Новый год и рождество столетней давностиВек назад омичи, готовясь встретить новый, 1923 год, разглядывали вновь отпечатанные календари. Многих интересовал вопрос: как там в советской России с выходными и праздничными днями?
В графе «Исторические и общественные праздники» список из шести позиций открывало 1 января с пометкой «Новый год», а в графе «Местные дни отдыха» было уже восемь позиций – и Крещение, и Благовещение, и Преображение… Более того, на Пасху и на Рождество советская власть отводила аж по два выходных дня. Календарь на 1923 год. Из частной коллекции Ёлки век назад никуда не делись. Равно как и обычай отмечать Новый год и Рождество. Так, например, 1 января 1923 г. в клубе омской губернской милиции «Пролетарий» для детей сотрудников и служащих была устроена ёлка. Перед началом ёлки силами детской труппы была поставлена сказка «Звёздочка». Зрительный зал клуба был переполнен детворой и их родителями. А шесть дней спустя, на Рождество, были устроены новогодние ёлки для детей работников Химкомбината, Райкомпрода (угол Учебной и Почтовой), а также в школе при мельнице № 1. А в сводке Омгуботдела ГПУ, датированной 4–11 января 1923 г., например, читаем: «…За время праздников по детдомам были устроены елки, но не в дни Рождества, а перед Новым годом и в первые дни Нового года». Помимо детских новогодних ёлок и семейного круга, наступавший 1923 год в нашем городе встречали в клубах и различных учебных заведениях. Вот что об этом писала губернская газета «Рабочий путь»:
Встреча Нового года проходила и в строительном техникуме. В новогоднюю ночь был устроен грандиозный вечер. Его «привязали» к сорокалетнему юбилею техникума. Было декорировано не только здание учебного заведения, но и устроена выставка моделей. Особенно запомнились посетителям «поезд, входящий в тоннель, пароход и, конечно же, жертвенник, с пылающим на нём пламенем». Затраты техникума на проведение вечера были столь велики, что данное учебное заведение предполагало организацию и проведение в последующие дни целую серию праздничных вечеров. И вновь в поле нашего зрения, уважаемый читатель, попадает коммунистический клуб имени Октябрьской революции. Здесь в канун Нового 1923 года состоялся шахматный матч между кружками данного клуба и сельскохозяйственной академии. Губернская газета писала:
А что же творилось век назад на омских базарах? Омская пресса того времени констатировала:
А вот ещё одна констатация факта: «В связи с наступлением сезона ёлок, спекулятивно вздуваются цены на детские игрушки. За три дня цены на них поднялись почти на 100 %». Окончание Гражданской войны в Сибири позволило Советской власти перейти в наступление на других фронтах, связанных с переустройством повседневной жизни граждан. Важнейшим направлением с начала двадцатых годов стал антирелигиозный фронт. Антирелигиозная кампания 1922-1923 годов включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на искоренение религии из повседневной жизни горожан, пропаганду атеизма и формирование материалистического мировоззрения. На обывателей буквально обрушился поток атеистических лекций, докладов, театрализованных постановок, литературных судов, клубных вечеров с антирелигиозными декламациями, играми, гаданиями, красными колядами и песнями. Но главными мероприятиями этой кампании стали карнавальные шествия, устраиваемые во время празднований «Комсомольского рождества» и «Комсомольской пасхи». Агитационная антирелигиозная брошюра. Из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина» Если в 1921 году предпринималась попытка заменить религиозное миропонимание коммунистическим мировоззрением, то на исходе 1922 года эта идея была несколько видоизменена. В этот период руководством страны были поставлены задачи по изоляции церкви от общества и минимизации её воздействия на быт простого человека. Под главный удар попали основные церковные праздники. Ответственную роль в антирелигиозной пропаганде отвели комсомолу. Выступление против религии мыслилось вести на её же языке, только с обратным знаком – силами комсомола было решено провести «комсомольское рождество». Созданная при Центральном Комитете Российского коммунистического союза молодежи (ЦК РКСМ) специальная комиссия по его организации работала в тесном контакте с Агитационно-пропагандистским отделом Центрального Комитета Российской коммунистической партии (большевиков) (АПО ЦК РКП(б)). По его непосредственным указаниям, например, решался вопрос об организации уличного шествия и необходимости привлечения к этому мероприятию лучших партийных сил. Однако, информацию о кампании в прессе рекомендовалось давать после окончания её подготовки. Специальный циркуляр рекомендовал комсомольцам в рождественские дни повсеместно обходить дома с красной звездой и пением революционных песен, «славя Советскую власть по примеру того, как подростки славят рождество», и устраивать «красные ёлки», украшенные вместо фигурок ангелов и младенцев в колыбели пятиконечными звездами и гирляндами красных флажков. Кое-где комсомольцы запланировали к Рождеству публичное сожжение деревянных моделей храмов всех религий. Начинался комсомольский «штурм небес». Подготовка в нашем городе данного мероприятия была проведена ударными темпами. Уже через три недели после получения директивы из Москвы в омских газетах было объявлено о начале противорождественской кампании «в целях охраны трудящихся масс от церковной эксплуатации». Пятнадцатого декабря в местной газете был напечатан план проведения «штурма небес»:
Наряду с этим в клубах устраивались «комсомольские елки», украшенные иконами, антирелигиозные представления, вечера с сатирическими стихами, частушками и сценками, высмеивающими духовенство. В государственных театрах шли антирелигиозные спектакли, в кинотеатрах – антирелигиозные фильмы. Сценарии проведения «комсомольского рождества», аналогичные омскому, были разработаны и в других городах Сибири. Средства на организацию антирелигиозной кампании выделялись из бюджета местных отделов политпросвета. Агитационная антирелигиозная открытка. Из частной коллекции В одном из архивных документов читаем, какова на эти мероприятия была реакция населения:
Позже в Москве отмечалось, что «комсомольское рождество» лучше всего прошло там, где сильнее всего была гражданская война, где прошел Колчак. Успех антирелигиозной кампании оценивался по следующим критериям: количественному – по числу участвовавших в демонстрации, и качественному. Последний определялся боевитостью лозунгов и активностью участников. Оценки были настолько оптимистичными, что в Москве даже обсуждался вопрос об использовании опыта антирелигиозных демонстраций для Запада в качестве толчка к политической борьбе с последующими революциями. Рождество в связи с наступлением на религию упоминалось исключительно в негативном свете, но жителям праздновать его никто не запрещал, равно как и ставить елки. А вот с богослужениями в церквях действительно стало сложнее. Как бы то ни было, первый опыт массовых антирелигиозных выступлений властями был признан удавшимся. Достигнутый успех было решено закрепить проведением ещё более наступательной «антирелигиозной пасхи». Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»
|