследству

К 200-летию адмирала Геннадия Невельского.
К 200-летию адмирала Геннадия Невельского.

В нашем городе побывала делегация из Владивостока. Ректор Морского государственного университета имени Г. И. Невельского Сергей Огай, писательница Галина Якунина и съемочная группа приезжали в гости к омичу Николаю Кукель-Краевскому, правнуку адмирала Геннадия Невельского.

– В этом году мы отмечаем 200-летие адмирала Невельского. И, готовясь к этому событию, мы решили сделать фильм о потомках выдающегося морского офицера, – сказал нашему корреспонденту Сергей Огай.

Основатели династии

У нашего 92-летнего земляка Николая Владимировича Кукель-Краевского удивительная родо-словная. В ней соединились линии польских дворян Кукелей, начавших службу в русской армии еще при Петре Великом, и потомственных морских офицеров Невельских.

Самый знаменитый предок Геннадий Иванович Невельской, исследовав устье Амура, доказал, что не существует перешейка между материком и Сахалином, и опроверг мнения таких авторитетов в географии, как Лаперуз, Браутон и Крузенштерн. А главное, 1 августа 1850 года он без приказа, на свой страх и риск, поднял русский флаг в низовьях Амура, на мысе Куегда. Это означало, что отныне вся прилегающая территория принадлежит России. За этот поступок Невельской был едва не разжалован в матросы – уже было готово такое решение Комитета по Дальнему Востоку о наказании за «дерзостное самоуправство». В истории осталась фраза императора Николая I: «Где однажды был поднят русский флаг, там он более не спускается». Памятник храброму флотоводцу и патриоту Геннадию Невельскому был открыт во Владивостоке в 1891 году. А всего сегодня в России 12 памятников. Его имя носят корабли, музеи, улицы. На Сахалине есть город Невельск, в Тихом океане – фарватер и пролив Невельского, а в этом проливе – мыс Екатерины в честь его бесстрашной жены, сопровождавшей адмирала в рискованных экспедициях.

Есть в дальневосточной топонимике и фамилия Кукель. В Хабаровском крае и в Еврейской автономной области села, основанные в 1859-м и 1860 годах, названы Кукелево  – в честь Бронислава Кукеля, положившего начало городам Благовещенску и Владивостоку. А родной брат Бронислава Болеслав был генерал-майором, военным губернатором Забайкальской области – в ту пору, когда России возвращался Амур, отошедший по Нерчинскому договору к Китаю. Братьев Кукелей современники называли блестящими деятелями муравьевского времени, они были сподвижниками графа Николая Муравьева-Амурского и адмирала Геннадия Невельского. И породнились с Невельскими: дочь адмирала вышла замуж за сына губернатора. 

Их сыновья продолжили морскую династию. В Морском корпусе Сергея и Владимира Кукелей называли Кукель 1-й и Кукель 2-й. Но судьбы у братьев сложились по-разному.

Во время Первой мировой Сергей  – флагманский минер I дивизиона подводных лодок. В чине капитана I ранга в предоктябрьские дни он даже исполнял должность морского министра России. Не подчинился решению Совета народных комиссаров и был смещен – за саботаж. Впоследствии стал крупным советским ученым-энергетиком, профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана. 

А Кукель 2-й, отец омича Николая Владимировича Кукель-Краевского, прожил очень сложную жизнь, закончившуюся трагически.

В 1916-м Владимир Кукель командует эскадренным миноносцем «Свирепый» на Черноморском флоте. Революцию принял, пользовался большим авторитетом среди моряков. А в 1918-м, будучи командиром эсминца «Керчь», он 18 июня по приказу В. И. Ленина во избежание захвата немцами, потопил часть Черноморского флота в Цемесской бухте близ Новороссийска, а затем свой корабль – у Туапсе. События развивались так. 28 апреля на совещании представителей кораблей была принята резолюция о передаче флота украинской Центральной раде. Но она пала. Власть захватил гетман Скоропадский. На нескольких кораб-лях были подняты желто-голубые флаги. А на «Керчи» Владимир Кукель вывесил сигнал «Позор и продажа флота», подхваченный еще несколькими кораблями на Севастопольском рейде. Командир «Керчи» предложил морякам увести флот в Новороссийск, что и было сделано. Тогда Германия обвинила Москву в нарушении Брестского мира, по которому флот России не должен был уходить из своих портов. Был выдвинут ультиматум: вернуть корабли в Севастополь до 19 июня. Кукель считал, что этого делать нельзя, отдать флот немцам – предательство. Антанта тоже была против усиления германского флота русскими кораблями. Когда немцы вплотную подошли к Севастополю, эта точка зрения была принята, и появилась резолюция В. И. Ленина: «Флот затопить немедленно».

Немецкое командование потребовало трибунала для Владимира Кукеля. Ему пришлось скрываться, находясь на нелегальном положении. В дальнейшем Владимир Андреевич был начальником штаба Волжско-Каспийской флотилии. А командовал флотилией Федор Федорович Раскольников.

В 1921-м Владимир Кукель, уже командующий Балтфлотом, откомандировывается в распоряжение члена ВЦИК Ф. Ф. Раскольникова, назначенного полпредом РСФСР в Афганистан, и становится вторым секретарем посольства в Кабуле. В 1929-м ему поручили возглавить создание надежной пограничной охраны Крыма и Кавказа с базой в Севастополе, а в 1935 году с учетом опыта последовало новое назначение – начальником морской пограничной охраны Дальнего Востока. Владимир Андреевич Кукель отправился в места великих свершений своих дедов. 

