Крестом благословлял кадет он, пером писал свои труды…

В декабре этого года исполнилось 210 лет с момента рождения протоиерея Русской православной церкви, историка, краеведа, видного исследователя сибирской церковной старины, чья судьба напрямую была связана с нашим городом.

Долгую и интересную жизнь прожил Александр Иванович Сулоцкий. Он появился на свет в грозный для России 1812 год. Точная дата его рождения, исходя из архивных документов, нам, к сожалению, остаётся пока неизвестной. Однако, «Википедия» утверждает, что это 10(22) декабря. Он происходил из духовного сословия. Отец его был бедным причетником сельского храма. Родиной стало село Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии, которое явилось для будущего пастыря не только близкой его сердцу местностью, но и дало фамилию. Среднее духовное образование и воспитание он получил в Ярославской духовной семинарии. Александр в числе первых закончил ее в 1833 г. Уже тогда семинарское начальство обратило на него внимание, и, как наиболее способный и старательный ученик, он был отправлен для обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенный счет. К 1837 г. академический курс оказался уже пройденным, а сам выпускник Сулоцкий был удостоен звания старшего кандидата богословия.

13 января 1838 г. Комиссия духовных училищ назначила Александра Сулоцкого на должность преподавателя в Тобольскую духовную семинарию. В этом учебном заведении ему довелось преподавать не только церковную историю, греческий язык, библейскую историю, церковные древности и обряды, церковное законодательство, каноническое право и историю Российской Церкви, но и быть библиотекарем семинарского книгохранилища, а также заседать в семинарском правлении.

Преподавателем Александр Иванович был «ревностным и влиятельным». Он заботился о том, чтобы его ученики имели хорошие знания не только по истории Вселенской и Русской Церкви, но и о возникновении и развитии православной жизни в местном, западно-сибирском крае. Именно для подготовки и разработки курсов по истории православия в Сибири он обратился к богатейшим архивам Тобольска, тем самым начав путь самостоятельного историка-исследователя.

2 ноября 1847 г. преосвященным Георгием, архиепископом Тобольским и Сибирским, Александр Сулоцкий был рукоположен во священника и отправлен на службу в Омск. 1 февраля 1848 г. он прибыл в наш город и сразу же приступил к возложенным на него обязанностям. Местом его нового назначения явился Сибирский кадетский корпус, где во многом при его участии была устроена Никольская корпусная церковь.

Внутренний вид Николаевской церкви при Сибирском кадетском корпусе 1913 г. Из фондов ОГИК музея

До 1848 г. корпус не имел своей церкви, служащие и воспитанники входили в состав прихожан сначала Пророко-Ильинской церкви, а с постройкой войсковой Николаевской церкви, сделались прихожанами последней. В 1848 г. директор корпуса генерал–майор Шрамм исходатайствовал у епархиального начальства разрешение на устройство собственной церкви, которая была сооружена в том же году в рекреационном зале на средства корпуса. Богослужение в церкви совершалось по воскресеньям. Вместо колокола к церковной молитве обучающихся призывали барабан или труба. Служение отца Александра всегда привлекало в корпусную церковь много молящихся и производило на них благодатное и отрадное впечатление.

Около тридцати лет прослужил отец Александр законоучителем и штатным священником Сибирского кадетского корпуса. Своей преподавательской работе он уделял очень много внимания, сил и времени. Об обязанностях законоучителя сам А. И. Сулоцкий впоследствии вспоминал так:

«… служил во храме, пред литургиями объяснял положенные на праздники и дни воскресные Евангелия с нравоучительными обращениями и применениями к слушателям – воспитанникам, во время всенощных бдений сообщал истории праздников и особенно замечательные события и назидательные черты из жизни празднуемых в те дни святых, а за литургиями, хотя и не очень часто, говорил поучения; каждодневно посещал кадетский лазарет и каждодневно же бывал, иногда и со словом вразумления или назидания, в камерах (казармах) у воспитанников; в классах, на лекциях преподавание шло, производилось, кажется, довольно внятно, без частых перерывов и остановок, внимание слушавших поддерживалось, отчего рассказанное или объясненное мною тут же в классе исправно, хорошо повторяемо было даже и не очень даровитыми воспитанниками, а уроки учениками были приготовляемы почти всегда и почти всеми удовлетворительно…»

А.И. Сулоцкий. Единственная дошедшая до нас фотография, сделанная в Омске. Из фондов ТГИАМЗ 

А вот каким запомнился отец Александр обучающимся у него в кадетском корпусе воспитанникам. Предоставим слово одному из них, ставшему впоследствии тоже протоиереем, Михаилу Путинцеву:

«Вот входит к нам в класс статный, красивый, средних лет священник, с прекрасными вьющимися русыми волосами. Кроткий взгляд его ясных голубых глаз, доброе симпатичное лицо, тихий голос, скромные приемы и походка, ласковое отеческое обращение с нами – все это сразу успокаивало нас, придавало смелости, мы чувствовали себя как будто в присутствии родного, любящего отца».

