На днях исполнилось 185 лет со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля А.Н. Куломзина. Именно в нашем городе и области наиболее увековечена память о нем: она сохранилась в названии улицы и села.
Анатолия Николаевича за Уралом многие называли не иначе, как основателем Западно-Сибирской железной дороги. И это вполне справедливо. Управляющий делами Комитета министров Российской Империи, он с 1893 года параллельно занимал пост управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги. Осуществлял непосредственное руководство её строительством и привлекался к разработке политики в области путей сообщения и переселенческого дела. Именно при нем были построены основные участки Транссиба, которые сегодня проходят по Западно-Сибирской магистрали и с которых она, собственно, начала свое существование.
Жизненный путь А.Н. Куломзина как нельзя лучше опровергает расхожее мнение о полной бездарности большинства царских государственных деятелей. В его лице перед нами предстает прекрасно образованный человек, историк, экономист, автор научных трудов, мемуарист и блестящий аналитик. Долгие годы этот политический зубр, чуть более полувека проведший на государственной службе, занимал высшие посты в империи: руководил канцелярией Комитета министров, а в конце своего служебного поприща, с 15 июля 1915 года по 1 января 1917 года, был председателем Государственного совета. Он не понаслышке знал не только парадные залы, но и «политическую кухню» высших органов государственной власти. В одном из писем к жене сам он признавал: «Великих дел мне делать не суждено, но превеликую массу мелких».
Копия одного из рескриптов Николая II, адресованного А.Н. Куломзину. Из фондов РГИА
В связи с 50-летием его государственной службы был дан высочайший рескрипт:
«Анатолий Николаевич. Около двадцати лет вы просвещенными трудами своими способствовали успешному ходу дел высшего государственного управления, стоя во главе канцелярии Комитета министров. Когда по воле незабвенного моего родителя Я принял на себя руководство занятиями Комитета Сибирской железной дороги в звании его председателя, вы явились одним из ближайших моих сотрудников в этом деле первостепенной важности, в качестве управляющего делами комитета и председателя подготовительной при нем комиссии. С конца 1902 г. вы ревностно участвуете в деятельности Государственного совета, посвящая в то же время ваши досуги человеколюбивому делу попечения о немощных тружениках гражданской службы как старейший член комитета призрения заслуженных гражданских чиновников. В сегодняшний день полувековой годовщины вашего вступления на служебное поприще Я, в изъявление моей искренней признательности, жалую вас кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного, знаки коего при сем препровождаются.
Николай. На яхте «Штандарт», 27 июня 1912 года».
Напомним, что данную награду жаловали в дореволюционной России только великим князьям и самым видным сановникам.
Дом в родовой усадьбе Куломзиных в Корнилово. 1917 г. http://museumschelykovo.ru
Анатолий Николаевич Куломзин родился 15 ( по старому стилю 3) января 1838 года в родовом имении Корнилово Кинешемского уезда Костромской губернии, в семье отставного поручика Финляндского полка. Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Куломзины владели поместьями на территории современных Костромского, Кинешемского и Галичского районов Костромской и Ивановской областей, начиная с XVI столетия. Отец Куломзина, Николай Александрович — мелкий костромской дворянин, скончался, когда сыну было лишь восемь месяцев, и он остался на руках 26-летней матери, Изабеллы Петровны, урожденной Грек. Она всецело посвятила себя управлению имением и воспитанию сына.
Окончив в 1858 году юридический факультет Московского университета, Куломзин продолжил свое образование за границей: слушал лекции в Гейдельбергском, Лейпцигском и Оксфордском университетах, изучал финансовую систему и банковское дело во Франции, Бельгии, Англии, Шотландии и Германии.
Куломзин сделал блестящую карьеру, начав ее с должности мирового посредника и закончив председателем Государственного совета России. Служа мировым посредником, он занимался размежеванием земель между крестьянами и помещиками, составлением уставных грамот. По его инициативе в волостных правлениях велась работа по уменьшению количества пожаров в деревнях, ремонту и укреплению проселочных дорог, были организованы первые школы для крестьянских детей.
Быстрому продвижению Анатолия Николаевича вверх по служебной лестнице во многом способствовала женитьба Куломзина на дочери министра юстиции Дмитрия Николаевича Замятнина. Они познакомились в Санкт-Петербурге, на балу у американского посла. Именно там Куломзин был представлен Екатерине Дмитриевне и танцевал с ней.