Его арестовали в Хабаровске в ночь с 17 на 18 сентября 1937-го. Приговор – расстрел. Сыграла роль дружба с «троцкистом» Раскольниковым и маниакальная сталинская подозрительность к самостоятельно мыслящим, ярким деятелям эпохи. Была арестована и жена, а сына и дочь забрали в детприемник.

Судьба омича

Николай Владимирович Кукель-Краевский родился в 1921 году в Кабуле на следующий день после землетрясения, постигшего столицу Афганистана. После ареста Владимира Андреевича подростка в детприемнике заставляли подписать отречение от отца. Он отказался, и его исключили из комсомола как «потерявшего бдительность». 

Но Николай не сдал билет. Свой комсомольский билет он схоронил под кирпичом в фундаменте детприемника. Перенес унизительный обыск, но не сдался.

История имела продолжение через два года. После пересыльных тюрем в Ачинске, Абакане, Свердловске, после двухлетнего пребывания в колонии для несовершеннолетних города Кунгура Пермской области его отпустили домой, в Хабаровск, где Николай начал работу тренером по лыжам и плаванию и продолжил учебу в школе. В 1939-м его восстановили в комсомоле. Он попросил не выписывать новый билет и в присутствии исключавшего его начальника вынул спрятанный документ из кирпичной кладки. 

Этот комсомольский билет спас жизнь Николаю Владимировичу в 1943-м под Сталинградом. Он, уже старшина 2-й статьи, сопровождал офицера связи в расположение 51-й армии. Грузовик бомбили и обстреляли немецкие самолеты. Когда похоронная команда нашла четыре тела у разбитой машины и стала закапывать убитых, пожилой солдат увидел карманчик на тельняшке Кукель-Краевского, где был пришпилен комсомольский билет. Полез его доставать и обнаружил, что у парня бьется сердце. Положили в розвальни и отвезли в госпиталь. Оправившись, служил в разведке, брал «языка» – немецкого летчика. Командир представил к ордену, а в ответ получил разнос: «Как сын «врага народа» мог оказаться в разведке? Убрать». 

Статья о подвиге Николая в корпусной газете не вышла, а в остальном указание политотдела начальник разведки не выполнил, оставив Кукель-Краевского в своем подразделении.

В Омск Николай Владимирович попал после очередного тяжелого ранения. На фронт больше не пустили, стал комсоргом батальона выздоравливающих. 

Работал в комсомоле, в 1949 году поступил в Омский машиностроительный институт. Но окончить вуз не позволили. На литейном факультете готовили кадры для секретного танкового завода. А мандатная комиссия раскопала, что студент Кукель-Краевский – сын «врага народа». И фронтового разведчика, члена партии отчислили. Образование получил позже.

Жизнь Николая Владимировича в Омске связана с двумя предприятиями – Сибзаводом, где он от мастера вырос до главного экономиста, и объединением «Сибирские приборы и системы» – там он много лет до выхода на пенсию работал заместителем директора по кадрам и режиму. А в 60–70-е Николай Владимирович сначала возглавлял Центральный райисполком, потом был первым секретарем Центрального района. В его бытность поддерживалась слава города-сада, впервые после многих лет пышно отмечался юбилей Омска – 250-летие.

Среди множества повседневных забот одно дело и решение Кукель-Краевского сыграло историческую для Омска роль: он не позволил снести пожарную каланчу в центре города. Попросил комсомольцев института «Новосибтисиз» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Так был сохранен памятник.

Сестра Елена много лет преподавала физику в Омском сельхоз-институте. Старший сын Юрий стал музыкантом, окончил два факультета Уральской консерватории, работал дирижером Симфонического оркестра в Иркутске, ныне – преподаватель Музучилища им. В. Я. Ше-балина по классу виолончели. Младший Александр – заместитель руководителя Федеральной службы судебных приставов по Омской области, государственный советник юстиции РФ 1-го класса. 

Николай Владимирович мечтал для себя и сыновей об офицерской службе на флоте по примеру предков. Жизнь распорядилась иначе. Но главное: на суше или на море – в этой семье всегда, в течение трех веков, было слово «служба». Детей и внуков воспитывали на примерах великих родных – предшественников. И для потомков в первую очередь Николай Владимирович написал книгу «Три века на службе Родине».

По маршрутам Невельского

Родословные раньше скрывали. Будучи старшиной II ранга на подводной лодке, Николай Кукель-Краевский во Владивостоке пришел ночью к памятнику адмиралу Невельскому и был арестован патрулем. Когда сказал: «Это мой прадед!» – услышал: «Его надо на гауптвахту или в психушку». 

А сейчас о нем сняли фильм. Гостей из Владивостока тепло встречала большая семья – дети и внуки Николая Владимировича. 

– Нас поразила преемственность поступков и характеров этой династии, – говорит ректор Морского университета Сергей Огай. – Как адмирал Невельской не боялся идти наперекор власти, если твердо знал, что его поступок во благо, так и его омский потомок не раз делал выбор во имя правды. Нам кажется, что это очень важно донести до курсантов. В год юбилея адмирала Невельского Минтрансом и Агентством морского и речного транспорта создан оргкомитет по празднованию 200-летия адмирала Геннадия Невельского. В нашем старейшем учебном заведении Владивостока готовится большая программа. На университетском паруснике «Надежда» и нескольких яхтах наши курсанты отправятся по маршруту Амурской экспедиции адмирала. Группы лучших побывают на родине Невельского и на его могиле в Санкт-Петербурге. Мы готовим научно-техническую конференцию, бал. Выпустим памятный знак «Адмирал Невельской». Одну из таких наград хотели бы вручить Николая Владимировичу Кукель-Краевскому. Биография его рода – пример патриотического служения для молодежи.
©
URL: http://omskregion.info/news/11733-xarakter_ponasledstvu/
Дата публикации:17/04/2013 12:20
Автор:Светлана Васильева