Епископ Никодим, проезжавший в 1870 г. через Омск, характеризует в своих «Записках» отца Александра, как «…человека почтенных лет, благословенным от Бога много и благочадием … Он литератор и охотник отыскивать сибирские древности. Ему Сибирь одолжена многими любопытными назидательными сказаниями».

Проезжавшие впоследствии через Омск архипастыри других епархий всегда либо останавливались у отца Александра, либо посещали его дом. Так случилось и в 1868 году, когда известный православный духовный деятель митрополит Иннокентий, следовавший с Дальнего Востока в Москву, посетил Омск. В наш город митрополит прибыл 5 мая. На следующий день он возглавил богослужение в Омском Воскресенском соборе. Всё городское духовенство в полном своем составе присутствовало на той службе. Из-за болезни настоятеля омского Воскресенского собора протоиерея Стефана Знаменского встречать и сопровождать Митрополита Иннокентия во время его пребывания в Омске довелось протоиерею Александру Сулоцкому. Надо отметить, что отец Александр постоянно вёл обширную переписку со многими православными иерархами, поэтому в духовных кругах был фигурой довольно известной.

Генерал-губернаторы Западной Сибири Г. X. Гасфорт, А. И. Дюгамель, А. П. Хрущов, Н. А. Казнаков, а позже и Степной генерал-губернатор Г. А. Колпаковский оказывали свое постоянное внимание и уважение к отцу Александру. Ему прощали даже некоторые конфузы. Один из таковых случился в 1851 году. В Омск тогда приехал из Петербурга для ревизии генерал-адъютант Н.Н. Анненков.

Н.Н. Анненков. Из фондов ГИАОО

В день восшествия на престол императора Николая I в городском соборе был отслужен молебен, а в крепости состоялся парад. Присутствовавший на тех торжествах Г.Н. Потанин впоследствии вспоминал:

«…за обедней наш учитель Сулоцкий говорил проповедь о значении миропомазания. Ему хотелось как можно резче выразить, какая сила перерождения заключается в этом таинстве, какая разница между помазанником и человеком непомазанным. Разъяснив, что такое значит священная особа императора, оратор задал вопрос: «А что же такое был император Николай I до помазания?», - и ответил: «Всего только кирасирский полковник». Петербургский генерал сильно смутился, но ему объяснили, что тривиальное выражение выскочило у проповедника без дурного намерения, от недостатка навыка в официозном языке. Инцидент окончился благополучно, без дурных последствий».

Отец Александр, возведенный 4 августа 1863 г. преосвященным Варлаамом в сан протоиерея, вел очень скромный образ жизни. Многие годы он прожил в небольшом деревянном домике, который купил в первые годы своего пребывания в Омске. Все свободное от богослужений время проводил в трудах и занятиях: то на уроках, то дома за книгами и журналами, работая над своими статьями. А их у отца протоиерея было великое множество. Около 100 его работ были опубликованы на страницах «Странника», «Душеполезного чтения», «Русской старины», «Русского вестника», «Москвитянина», а также в Иркутских, Тобольских и Томских епархиальных ведомостях. 9 работ А. И. Сулоцкого вышли в свет отдельными изданиями. За работу «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский» отец Александр был удостоен конференцией Санкт-Петербургской духовной академии степени магистра. Он был одним их первых, кому самостоятельно пришлось работать в архивах, изучая и систематизируя памятники сибирской старины.

Исследовательская работа, вбиравшая в себя его краеведческие интересы и просветительские взгляды, привела его к вступлению в научное сообщество. Таковым стал Западно-Сибирский Отдел Русского географического общества. В 1877 г. А.И. Сулоцкий выступил в качестве его члена-учредителя. Он был единственным среди тогдашних учредителей Отдела, носящий духовный сан.

В рукописях отца Александра, которые сегодня хранятся в его личном фонде, в Тобольском архиве, отложились многочисленные материалы святых и подвижниках Сибири, о её храмах и монастырях, о святых почитаемых иконах.