Екатерина Куломзина (урожденная Замятнина). Рисунок Ф. Ф. Мейендорфа. https://dzen.ru/a/XfiqxLuJLACv_jET
Венчание их проходило в столичном Сергиевском артиллерийском соборе. В метрической книге о бракосочетавшихся за 1865 год была сделана следующая запись:
«Служащий в Государственной канцелярии титулярный советник Анатолий Николаевич Куломзин, православный, 27 лет, 11 июля 1865 года повенчан первым браком с дочерью тайного советника девицей Екатериной Дмитриевной Замятниной, православной, 22 лет. Поручители: по жениху — церемониймейстер Высочайшего Двора, действительный статский советник Варпаховский и адъютант Великого князя Константина Николаевича ротмистр Александр Алексеевич Киреев; по невесте — вице-адмирал Федор Федоров сын Матюшкин и действительный статский советник Борис Николаевич Хвостов».
Примечательно отметить, что в данной церкви проходило крещение будущей невесты, которое состоялось 11 ноября 1842 года. В советском Ленинграде собор был разобран.
После бракосочетания молодожены уехали в Корнилово, а затем совершили свадебное путешествие по Европе. «Счастливые четыре месяца прошли как сон», — напишет потом Анатолий Николаевич.
С 1880 по 1883 годы Куломзин состоял в должности товарища министра государственных имуществ, а затем в течение десяти лет управлял делами Комитета министров. Одновременно с 1893 года был управляющим делами Комитета Сибирской железной дороги, фактически возглавляя строительство этой крупнейшей в мире железнодорожной магистрали. Действительный тайный советник (1892 г.), статс-секретарь. 23 декабря 1902 года Анатолий Николаевич был назначен членом Государственного совета. В совершенстве знал четыре языка. За заслуги перед Отечеством, как уже отмечалось выше, был награждён высшим российским знаком отличия — орденом св. Андрея Первозванного, а также орденами св. Александра Невского и бриллиантовым знаком к нему, Белого Орла, св. Станислава I степени, св. Анны I степени, св. Владимира I степени и другими наградами.
Сибирь обязана Куломзину не только строительством железной дороги, но и внимательным отношением к ее строителям и прибывавшим сюда переселенцам. В 1896-1897 годах он сам возглавил экспедицию для обследования районов, пригодных для заселения. Стремясь получить объективную картину, он проделал 2200 верст водными путями и 5000 верст по грунтовым дорогам. И это не считая передвижения по железной дороге. Лично посетил 135 поселков, а в 64 послал состоявших при нём чиновников. А.Н. Куломзин тщательно изучил главные врачебно-продовольственные пункты и сельскохозяйственные склады, созданные для переселенцев. Поэтому в Сибири при строительстве дороги сразу закладывалось жилье, строились школы, больницы, бани, склады, магазины, станционные здания и железнодорожные мастерские. Для привлечения специалистов из Европейской части России были предусмотрены дополнительные льготы. Служащим и техническому персоналу выделялись беспроцентные ссуды для строительства домов и обзаведения хозяйством, поэтому служба на железной дороге стала считаться престижной.
Визитка А.Н. Куломзина. https://il.bidspirit.com
В Омск Анатолий Николаевич приехал в июне 1896 года. В нашем городе он побывал в техническом училище, мужской и женской гимназиях, на строительстве Успенского кафедрального собора. В своих воспоминаниях отмечал теплый прием, организованный Степным генерал-губернатором М.А. Таубе и омичами. После его поездки по Сибири (1896-1897 гг.) стали интенсивно заселяться таежные районы Тарского округа.
До поездки А. Н. Куломзина в Сибирь правобережная часть Тарского округа рассматривалась переселенческими организациями как район «вольной колонизации». При такой постановке вопроса процесс заселения таежных пространств шел медленно, постепенно продвигаясь с юга на север. Несмотря на то, что урманы Тарского округа правилами от 13 июля 1893 г. предназначались для образования в них переселенческих и запасных участков, к приезду А. Н. Куломзина они оставались практически не заселенными, не исследованными и считались не пригодными для земледелия. Обследовав урманы в районе рек Уй и Шиш, А. Н. Куломзин пришел к выводу, что они вполне пригодны для сельского хозяйства. Эта точка зрения была поддержана Министерством земледелия и государственных имуществ, представители которого также приезжали в Сибирь. К июню 1897 г. в этом районе предполагалось нарезать до 50 переселенческих участков.
О целях своей поездки Анатолий Николаевич писал так:
«Я поставил себе задачею вникнуть в причины, вызывающие уход переселенцев с родины, и условия, которыми он обставлен, выяснить нужды этих выходцев в пути следования, ознакомиться с многообразными сторонами первоначального устройства и жизни их на новой родине, с характером земель, на которых в настоящее время новосёлам приходится созидать свое хозяйство, а равно и с местностями, могущими служить будущим колонизационным фондом… Ездил в тайгу, на места работ гидротехнических партий. Везде знакомился с деятельностью и делопроизводством по переселенческим делам… Повсюду опрашивал переселенцев и не упускал случая беседовать с местными знатоками края и переселенческого дела».
