Спрятанные до лучших времен: где находили омские клады

Спрятанные до лучших времен: где находили омские клады

Дата публикации 27 января 2023 16:16 Фото Сергей Мельников

Интригующее и манящее слово «клад». Оно всем нам знакомо с детства. Кто из живущих на земле не мечтает отыскать спрятанные сокровища? История кладов стара как мир и окутана таинственностью. И в Омске немало случаев обнаружения настоящих кладов.

При знакомстве с энциклопедической литературой удаётся установить, что под словом «клад» понимается некая материальная сущность, которая была спрятана кем-либо не только в земле, но и в строениях. Отсюда под понятие «клад» попадают не только золотые и серебряные монеты, ювелирные изделия, произведения искусства, а также и старинные документы, бумажные деньги и различные предметы быта.

Наш город, возникший как крепость в эпоху Петра Великого, также может похвастаться целым рядом интересных находок, многие из которых бережно сохраняются поныне в омских музеях. Известный учёный-краевед А. Ф. Палашенков собрал в свою бытность немало сведений о кладах и интересных находках на территории Омска и Омской области, как до революции, так и в советское время. Но, несмотря на это, много загадок и тайн хранит ещё омская земля, раскрытие которых – дело будущего.

Водопровод помог найти монеты

При рытье канавы для водопроводных труб весной и летом 1912 г. на Любинском проспекте, как впрочем, и на некоторых и других улицах, были обнаружены старинные медные монеты, а именно: 1) «полушка» 1700 г.; 2) «денга» 1751 г.; 3) медная монета неопределённого достоинства, скорее всего копейка, с инициалами «Р.Р.» на одной стороне и изображением Георгия Победоносца — на другой, датированная 1753 г.; 4) 2 копейки 1797 г. и 5) «гривна» 1833 г.

Почтовая открытка с видом Любинского проспекта. Из частной коллекции

К сожалению, в обнаруженном нами перечне не указывается где конкретно, на какой улице и какая монета была обнаружена, зато говорится, что все вышеупомянутые артефакты были переданы на хранение в Омскую Городскую Управу (помещалась в здании, где ныне заседает Горсовет), в водопроводный отдел. Дальнейшую судьбу этих нумизматических раритетов нам проследить так и не удалось.

Находка мортиры

В сентябре 1941 г. на правом берегу Иртыша, на территории Сибзавода, при копке земли была обнаружена мортира. Залегала она на глубине 1-1,5 м. Вначале находке не было придано никакого значения, и она осталась на дне котлована. Только по прошествии года служащий завода Митин сообщил о находке в Омский областной краеведческий музей. При осмотре находки директором музея А.Ф. Палашенковым и профессором И.Н. Шуховым было установлено, что рабочими обнаружена чугунная мортира XVIII в. Длина ее равнялась 115 см, диаметр наружной дульной части при выходе 62 см, выходного канала — 33 см. Длина снарядного канала мортиры — 56 см. За снарядным каналом идет пороховой канал длиной в 3,5 см с более узким отверстием (15,5 см. в диаметре). Ни клейма, ни надписей на мортире не было. Общий вес мортиры достигал около двух тонн.

Одно из зданий на территории Сибзавода в Омске. 1933 г. Из фондов ГИАОО

Попытка доставить мортиру в музей так и не осуществилась. В котловане, на дне которого находилась мортира, был оборудован склад. Извлечь мортиру на поверхность нельзя было без частичной разборки склада. Когда (через 5 лет) музей снова поставил вопрос о мортире, то оказалось, что котлован уже засыпан и застроен.

