Тре́моло домры (итал. tremolo, букв. — дрожащий), являющееся основным приемом игры на этом музыкальном инструменте, называют голосом Психеи. Быстрые колебания струны резонируют с душевными вибрациями слушателя, и мы воспринимаем уже не столько звук, сколько подлинное чувство. Эффект домры — в мгновенном переживании музыки. Если передается радость — то безудержная, если страсть — то экстатическая, если тоска — то невыразимая… Домра — капризная максималистка, поэтому о человеке, который любит слушать домру, можно сказать наверняка, что он любит настоящую свободу и открыт миру.
Века целенаправленного уничтожения домры — источника колоссальной силы и глубокой мудрости для народа — перекрыли доступ к живительным потокам вдохновения, которое дарил родной инструмент. Сегодня мало кто знает, что такое домра. Загадка добавляет таинственности, но сами домристы не устают объяснять знакомым людям, да и просто любопытным прохожим, что в чехле за их спиной не теннисная ракетка, не скейтборд и не хоккейная клюшка, не скрипка, не балалайка, не гитара и даже не рояль, не мандолина и не казахская домбра (ударение на последний слог), не большая ложка (!) и не автомат. Впрочем, порой жаль, что не автомат.
«То, что не убивает, делает нас… страннее», — говорил Джокер устами Хита Леджера в одном культовом фильме. Эта странненькая на вид домра — в свое время вечная спутница русских трикстеров (скоморохов и шутов) — в наши дни стала звучать со сцены. Невероятно! По мне, так звучащая домра — гораздо большая гарантия прав и свобод человека, чем любая европейская конвенция. Да, хотели домру запретить, но разве можно запретить свободу, если по определению свобода — это то, что не знает ограничения?
Есть в мире два человека, имена которых знакомы всем домристам — король и королева домры Александр Цыганков и Тамара Вольская (какие прекрасные говорящие фамилии, правда?). И разве это не гениально, что король домры Александр Цыганков родом из Омска? И разве не потрясающе, что суперпрофессиональная домристка Евгения Строкина, ученица Тамары Вольской, сейчас работает и выступает в нашей Омской филармонии в составе квартета народных инструментов «Тарские ворота». Я горжусь тем, что живу в городе, который является центром притяжения домрового искусства. А почему бы и в самом деле квартету «Тарские ворота» не стать брендом Омской области?
«Безграничные возможности» — именно так называлась одна из первых программ ансамбля «Тарские ворота». Этим названием и своим мастерством артисты напоминают мне и моему Омску, что мы можем все, что «чудеса делаются своим руками» (А. Грин). Пусть так и будет.