Вот, например, какую любопытную историю об иконах градо-Омского Свято-Никольского казачьего собора впервые ввёл в научный оборот отец Александр:

«…в 1839 г. Омская войсковая Николаевская церковь была совсем готова к освящению; получаются наконец из Москвы и давно заказанные там купцу Корнилову дорогие иконы; иконы, однако ж, оказываются велики против приготовленных для них мест; их обрезали (которые сверху или снизу, а некоторые со стороны) и поставили. Но что ж? Чрез несколько дней оказывается, что эти иконы тем же купцом Корниловым были писаны для Кяхтинского собора, а в Омскую войсковую церковь попали единственно по ошибке корниловского приказчика, писавшего на ящиках адрес. Само собою разумеется, что эти обрезанные иконы были после того отправлены по принадлежности (в Омске дождались своих), но, увы! – для Кяхтинского собора они, как обрезанные, оказались уже малыми и потому негодными. Тут подрядчик Корнилов потерпел большой убыток, потому что должен был даром написать другой иконостас для Кяхтинского собора, да и Кяхтинский собор не был в выгоде, потому что освящение его было отложено и еще надолго…».

За долгую и непорочную службу добрый пастырь имел многие церковные и государственные награды. В нашем городе он сближается с омской интеллигенцией. Исполняя просьбу тобольских друзей, стремится каким-либо образом облегчить участь узников «мертвого дома», знакомится с С.Ф.Дуровым и Ф.М.Достоевским. Несколько позже Достоевский в одном из писем тепло отзовётся об этом человеке, называя его «добрым и благородным».

В Тобольске Александр Иванович Сулоцкий женился на дочери священника Андрея Бекреева Марии Андреевне, с которой прожил до конца своей жизни. Его тесть впоследствии принял монашество с именем Антоний и был архимандритом Абалакского Знаменского монастыря. У Сулоцкого было два сына, три дочери и внуки. Одна из дочерей, Анна Александровна, была замужем за Дмитрием Ивановичем Тихомировым, директором Омской гимназии.

В «Авторской исповеди», написанной в нашем городе уже на закате жизни, в 1880 г., отец Александр рассказывает о своём творчестве так:

«…Печатание моих отдельных сочинений (на мой счет) и в особенности статей в журналах и газетах на счет издателей сих журналов и газет усилилось…с моим переходом на службу в Омск в законоучители Сибирского кадетского корпуса. В Омске… у меня для этого средств… стало более, и в особенности потому, что с 1856 г. и следующих годов цензура сделалась гораздо снисходительнее прежнего. К тому же в конце 50-х и в начале 60-х годов появились весьма внимательные ко мне в Тобольске губернские ведомости, в Иркутске – «Иркутские епархиальные ведомости», а в Петербурге и других городах – духовные журналы (например. «Странник», «Духовная беседа»). Да не подумает кто-либо из читавших мои сочинения и статьи или слышавших о них, что я писал их из тщеславия, из желания сделаться известным, получить похвалу. Нет, кой-что (например, «Сказание о Абалацкой иконе Божией Матери» и некоторые из мелких журнальных статеек) мною писано для назидания, а в большинстве написано и напечатано вроде материалов: авось, думал я, кто-нибудь более меня способный из желающих писать о Сибири и воспользуется ими и составит при помощи их что-нибудь дельное, интересное, хорошее…».

Его не стало 3(15) мая 1884 года. Причиной смерти явилась чахотка (туберкулез), к которой больной имел давнее предрасположение.

Из фондов ГИАОО

В метрической книге эту причину смерти почему-то указывать не стали. В графе «от чего умер» записали коротко и понятно – «от старости». Болезнь протекала мучительно и тяжело, но отец протоиерей переносил ее стойко, с христианским смирением. Он около месяца был прикован к постели. Трагичная весть о смерти маститого пастыря быстро облетела тогдашний Омск. К дому, в который пришло горе, потянулись люди. Квартира покойного оказалась наполнена народом. После отпевания его погребли на Казачьем кладбище.

Могила А.И. Сулоцкого (слева) и его супруги на Казачьем кладбище. Фото А.В. Борисова. Сентябрь 1954 г. Из фондов ГИАОО

Во второй половине прошлого века кладбище постепенно стало исчезать, пока не было снесено вообще. Могила отца Александра оказалась стёртой с лица земли, хотя ещё в 1966 г., как свидетельствуют очевидцы, на его могиле кем-то из предприимчивых городских обывателей был устроен… сарай. Такой вот печальный факт! В 2016 г., когда Омск праздновал трехсотлетие, по инициативе и при личном участии кандидата филологических наук Марины Николаевны Злыгостевой на территории мемориального сквера на Казачьем кладбище, с северной стороны церкви Всех Святых, был установлен небольшой памятник-кенотаф, на котором выбили немногословный, но ёмкий текст:

«Сулоцкий Александр Иванович. 1812-1884. Протоиерей, духовный писатель, историк, педагог Омского Сибирского кадетского корпуса».

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

URL: http://omskregion.info/news/118035-krestom_blagoslovlyal_kadet_on_perom_pisal_svoi_tr/
Дата публикации:28/12/2022 15:37
Источник фото:Из фондов ТГИАМЗ