По всей вероятности, мортира находилась на вооружении военной экспедиции, предпринятой И.Д. Бухгольцем по указу царя Петра в 1715 г. вверх по Иртышу. Экспедиция была оснащена 38 пушками и 15 мортирами разных калибров. Осенью И.Д. Бухгольц дошел до Ямышевских озер и здесь зазимовал. Весной 1716 г. он вынужден был покинуть Ямышевские озера, спустился по Иртышу вниз, вошел в устье Оми и здесь заложил Омскую крепость. Находившаяся на вооружении экспедиции артиллерия (пушки и мортиры), несомненно, была оставлена в основанной крепости. Впоследствии, когда миновала надобность в старой артиллерии, она была отправлена на артиллерийский склад, который долгое время находился на территории бывшего Сибзавода.

Два серебряных рубля

В сентябре 1946 г. на левой стороне Иртыша, в ауле Каржас при копке картофеля, детьми были найдены два серебряных рубля. Один рубль 1818 г., другой — 1843 г. Старожилы рассказывали, что подобные находки были здесь и раньше.

Каменная баба в Омской крепости

В 1951 г. известным учёным-краеведом А. Ф. Палашенковым на территории второй Омской крепости, возле здания Судебно-медицинской экспертизы, была обнаружена каменная баба. Находка сразу же была доставлена в Омский краеведческий музей. Изваяние изображало женщину с круглой, сильно втянутой в туловище головой, без шейной выемки. От времени черты лица деформировались, тем не менее, на изваянии были заметны нос, рот, глаза, рельефно обрисовывалась грудь. Каменная баба была сделана из крупнозернистого казахстанского гранита. Высота её достигала 1,17 м, диаметр 0,55 — 0,68 м. Работа с дореволюционной периодикой дала свои результаты. Так, в газете «Степной край» № 96 за 1894 г. было помещено сообщение, что в Омске вблизи Крепостного собора находится каменная баба. Это совсем недалеко от находки 1951 года.

Каменные бабы перед входом в ОГИК музей

Каменные бабы имели широкое распространение как в Азии, так и на юге Европейской части нашей страны. Своим началом они восходят к I тысячелетию до н. э. Позднейшие изваяния относятся к X и даже XV вв. Каменные изваяния обычно ставились при могилах лицом на восток. Учёные делят их на две группы: изображения умершего или побежденного им сильного врага. В последнем случае изваяния отличаются более грубой отделкой.

Клад на улице Яковлева

В 1984 году  на улице Яковлева (бывшей Проломной) во время строительных работ бульдозерист нашел глиняный сосуд, доверху наполненный золотыми монетами. Их было всего 164, достоинством 7.5, 10 и 15 рублей.

Бульдозерист В.С. Хандогин и обнаруженный им клад. Фото С. Антонюка. Фото из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина»

Позднее выяснилось, что клад был спрятан в начале прошлого столетия на месте бывшей дворянской усадьбы дочерью действительного статского советника Николая Николаевича Зубарева. Когда большевики захватили власть, вся семья Зубаревых была арестована. Избежать ареста удалось лишь юной дочери Александре. Девушка, прихватив с собой немного денег, спряталась в небольшой приусадебной пристройке.

По воспоминаниям самой Александры Степановны Зубаревой, ее отец имел большую сумму в золоте, но когда большевики решили все подчистую конфисковать, то ничего не нашли. Отец же скоропостижно скончался, так и не успев рассказать дочери, где зарыл ценности. Остался только теплый сарай на улице Яковлева, недалеко от здания ветинститута, где жила Александра Зубарева и скончалась в 80-х гг. прошлого века. После ее смерти сарай снесли, а утюживший землю бульдозерист В.С. Хандогин и откопал клад. Из 160 золотых червонцев царской чеканки в историко-краеведческий музей передали 10.

Из недавнего прошлого

Не секрет, что для любого кладоискателя самыми оптимальными условиями поиска является полное запустение, а лучше всего снос какого-нибудь старинного здания. Есть даже и такие специалисты в этом деле, которые подходят к поиску с особой тщательностью: собирают различные легенды, проверяют полученные данные в архивах, заносят каждый интересующий их  объект в картотеку. Однако таких педантов крайне мало. В основном ищут, полагаясь на удачу и его величество случай.