Всеподданейший доклад А.Н. Куломзина об итогах поездки по Сибири. Из фондов РГБ
Из своих поездок по Сибири Куломзин вынес глубокое убеждение в необходимости энергичных мер по сближению этого региона с Европейской Россией. Сооружение Сибирской железнодорожной магистрали, по его мнению, создавало для этого «могущественное материальное средство объединения великой окраины с Империей». Но при этом, подчёркивал он, данное объединение останется только внешним, если не будут приняты меры «религиозно-нравственного и умственного общения, путь к которому заключается в надлежаще направленном просвещении и воспитании».
Укрепление духовных связей, подчеркивал Куломзин во всеподданнейшем докладе о потребностях начального образования в Сибири, возможно только через православную веру и русскую государственность. Именно по его инициативе в 1894 г. был учрежден специальный фонд имени Александра III. На собранные по всей России деньги уже к 1904 г. было построено в Сибири более 200 церквей и школ. И в дальнейшем, будучи членом Государственного совета, Куломзин не оставил в стороне вопросы народного образования. Его перу принадлежат несколько проектов о введении всеобщего начального образования на территории Российской Империи. Ещё в самом начале царствования Государя Николая II Анатолий Николаевич подготовил записку о введении в течение 50 лет всеобщего общедоступного обучения детей.
Вихрь революционных событий заставил А.Н. Куломзина покинуть родовое имение и уехать в Москву. Благодаря протекции Ольги Анатольевны Талызиной семье удалось снять угол во флигеле Елизаветинского института благородных девиц (ныне это Московский государственный областной университет на улице Радио). Когда большевики все же заняли здание Елизаветинского института, то Анатолий Николаевич и часть членов его семьи в 1918 году уехали вначале на Украину. Из Киева пришлось двинуться дальше, сначала в Крым, затем в 1919 году в Афины, а потом эмигрировать во Францию. Жена Куломзина, Екатерина Дмитриевна, в тот момент находилась в Петрограде и по состоянию здоровья покинуть Россию уже не смогла. Она периодически страдала душевной болезнью и находилась под присмотром своей сестры на старой квартире Куломзиных в Санкт-Петербурге. Умерла в 1922 году, так и не осознав, что произошла революция.
Перед отъездом из Москвы, на всякий случай, предусмотрительный Анатолий Николаевич собственноручно сделал набросок… собственного некролога. В нём в частности говорилось: «Сегодня в ... часов скончался после трудной и продолжительной болезни член Государственного совета Анатолий Николаевич Куломзин».
Но судьба распорядилась иначе. Он прожил ещё трудных и долгих пять лет. Три года из которых пришлось коротать на чужбине. В эмиграции Куломзин жил в бедности в окрестностях Марселя. Но и в изгнании он не оставлял своих занятий историей, продолжал работать над мемуарами, писал историческую географию России для своих внуков и неустанно размышлял об исторических судьбах родины, «отмечая грехи и ошибки государственной власти, доведшей Россию до катастрофы и пытаясь объяснить жестокие формы византийским и монгольским влияниями».
Он отошёл в вечность 25 августа 1923 года, по Марселем. 13 сентября того же года его похоронили на русском кладбище в Ницце.
Ницца. Русское кладбище Кокад. https://paris1814.com
Скажем несколько слов о детях. Старший сын Дмитрий, титулярный советник, чиновник Министерства юстиции, скончался в Одессе. Средний — Анатолий, камергер Высочайшего двора, служил секретарем у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умер в Париже в 1941 году. Младший – Яков, председатель Кинешемской земской управы, был убит в Киеве в 1919 году. Дочь Екатерина, была замужем за депутатом III и IV Государственной думы Н. И. Шидловским, умерла в Париже в 1935 году. Дочь Лилия скончалась в Санкт-Петербурге, в 1880 году, имея 3,5 года от роду. Ныне потомки А. Н. Куломзина живут в Европе, Канаде и США.
Как это ни удивительно, но именно в нашем городе и области наиболее увековечена память об А.Н. Куломзине. В его честь названы село в Оконешниковском районе Омской области, улица и переулок в Кировском округе города Омска. До революции одна из железнодорожных станций вблизи города носила имя Анатолия Николаевича (сегодня это станция Карбышево).
В связи с приближающимся 100-летием с момента кончины ОРОО «Достояние Сибири» планирует провести памятное мероприятие, посвящённое этому заслуженному и удивительному человеку.
Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»