В 80-90-е годы теперь уже канувшего в историю ХХ века деревянная историческая застройка нашего города безжалостно сносилась. Снос этот в свою очередь привлекал кладоискателей и коллекционеров всех мастей. Стоило только бывшим владельцам съехать на новое место жительства, как старый дом «оживал» вновь. В него устремлялись как жители соседних строений, так и добытчики старины. Но если первые желали пополнить свой запас дров, то вторые были движимы желанием чего-нибудь отыскать.

Из бесед с участниками тех далёких «набегов» я усвоил, что искать в старинных домах нужно в трёх местах: в подвале или подполье, под печкой и  в чердачной засыпке. Следует отметить, что именно в ней обнаруживают 70 процентов различных находок. Достаточно вспомнить, что в конце 1980-ых- начале 1990-ых гг. именно в чердачной засыпке при реконструкции бывшего дома К.А. Батюшкина (Иртышская набережная, 9), а также зданий Городской  думы (ныне их занимает Горсовет) и Общественного Собрания (остатки этого здания, как «родные», так и построенные заново, находятся по улице Ленина, 25) были обнаружены уникальные находки. В первом случае они составили первые советские бумажные деньги и револьвер системы «Наган», а в двух других — дореволюционные и колчаковские документы.

Не стало исключением в этом плане и недавно снесённое здание под № 6 бывшей вечерней школы № 2, одиноко стоявшее в Центральном переулке. Сейчас на ее месте сделали развязку напротив ТК «Герцен-Плаза». При разборе перекрытий деревянной части дома в чердачной засыпке один из рабочих нашёл жестяную коробку, в которой были бумажные купюры царского времени начала ХХ века и сберегательные книжки.

Снесённое здание бывшей вечерней школы № 2 в Центральном переулке. Фото Александра Лосунова

Клад из дома Кабалкиных

Клад из дома Кабалкиных хранится в музее им. Врубеля. Изъят он был из дома, где сейчас расположен Либеров-центр, по улице Думская, 3. Профессиональный строитель-реставратор и любитель омской старины И. Л. Коновалов был свидетелем обнаружения клада. Нашли его рабочие в 1989 г.

Когда рабочие стали чистить подвал в этом доме, то обнаружили банку, заполненную старинными украшениями, всего около двух десятков предметов из серебра. Большая часть клада – это бижутерия. Предположительно, это специальный тайник, сделанный возможно даже слугами Кабалкиных. С установлением советской власти у владельцев дом отобрали, и те, кто спрятал ценности, потом забрать их просто не смог, либо не посчитал нужным, так как номинальная стоимость находки была невелика. Однако, по мнению специалистов, не исключается, что в музей попала лишь часть «заначки» Кабалкина. Что сталось с остальными драгоценными раритетами, неизвестно.

Бывший дом Кабалкиных. Фото из фондов БУК «ОГОНБ имени А. С. Пушкина»

Сколько ещё тайн о былой жизни хранят чердаки старых домов, которых остаётся в нашем городе всё меньше и меньше. За примером далеко ходить не надо. Так, например, в 2015 г. во время ремонтных работ в одном из домов в 16-м военном городке, который располагается за цирком, рабочие нашли на чердаке четыре винтовки Мосина и патроны к ним. Причем, они были упакованы в расчете на длительное хранение, это был своеобразный «схрон». Одна из этих винтовок американского производства, поэтому специалисты утверждают, что они принадлежали тем, кто сражался на стороне белых.

После 1917 г. закладка кладов для Омска и Сибири стала весьма распространённым и обычным явлением. Местные состоятельные жители, либо бежавшие перед натиском большевиков, или остававшиеся в городе, стремились избежать конфискаций и поэтому прятали ценности. А в связи с тем, что многие владельцы ценностей так и не вернулись в родные края, либо погибли, то думается, что в частной старинной застройке нашего города до сих пор сокрыто множество кладов.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу